Папье-маше

Значение слова Папье-маше по Ефремовой:
Папье-маше - Пластичная масса из бумаги и клеящих веществ, применяемая для изготовления бытовых и художественных изделий.

Значение слова Папье-маше по Ожегову:
Папье-маше - Легко поддающаяся формовке масса из смеси бумаги (или картона), гипса, клея, крахмала, применяемая для изготовления различных предметов путем прессования

Папье-маше в Энциклопедическом словаре:
Папье-маше - (франц. papier mache - букв. - жеваная бумага), легкоподдающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов(бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-машеизготовляются бытовые, декоративно-оформительские изделия.

Значение слова Папье-маше по словарю Даля:
Папье-маше
ср. несклон. франц. сбитая бумага, бумажная сбоина, толченка, исколоть, бумажное месиво - тесто.

Значение слова Папье-маше по словарю Брокгауза и Ефрона:
Папье-маше — название материала для формовки разнообразных предметов, содержащего в своем составе бумажную массу. Обыкновенно предметы эти представляют лишь дешевое подражание резьбе по дереву, тисненой коже, каменным скульптурным работам и т. п.; поэтому их снаружи отделывают соответственным образом с помощью красок и лаков, и сам материал остается невидимым. Когда предмет представляет не очень глубокий рельеф и должен быть легким, П.-маше делают прямо из рыхлой, неклееной бумаги. Так, для снимков с надписей на камнях археологи приготовляют блин из нескольких слоев тонкой "шелковой" бумаги, склееных жидким клейстером; в сыром виде этот блин накладывают на натертую жиром резную поверхность и плотно прижимают рукой, а при более глубокой гравировке пользуются еще ударами жесткой щетки. Когда блин подсохнет; его снимают и получают резкий отпечаток; подобный же прием употребляют при стереотипировании. Для более грубой работы — подражания лепной работе, для масок, игрушек — приготовляют сначала форму из гипса, серы, дерева или металла, иногда из многих частей, как для отливки. Гипсовую или деревянную форму пропитывают высыхающим маслом и дают ей просохнуть или же густо намазывают только на поверхности шеллаковым лаком. Для работы, поверхность всякой формы смазывают тонким слоем сала, накладывают первый слой хорошей неклееной бумаги, смазанной жидким клейстером, и пальцами и кистью заставляют бумагу хорошо прилечь к форме, разрывая ее где следует, затем продолжают наклеивать и придавливать соответственной формы оторванные лоскуты более толстой бумаги с краями, заостренными вследствие такого способа их приготовления, пока не образуется слой достаточной толщины. Иногда для прочности края подклеиваются полоской холста. После достаточного подсыхания, предмет легко отделяется от формы. Когда слой тонок, лицевой стороной может служить и наружная поверхность. Сплошные предметы: лошадки, петушки и т. п. делаются из двух половинок: по высыхании край срезывают вровень с краями формы и потом части склеивают. Подобным приемом делаются и известные "Лукутинские" табакерки и ящички. Основы этих изделий склеиваются столярным клеем из многих слоев тонкого картона, на деревянных формах, причем до полной просушки их сжимают соответственными деревянными зажимами. Просушенные предметы слегка поправляют ножом и напильником, затем их проваривают в конопляном масле с канифолью и сильно просушивают в горячей печи. После этой обработки картон получает свойства подобные дереву и подготовленные части можно пригонять и сглаживать напильниками. Для отделки, покрывают несколькими слоями грунта на лаке и янтарного лака; каждый слой засушивают в печи и тщательно шлифуют. Наконец, делают рисунок от руки, с подкладкой золота и серебра, и покрывают окончательным слоем лака. Производство это началось с 1780 г., с мастерской лакированных козырьков купца Коробова в Московском у. Через несколько лет козырьки эти вышли из моды, и наследник Коробова, П. В. Лукутин, и подражатель его, Ф.Н. Вишняков, начали выделывать табакерки. Особенным спросом долго пользовались табакерки с изображением пожара Москвы. В настоящее время центр производства в с. Осташкове и дер. Жестове, где около 130 чел. заняты этим делом и производят примерно на 83000 руб. в год, покупая материала примерно на 16000 рублей. Условия успеха заключаются в составе лака и грунта, который мастера держат в секрете. В других случаях употребляют настоящую массу из П.-маше. Для этого остатки бумаги и картона долгое время варят в котле с водой и, наконец, толкут в ступе или даже пропускают через "голандер" (см. Бумажное производство). Полученную массу смешивают и варят с мылом, гипсом и столярным клеем или клейстером, в различных пропорциях, смотря по роду изделий. Получается пластическое тесто, которое, однако, нельзя отливать, а надо вдавливать в формы, намазанные салом, чтобы она не пристала. Обыкновенно достаточно давления пальцами, но масса настолько губчата, что при этом выдавливается вода, которую извлекают с помощью губки; по мере высыхания надо повторять вдавливание массы в форму. Часто соединяют оба способа: образовав поверхность из бумаги хорошего качества, вдавливают затем более грубую массу для придания крепости формуемому предмету. В. Лермантов.

Определение слова «Папье-маше» по БСЭ:
Папье-маше (франц. papier mвchй, буквально - жёваная бумага)
легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из П.-м. изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением.

Папушовочный    Папье-маше    Пар