Гус
Гус в Энциклопедическом словаре:
Гус - (Goes) Хуго ван дер (между 1435 и 1440-82) - нидерландский живописец.Смело и оригинально развивал реалистические традиции нидерландскойживописи 1-й пол. 15 в. Творчество Гуса (триптих ''Поклонение пастухов'', т.н. ''Алтарь Портинари'', ок. 1474-75) отличают драматичность, мягкиепейзажные фоны.
(Hus) Ян (1371-1415) -
национальный герой чешского народа, идеологчешской Реформации. В 1402-03, 1409-10
ректор Пражского (Карлова)университета.
Вдохновитель народного
движения в Чехии
против немецкогозасилья и католической церкви (порицал торговлю индульгенциями, требовалвозвращения к принципам раннего христианства, уравнения в правах мирян сдуховенством). Осужден церковным
собором в Констанце и сожжен.
Определение слова «Гус» по БСЭ:
Гус (Goes)
Хуго ван дер [ок. 1435-40, Гент (?), - 1482, монастырь Родендале, близ Брюсселя], нидерландский живописец. Работал главным образом в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Смело и оригинально развивал реалистические традиции нидерл. живописи 1-й половины 15 в., стремясь к единству драматического действия, к остроте индивидуальной характеристики персонажей (зачастую - людей из народа), к мужественной и яркой эмоциональности образов
(«Поклонение волхвов», Эрмитаж, Ленинград; «Поклонение пастухов» - т. н. алтарь Портинари, около 1474-75, Гал. Уффици, Флоренция; «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов» - в Картинной галерее, Берлин-Далем). Необычайно выразителен насыщенный холодный колорит произведений Г., проникновенно лиричны его пейзажные фоны
(«Грехопадение», Художественно-исторический музей, Вена), остро характерны портретные фигуры заказчиков (в алтаре Портинари и др.). При этом у Г. сохранялись угловатость, ломкость ритма, условность пространственных и масштабных соотношений. В поздней картине Г.
«Успение богоматери» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге) образы приобретают крайне напряжённый, экстатический характер.
Лит.: Недошивин Г. А., Портретные образы Гуго ван дер Гуса и кризис раннего нидерландского Возрождения, «Уч. зап. МГУ», 1947, в. 126, кн. 1; Winkier F., Das Werk des Hugo van der Goes, B., 1964.
Х. ван дер Гус. «Успение богоматери». Муниципальная художественная галерея. Брюгге.
Гус (Hus)
Ян (1371,
Гусинец, - 6.7.1415,
Констанца), национальный
герой чешского народа,
проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Родился в бедной крестьянской семье. В 1393 окончил
Карлов университет в Праге, в 1396
магистр, в 1401-02
декан факультета свободных искусств, в 1402-1403 и 1409-10
ректор Карпова университета. С 1402 проповедник Вифлеемской
часовни в Праге. С
начала деятельности
открыто объявил себя сторонником Уиклифа,
учение которого было
запрещено в Чехии. В проповедях, читаемых на чешском языке и собиравших
массы народа, Г. обличал католическое
духовенство, требовал
коренной реформы церкви, осуждал её
богатство, развращённость клира, симонию
(продажа и
покупка церковных должностей), выступал
против нем. засилья в Чехии,
угнетения бедняков.
Идеалом для Г. являлась
церковь, улучшенная по образцу церкви раннехристианской. Источником действий верующих Г. считал
Священное писание, а не
распоряжения официальной церкви и её главы. Проповеди Г. на первых порах вызвали
сочувствие определённых кругов господствующего класса в Чехии, заинтересованных в секуляризации церковных земель, симпатии чеш. короля Вацлава IV.
Однако в дальнейшем
развитие Г. идей Реформации вызвало
резкий отпор с их
стороны. В 1410 Г. был отлучен от церкви и в 1412,
после выступления против продажи
индульгенций, вынужден
покинуть Прагу. Г. отправился в Южную Чехию, где выступал с проповедями, всё
более выражая в них чаяния
широких народных масс. В
конце 1414 Г. был вызван на церковный
собор в
Констанце, где в открытом споре надеялся
защитить своё учение. Однако, несмотря на охранную грамоту императора Сигизмунда I, был схвачен и брошен в тюрьму. Все попытки католических церковников
склонить Г. к
отречению от его учения не привели к успеху. Г. был осужден
собором как
еретик и сожжён
заживо. Гибель Г. вызвала
скорбь, возмущение и
всеобщий взрыв народного недовольства в Чехии, вылившиеся в Гуситское
революционное движение.
В своей главной работе («О церкви», 1413), опираясь на народные традиции в критике церкви и общества и на произведения народных проповедников Яна Милича, Матвея из Янова, Г. сделал из учения Уиклифа
демократические и
гуманистические выводы. Г. не отвергал догматов Священного писания. Основным принципом гуманизма и орудием общественное
традиционное деление феодального общества на три
сословия (духовенство,
дворянство, простой народ), однако, согласно учению Г.,
сохранение власти в руках господствующих классов
допустимо только при условии
соблюдения ими «закона божьего».
В противном случае
подданные не только имеют
право, но даже обязаны
выйти из
повиновения, причём каждый человек самостоятельно судит о том, правильно ли была использована «правда божья».
Учение Г. заложило основу как бюргерской, так и крестьянско-плебейской революционной идеологии, оказало
влияние на
формирование идей нем. Реформации. Г. защищал национальные
права чеш. народа, чеш. язык и
культуру, разработал систему чеш. орфографии, которая в основных чертах сохранилась до нашего времени. В Праге установлен
памятник Г. (открыт в 1915,
скульптор Л. Шалоун).
Соч.: Spisy, c. 1-10, Praha, 1903-1927;
Послания магистра Иоанна Гуса, пер. с чеш. и лат., М., 1903.
Лит.:
Маркс К.,
Хронологические выписки,
(тетрадь) 2, в кн.:
Архив Маркса и Энгельса, т. VI, [Л.], 1939;
Рубцов Б. Т., Гуситские
войны, М., 1955; его же, Ян Гус, М., 1958; Machovec М., Husovo uceni a vэznam v tradici ceskйho n
бroda, Praha, 1953; Kalivoda R., Husitskб ideologie, Praha, 1961 (рус.
резюме, с. 495-511).
Н. М. Пашаева.
Ян Гус.
Гурьевская Область
Гус
Гуса