Эклектизм

Значение слова Эклектизм по Ефремовой:
Эклектизм - Неорганичное, внешнее соединение внутренне не соединимых взглядов, точек зрения, теорий, идейных направлений.

Значение слова Эклектизм по Ожегову:
Эклектизм - Неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов

Эклектизм в Энциклопедическом словаре:
Эклектизм - (эклектика) (от греч. eklektikos - выбирающий) - механическоесоединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий,художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительномискусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выборстилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющихкачественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей вархитектуре и художественной промышленности 19 в.).

Значение слова Эклектизм по словарю Ушакова:
ЭКЛЕКТИЗМ
и (устар.) эклектицизм, эклектицизма, мн. нет, м. (от греч. eklego - выбираю) (книжн.). Механическое, лишенное принципиальности, соединение разнородных начал, точек зрения, взглядов. Эклетизм в философии. Эклетизм в искусстве.

Значение слова Эклектизм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Эклектизм (от εκλέγω — избираю) — направление в философии, старающееся построить систему путем сочетания различных признаваемых истинными положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Термин этот ввел в употребление Потамон (II в. по Р. Х.), александриец, о котором говорит Диоген Лаэртийский в конце своего введения в "Жизнь древних философов". Эклектическое направление в том случае, когда оно приближается к синкретизму, т. е. к беспринципному и неметодичному соединению противоположных систем, заслуживает осуждения. Такой Э. знаменует упадок философского творчества и появляется в истории обыкновенно после того, как известный принцип теряет в сознании людей свою силу и господствующее положение. Так, после Платона и Аристотеля Э. постепенно распространяется, пока наконец в александрийской философии не получает всеобщего признания. То же самое замечается и в Вольфовой философии по отношению к философии Лейбница. В XIX в. эклектиком был Кузен (и Жуффруа), старавшийся сочетать принципы немецкого идеализма с началами английского эмпиризма. Критерием при определении истинности начал, которые стараются сочетать, обыкновенно служит "здравый смысл". Ежели такое направление в философии и не выдерживает критики, то это еще не значит, что всякий Э. должен быть осуждаем. Всякая система должна считаться с твердо установленными фактами и с истинными положениями, какой бы философской школе они ни принадлежали. Эту сторону дела особенно хорошо выразил Лейбниц, утверждавший, что все системы философии правы в том, что они утверждают, ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают. Выражая стремление считаться со всеми возможными направлениями и путем критики находить в них зерно истины, Э., следовательно, может обозначать требование широты кругозора в деле обоснования собственной системы. Э. Р.

Определение слова «Эклектизм» по БСЭ:
Эклектизм - в архитектуре и изобразительных искусствах, соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в период упадка больших художественных направлений.
Элементы Э. заметны, например, в позднем древнеримском искусстве (комбинация форм, заимствованных из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др.). К Э. тяготели представители болонской школы, которые полагали, что могут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.
Э. характерен для зодчества (особенно для оформления интерьеров) сер. и 2-й пол. 19 в., некритически использовавшего формы различных стилей (неоренессанс, неорококо и т.д.); однако архитектурный и оформительский Э. 19 в. с его «вселенским»
охватом архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на зарождение целостного в своей сущности, но питающегося из самых различных источников стиля «Модерн».
Э. продолжал оставаться особенно типичным для салонного искусства. Широкое распространение эклектические тенденции получили в западноевропейской и американской художественной культуре середины 20 в. (в связи с распространением моды на «ретроспективистские» стили художественного оформления, копирующие те или иные стилистические направления прошлого).
Лит.: Patetta L., L’architettura (dell’eclettismo. Fonti, teorie, modelli. 1750- 1900, Mil., 1975.

Экламптический    Эклектизм    Эклектик