Омейяды

Омейяды в Энциклопедическом словаре:
Омейяды - династия арабских халифов в 661-750, происходившая из рода омейяарабского мекканского племени курейш. Основатель - Муавия I. При Омейядахарабы завоевали Сев. Африку, большую часть Пиренейского п-ова, Ср. Азию идругие территории. Столицей халифата Омейядов был Дамаск. В результатевосстания 747-750 под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты и квласти пришли Аббасиды. Один из Омейядов - Абдаррахман I, бежавший вИспанию, основал там Кордовский эмират, положив начало династии КордовскихОмейядов.

Значение слова Омейяды по Религиозному словарю:
Омейяды - Аравийская династия халифов, занимавшая трон с 661 до 750 года после смерти сподвижника, двоюродного брата и зятя Мухаммеда Али. Ведет свой род от Абу Суфьяна. Первый же представитель династии Муавия в 661 году перенес столицу халифата в Дамаск и тем самым закончил период, когда Мекка и Медина были политическими центрами государства. Вся династия Омейядов была полностью уничтожена в 750 году халифом Абуль-Аббасом из династии Аббасидов. Из рук Абуль-Аббаса ускользнул только единственный представитель династии Абд ар-Рахман. После нескольких лет скитаний Абд ар-Рахман стал главой Кордовского эмирата. Последним представителем династии стал кордовский халиф Хишам III, уступивший в 1031 году трон династии Альморавидов.

Определение слова «Омейяды» по БСЭ:
Омейяды - династия арабских халифов (661-750), происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя. Первым омейядским халифом был Муавия I, сын главы мекканских курейшитов Абу Суфьяна. Будучи наместником Сирии, Муавия выступил против халифа Али и в 660 провозгласил себя (в Иерусалиме) халифом, но лишь в 661, после убийства Али, возглавил халифат. Продолжая политику своих предшественников, О. завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и др. территории (см. Арабские завоевания); вели длительную, но безуспешную войну против Византии, предпринимали несколько осад Константинополя (668-69, 673-78 и др.). О. ввели наследственный принцип верховной власти в роде О. (вместо избрания халифов после Мухаммеда). Они перенесли столицу из Куфы в Дамаск (халифат О. иногда называется Дамасским халифатом), Сирия стала столичной провинцией халифата. Основной социальной опорой О. была арабская феодализировавшаяся знать, основной производительной силой - крестьяне-общинники и издольщики. Труд рабов применялся главным образом в сфере обслуживания и в войсках. Ремесленное производство и торговля сохранялись преимущественно в руках податного коренного населения; оно же занималось ростовщичеством, а также поставляло служащих в государственный аппарат.
После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов (потомков Абу Суфьяна) Язида I (правил в 680-683) халифат фактически распался. Его восстановили в конце 7 в. Мерваниды, халифы ветви О., начало которой положил Мерван I (правил в 683-685). При О. в государственных учреждениях вместо греческих и др. местных языков был введён арабский язык. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, заменены золотым динаром и серебряным дирхемом арабской чеканки. Значительного развития достигли торговля и ремесло. В то же время тяжёлые поборы и новые налоги, которыми облагалось покорённое арабами население (при О. вместо фиксированной дани времён арабских завоеваний был введён налог по платёжеспособ ности),
поземельная политика О., рассчитанная на рост государственных доходов и ущемлявшая интересы не только местного, но и арабского населения, отказ от норм первоначального ислама, освобождавших обращенных в ислам подданных неарабского происхождения от налога Джизья, сузили социальную базу О. и привели к мощным антиправительственным восстаниям, проходившим главным образом под лозунгами шиитов (см. Шиизм) и хариджитов. В результате восстания 747-750 под руководством Абу Муслима О. были свергнуты, к власти пришли Аббасиды. Одному из немногих уцелевших О. Абдаррахману I удалось добраться до Испании и основать там в 756 Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских О.
Лит.: Бартольд В. В., Эпоха Омейядов по новейшим исследованиям, Соч., т. 6, М., 1966; его же, Халиф Омар II..., там же; Заходер Б. Н., История восточного средневековья, М., 1944; Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат, М., 1965; Надирадзе Л. И., Проблема государственной собственности на землю в халифате в VII-VIII вв., в сборнике: Арабские страны, М., 1970: Петрушевский И. П., К истории рабства в халифате VII-X вв.,
«Народы Азии и Африки», 1971, № 3; Shaban М. A., The Abbasid revolution, L., 1970.
Л. И. Надирадзе.

Омейядов Мечеть    Омейяды    Омела