Тема

Значение слова Тема по Ефремовой:
Тема - То, что составляет основное содержание произведения, лежит в основе научного исследования, доклада, является предметом разговора и т.п.


Мелодически завершенное музыкальное построение, являющееся основным мотивом музыкального произведения или его части и служащее предметом дальнейшего развития; главный мотив музыкального произведения.
Форма, принимаемая в основу склонения или спряжения (в лингвистике).

Значение слова Тема по словарю Ушакова:
ТЕМА
темы, ж. (греч. thema). 1. Предмет какого-н. рассуждения или изложения. Сочинение на тему о наполеоновских войнах. Избрать темой рассказа колхозную жизнь. Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице. Лесков. ? Предмет, сюжет беседы, разговора. Обиходные темы сокращали наш мирный досуг. Некрасов. Туфта потерял нить и перешел к другой теме. Н. Острвскй. 2. Музыкальное предложение, представляющее собой развитой мотив и являющееся основой для разработки (муз.). Главная тема, побочные темы увертюры. Тема с вариациями. Мрачная тема анданте. Бравурная тема аллегро. Увертюра к опере "Фауст" построена на теме арии Валентина. 3. Производная глагольная основа, образующаяся прибавлением гласного звука (обычно "о" или "е") к корню (лингв.).

Значение слова Тема по словарю Даля:
Тема
ж. греч. предложенье, положенье, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют. | Мелодия, напев, музыкльное.

Значение слова Тема по словарю Брокгауза и Ефрона:
Тема — см. Фема.

Определение слова «Тема» по БСЭ:
Тема - [от греч. thйma, буквально - то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования, выступления, дискуссии. 2) Объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отображенных писателем или художником и спаянных воедино авторским замыслом. Органическая связь с идейным замыслом в известной мере даёт основания понимать Т. и как основную проблему, идею произведения (отсюда - понятия «идейно-тематическая основа» или «идейно-тематическое истолкование» произведения; см. Содержание и форма в искусстве).
Отмечая роль миросозерцания художника в выборе и формировании Т., следует иметь в виду, что художественная Т. не существует вне художественного образа и, в частности, вне Сюжета (в повествовательных и драматических произведениях), хотя её логическое вычленение и более допустимо, чем иных компонентов художественного содержания. Поэтому Т. нельзя трактовать однозначно: всякое произведение тяготеет к многотемности - тематике (этим же словом называют совокупность Т. отдельного писателя, художественного направления, эпохи). Образное
«бытие» Т. приводит также к тому, что в конечном итоге различные произведения на одну общую тему (например, о «лишнем человеке» или «потерянном поколении») обретают разный духовно-ценностный смысл; в поэзии существуют так называемые
«вечные темы» - о любви, смерти, свободе и др. В современном искусствознании бытует понятие «тематическая картина» - художественное произведение на значительные Т. (военно-исторические, трудовые, бытовые). Т. выступает жанрообразующим принципом в изобразительном искусстве (бытовой, исторический жанр, портрет) и отчасти в литературе (научная фантастика, детективная литература).
В музыке Т. - построение, выражающее определённую музыкальную мысль и представляющее важный элемент музыкального произведения. Как правило, в музыкальной пьесе Т. не только излагается, но и развивается. В полифонической музыке Т. одноголосна и поочерёдно проводится в различных голосах, в гомофонной музыке Т. обычно объединяет ведущую мелодию и сопровождающие голоса, дающие мелодии гармоническое истолкование. В основе относительно крупных музыкальных пьес часто лежит 2-3 и более контрастирующих Т. (см. Политематизм; наиболее сложное построение в инструментальной музыке свойственно сонатной форме). В других случаях сочинение строится на больших или малых свободных (вплоть до изменения жанровой основы) преобразованиях одной темы (см. Вариации, Монотематизм). Иногда, особенно в оперной музыке, значение Т. приобретают и очень короткие музыкальные построения (см. Лейтмотив).


Тема - исходная часть предложения, одно из двух основных понятий актуального членения предложения, при котором предложение делится в речи по смыслу на исходную часть, данное и то, что говорится о ней, - новое (см. Рема). Т. часто совпадает с подлежащим, но возможно и любое другое её выражение: «яблок/ - уйма»; «На второе/ подали бифштекс».
В письменной речи Т. обычно отделяется посредством тире (или не отделяется), в устной речи во многих языках Т. выделяется посредством интонации: «Охота/ запрещена». В русском языке Т. помещается чаще в начале высказывания. Во многих языках существуют особые морфологические или синтаксические показатели Т. (в японском, семито-хамитских и др. яз.). В так называемых нерасчленённых предложениях (со значением бытийности, констатации факта) Т. не выделяется: «Идёт снег», «Нет денег».
Лит.: Распопов И. П., Актуальное членение предложения, Уфа, 1961; Адамец П., Порядок слов в современном русском языке, Praha, 1966; Грамматика современного русского литературного языка, М., 1970.
Тема - Тема (Тема)
город в Гане. 58,8 тыс. жителей (1970). Порт на берегу Гвинейского залива Атлантического океана; грузооборот около З млн.т в 1972, главным образом импорт. Ж.-д. станция. Алюминиевый и сталелитейный заводы. Переработка нефти (импортной). Химическая (регенерация автомобильных шин, производство ядохимикатов, моющих средств и др.), текстильная, пищевая промышленность. Автосборка. Рыболовство; рыбохолодильник.

Тем..,    Тема    Тема Тема