Угрюмов

Угрюмов в Энциклопедическом словаре:
Угрюмов - Григорий Иванович (1764-1823) - русский живописец. Представительклассицизма. Монументальные патетическо-патриотические композиции на темыотечественной истории (''Взятие Казани'', 1787-1799).

Значение слова Угрюмов по словарю Брокгауза и Ефрона:
Угрюмов (Григорий Иванович, 1764—1823) — исторический живописец и портретист; род. в Москве; был принят в 1770 г. в воспитанники Имп. акад. худож. Главным наставником его в Академии был Д. Левицкий. По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину "Агарь в пустыне", У. в 1787 г. отправился на казенный счет в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, возвратился в С.-Петербург в 1790 г. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. В 1794 г. он признан назначенным в академики и в 1797 г. получил это звание за картину "Испытание силы Яна Усмаря" (наход. в музее Академии). Будучи вскоре после того возведен в адъюнкт-профессоры, состоял им до 1800 г., в котором повышен в профессоры. С 1800 г. стал заседать в совете Академии. Наконец, в 1820 г. был сделан ректором исторической живописи. В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I; по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в С.-Петербурге, собор в Одессе и проч. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: "Взятие Казани" и "Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство", написанные для Михайловского замка (обе теперь — в Музее имп. Александра III), а также "Торжественный въезд св. Александра Невского во Пскове" (в Александро-Невской лавре). Кроме того, можно указать на образа его работы в СПб. Казанском соборе ("св. Зосима и Савватий", два архангела на южн. и сев. дверях иконостаса) и церквах л.-гв. Финляндского полка и бывшей Московского. У. был хороший, в академическом смысле, рисовальщик, умно, хотя и несколько театрально располагавший свои композиции и стремившийся в живописи не столько к силе, сколько к гармонии красок. Очень искусно писал портреты, каковы, напр., находящиеся в Третьяковской галерее в Москве портреты купца Водовозова и доктора Каменецкого. Как преподаватель, он имел большое влияние на успехи русской живописи, дав образование многих замечательных художников, в том числе Анд. Иванова, А. Шебуева, А. Егорова, О. Кипренского и др.

Определение слова «Угрюмов» по БСЭ:
Угрюмов - Григорий Иванович [30.4(11.5).1764, Москва, - 16(28).3.1823, Петербург], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1770-85), пенсионер АХ в Риме (1785-90). Полотнам У., при всей их условной театральности, композиционной искусственности, характерных для исторической живописи классицизма, присущи тяготение к темам национальной истории, к героической взволнованности образов, индивидуализации персонажей и передаче сложных движений
(«Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани»; оба - около 1800, Русский музей, Ленинград). Творчество У. оказало определённое влияние на русскую историческую живопись, обратившуюся к героическому прошлому русского народа. Писал также портреты. Преподавал в АХ с 1791; с 1797 академик, с 1800 профессор, с 1820 ректор. Ученики У. - А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. И. Иванов, О. А. Кипренский.
Лит.: Зонова З., Г. И. Угрюмов, М., 1966.
Г. И. Угрюмов. «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем». 1796-97. Русский музей. Ленинград.

Угрюмо    Угрюмов    Угрюмовато