Клише

Значение слова Клише по Ефремовой:
Клише - 1. Печатная форма из металла, дерева и т.п. с рельефной копией рисунка, чертежа, плана и т.п. для воспроизведения их в печати (в полиграфии).
2. перен. Ходячее, избитое выражение, избитая фраза.

Значение слова Клише по Ожегову:
Клише - Шаблонная фраза, ходячее выражение, речевой штамп


Клише Рельефное изображение на металле, дереве, пластмассе или линолеуме для полиграфического воспроизведения иллюстраций, чертежей Spec

Клише в Энциклопедическом словаре:
Клише - (франц. cliche) - иллюстрационная печатная форма высокой печати. Похарактеру рисунка подразделяются на штриховые (с рисунков пером, счертежей и т. п.) и растровые (с фотографий, рисунков акварелью, маслом).Получают травлением (см. Цинкография) или гравированием металла.


стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичныхречевых контекстах и ситуациях; шаблонная фраза, выражение (напр., ''Вопросждет своего решения'').

Значение слова Клише по словарю Ушакова:
КЛИШЕ
нескл., ср. (фр. clichй). 1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип.). В настоящее время клише обыкновенно приготовляются фототехническим путем на цинке. 2. перен. Шаблонное выражение, избитая мысль (книжн.).

Значение слова Клише по словарю Брокгауза и Ефрона:
Клише (франц. Clich é) — в графических искусствах — копия вырезанного на дереве или металле изображения, служащая для размножения его отпечатков. Так, в типографском деле К. называется копия со штампа большой заглавной буквы, виньетки, целого слова, фразы или страницы, набранных типографским шрифтом, с доски политипажного рисунка и проч., изготовляемая посредством отливки из легкоплавкого металла (клиширования). Самый простой способ получить такое К., если не имеется готовой углубленной медной формы для его отливки (матрицы), состоит в следующем: в плоскую, сделанную из твердой бумаги или картона коробку с загнутыми краями наливают легкоплавкий металл, обыкновенно употребляемый для литья шрифта, и когда этот металл, начиная остывать, превращается в полужидкую, кашеобразную массу, в него сильно нажимают рукой оригинал, предварительно прикрепленный к одному из концов деревянного штабика. Если оригинал резан из твердого металла, то можно также получить его оттиск в более мягком металле посредством ударов молотка. Сделанную тем или другим образом копию, воспроизводящую оригинал не выпукло, а углубленно и в обратном виде, тщательно натирают порошком болуса или графита и поступают с ней так же, как с оригиналом, т. е. оттискивают ее в полужидком легкоплавком металле, и таким образом получают точное воспроизведение оригинала уже в прямом виде, которое, будучи освобождено от окружающих ненужных частей металла и насажено на деревянную ножку или припаяно к оловянной подставке надлежащей высоты, может быть употребляемо вместе с обыкновенным типографским набором. Этот первоначальный способ изготовления К. значительно облегчен изобретением особой клишировальной машины. Еще более удобно стало получать типографские К. после изобретения стереотипии (см.) и применения к делу гальванопластики (гальванопластическое К., гальвано) и, наконец, целлулоида. В фотографическом производстве название К. дается светописным снимкам на стекле, так наз. негативом и позитивом. В художественном гравировании на меди и на стали название К. присвоено копиям с гравированных досок, изготовляемым при помощи гальванопластики и заменяющим их при печатании эстампов, в том случае, когда надо получить большое количество оттисков и сберечь оригинальную доску от порчи, неизбежной при многократных набиваниях ее краской и прокатывании между валами печатного станка. В настоящее время почти ни одна доска, мало-мальски хорошо гравированная бюренистом или аквафортистом, не поступает в руки печатника, а воспроизводится в нескольких гальванопластических К., с которых, после покрытия их тончайшим слоем гальванопластической же стали, и делаются оттиски в потребном числе экземпляров; сама же подлинная доска сохраняется на случай будущего употребления. Равным образом, и политипажные гравюры, в большинстве случаев, печатаются не с оригинальных деревянных досок, но с металлических К., изготовленных по ним гальванопластически, причем применение к их производству фотографии дает возможность по произволу уменьшать размеры политипажей и через то превращать работу гравера в чрезвычайно тонкую, почти микроскопическую. А. С-в.

Определение слова «Клише» по БСЭ:
Клише - штамп, явление индивидуального или социального языка, при котором для обозначения определенного содержания регулярно используется какое-нибудь одно из ряда синонимичных выражений. Употребляющий К. воспринимает его как общепринятый оборот, обусловленный языковой нормой. Часто К., по происхождению являясь образным или стилистически окрашенным выражением, теряет свою образность или стилистическую окраску (сравним, например, «слёзные мольбы», где «слёзные» выступает как трафаретный эпитет слова «мольбы» при более естественных «настойчивые, униженные просьбы»).
Среди К. - трафаретные сравнения, метафоры, например «город»
- «муравейник», «сердце» - «факел». К. особенно характерны для газетного и вообще официального языка. Неумеренное и неуместное употребление штампов делает актуальной борьбу с ними. Язык, изобилующий К., служит предметом осмеяния во многих сатирических произведениях (сравним пародирование штампов у М. Зощенко, М. Булгакова, И. Ильфа и Е. Петрова и др.).
В. М. Живов.


Клише - Клише (франц. clichй)
печатная форма для воспроизведения иллюстрационных изобразительных оригиналов способом высокой печати. В зависимости от характера репродуцируемого оригинала различают К. штриховое и растровое (см. Растр). К. штриховое получают с изображения (оригинала), состоящего из линий, штрихов, заливных фонов одинаковой насыщенности (рисунок пером, оттиск с гравюры, чертежи); К. растровое - с полутонового изображения, состоящего из элементов различной насыщенности (фотография, рисунок акварелью, маслом).
К. выполняют на дереве (см. Ксилография), линолеуме (см. Линогравюра), цинке, латуни, меди, пластмассе. Наиболее распространены К. на цинке, при изготовлении которых изображение (оригинал) первоначально фотографируют на пленку, фотомеханическим способом переносят на цинковую пластину, покрытую светочувствительным задубливающимся слоем, а затем углубляют промежутки между печатающими элементами химическим или электрохимическим травлением. К. на меди выполняют ручным гравированием или травлением в растворе хлорного железа. Применяется ускоренный метод так называемого одно-процессного травления К. на магниевых и цинковых пластинах в травильных машинах. К. изготавливают также на электрогравировальных аппаратах. С одного К. можно отпечатать 40-50 тыс. оттисков.
Лит.: Геодаков А. И., Цинкография, М., 1962; его же, Производство клише, М., 1972.

Кличка    Клише    Клиширование