Хабермас

Хабермас в Энциклопедическом словаре:
Хабермас - (Habermas) Юрген (р. 1929) - немецкий социолог. С 1971 директорИнститута М. Планка по исследованию жизненных условий научно-техническогомира, последователь франкфуртской школы. Взгляды Хабермаса оказали влияниена студенческое движение во многих странах Запада в 60-70-х гг.

Определение слова «Хабермас» по БСЭ:
Хабермас (Habermas)
Юрген (р. 18.6.1929, Дюссельдорф), немецкий философ и социолог (ФРГ). Профессор во Франкфурте-на-Майне (с 1964). Директор (наряду с К. Вейцзеккером) института по исследованию условий жизни научно-технического мира в Штарнберге (с 1970). Начал деятельность как последователь М. Хоркхаймера и Т. Адорно; наиболее видный представитель
«второго поколения» теоретиков франкфуртской школы. В середине 60-х гг. идеолог студенческого движения, однако в дни выступлений студентов в 1968 отмежевался от них, перейдя на позиции умеренного буржуазного либерализма. Осуществляемая Х. в 70-х гг. комплексная программа исследований соответствует общему направлению социал-демократической партии Германии, идеологии реформизма, которую Х. стремится
«корректировать» в духе раннебуржуазных просветительских идеалов эмансипации, равенства, политически функционирующей литературной общественности. Традиционную для франкфуртской школы критику буржуазной культуры и общества Х. сочетает с усилиями, направленными на
«стабилизацию» капитализма, уделяя особое внимание развитию «правового» буржуазного государства. По отношению к марксизму Х. занимает ревизионистские позиции. Считая основой социальной структуры современного капитализма «классовый компромисс»,
Х. видит главную задачу в «нейтрализации» антагонистических противоречий посредством публичных дискуссий и постепенной «ликвидации» идеологии. Это, по Х., должно способствовать установлению в обществе «свободных от принуждения коммуникаций»
в рамках «всеобщего социального согласия». В многочисленных дискуссиях выступал как противник позитивизма в общественных науках и технократической ориентации. Основными компонентами эклектичной философии Х. являются: теория языковых игр Л. Витгенштейна, принцип
«взаимного признания», лежащий в основе гегелевской концепции нравственности, герменевтика немецкого философа Х. Гадамера, психоанализ З. Фрейда.
Соч.: Theorie und Praxis, 2 Aufl., Neuwied am Rhein - B., 1967; Erkenntnis und Interesse, Fr./M., 1968; Strukturwandel der Цffentlichkeit, 5 Aufl., Neuwied am Rhein - B., 1971; Technik und Wissenschaft als «Ideologic», 5 Aufl., Fr./M., 1971; Zur Logik der Sozial wissenschaften, 2 Aufl., Fr./M., 1971; Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie - was leistet die Systernforschung?, Fr./M., 1971 совместно с. N. Luhmann); Legitimationsprobleme im Sp
дtkapitalismus, Fr./M., 1973.
Лит.: Тавризян Г. М., «Актуальный» вариант «критической теории общества», «Вопросы философии», 1976, № 3; Die Linke antwortet J. Habermas, Fr/M.,1969; Rohrmoser G., Das Elend der kritischen Theorie, Freiburg im Breisgau, 1970; Glaser W. R., Soziales und instrumentales Handein. Probleme der Technologie bei Arnold Gehien und J
ьrgen Habermas, Stuttg., 1972.
Г. М. Тавризян.

Хаберлер    Хабермас    Хабиб