Австромарксизм

Австромарксизм в Энциклопедическом словаре:
Австромарксизм - идеологическое и политическое течение, сложившееся в нач.20 в. в австрийской социал-демократии (К. Реннер, О. Бауэр, М. и Ф.Адлеры, Р. Гильфердинг и др.). Для австромарксизма характерны реформизм,попытка соединить марксизм с неокантианством, программакультурно-национальной автономии. Между двумя мировыми войнами''австромарксистской'' называли всю австрийскую социал-демократическуюпартию, которая стремилась занять особую промежуточную позицию междусоциал-демократическим и коммунистическим движениями. Некоторые позицииавстромарксизма нашли отражение в программных документах (1947, 1958,1978) Социалистической партии Австрии.

Значение слова Австромарксизм по Бизнес словарю:
Австромарксизм - идейное направление в австрийской социал-демократии в первой трети XX века (О.Бауэр,Р.Гильфердинг, К.Каутский, и др.). Главным тезисом экономических положений А. было положение о социализации производства и обращения в недрах капитализма. Социализация предполагала развитие местного самоуправления, коммунального хозяйства, создание кооперативов в промышленности и сельском хозяйстве. Австромарксисты считали возможным ограничение предпринимательской прибыли до минимальных величин, довести прибыль до размеров простой платы за управление. Австромарксисты утверждали, что социализация может происходить в результате различных экономических катаклизмов, когда большая часть предпринимателей теряют большую часть своих капиталов. Австромарксисты выступили за активное вмешательство государства в экономику, особенно в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

Определение слова «Австромарксизм» по БСЭ:
Австромарксизм - течение, сложившееся в начале 20 в. в австрийской социал-демократии под влиянием теоретических работ и политической деятельности её лидеров и идеологов К. Реннера, О. Бауэра, М. Адлера, Р. Гильфердинга (в начале его деятельности), Ф. Адлера и др. В период между двумя мировыми войнами в политической литературе
«австромарксистской» называлась вся австрийская социал-демократическая партия. А., как и австрийской социал-демократии в целом, были присущи многие характерные реформистские черты западноевропейской социал-демократии того времени и, в частности, точка зрения, что теоретические взгляды не имеют прямой связи с политической практикой и являются личным делом каждого. Для А. характерна внутренняя противоречивость. Некоторые из австромарксистов, например Ф. Адлер, увлекались учением Э. Маха, другие, как М. Адлер, пытались соединить марксизм с неокантианством. Третьи занимались преимущественно политической экономией и были сторонниками теории предельной полезности Бём-Баверка и его школы (см. Австрийская школа в политической экономии).
Существенные разногласия распространялись также на вопросы политической борьбы. В то время как О. Бауэр был центристом, К. Реннер принадлежал к правому крылу партии, а Ф. Адлер, начав политическую деятельность с решительных выступлений против социал-патриотической позиции руководства австрийской социал-демократии в годы 1-й мировой войны, закончил антисоветскими и антикоммунистическими выступлениями. А. в целом представлял собой, т. о., конгломерат самых разнородных научных и политических взглядов. Общими для представителей А. были склонность к компромиссам и умение прибегать к левым фразам, за которыми обычно скрывалось нежелание решительных действий. Левая фраза и даже некоторая готовность к действиям сочетались с оппортунизмом, парализовавшим эту готовность.
Острая национальная борьба в Австро-Венгрии порождала усиленное внимание к национальной проблеме. Национальный вопрос был одним из главных предметов обсуждения в австрийской социал-демократии вплоть до распада Австро-Венгрии (1918). Австрийская социал-демократия была первой социал-демократической партией, принявшей специальную программу по национальному вопросу - Брюннскую программу (1899), в которой выдвигался принцип территориального федеративного устройства Австрии. В советской исторической литературе Брюннскую программу обычно оценивали негативно, считая её программой культурно-национальной автономии, и относили к австромарксистской теории национального вопроса. В. И. Ленин, характеризуя австрийскую программу, писал:
«Чрезвычайно распространено ошибочное мнение, будто на этом (Брюннском. - В. Т.) съезде принята так называемая "культурно-национальная автономия". Наоборот. Она единогласно отклонена на этом съезде» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 313, см. также с. 225, 227; т. 25, с. 272). Вместе с тем В. И. Ленин констатировал компромиссный характер третьего пункта программы.
В действительности австромарксистская теория культурно-национальной автономии, оторванной от территориального расселения нации, сложилась в работах К. Реннера (1899, 1902) и О. Бауэра (1907) и была основана на ошибочном понимании нации как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. Сторонники А. неоднократно выступали с требованием пересмотреть, конкретизировать Брюннскую программу, однако эти требования не были осуществлены. Точка зрения австромарксистских теоретиков изменялась на протяжении последующего периода. Так, например, О. Бауэр писал в 1913:
«Австрия будет превращена в федеративное государство автономных наций или же прекратит свое существование», а в начале 1918 группа О. Бауэра признала в своей платформе право наций на самоопределение.
Действительный характер А. ярко проявился в период между двумя мировыми войнами, когда лидеры австрийской социал-демократической партии пытались занять промежуточную позицию между 2-м и 3-м Интернационалами. Они играли руководящую роль в создании т. н. 2Ѕ-го Интернационала (1921-23), затем слившегося со 2-м Интернационалом, в который вернулась и австрийская социал-демократическая партия.
В эти годы А. отличался от правого крыла международной социал-демократии как теоретическими взглядами, так и практической политикой. Линцская программа австрийской социал-демократической партии (1926) теоретически признавала при обострении классовой борьбы целесообразность и возможность диктатуры пролетариата для подавления сопротивления буржуазии законному правительству рабочего класса. Для обороны от нарастающей опасности фашизма австрийская социал-демократическая партия создала массовую вооружённую организацию (Шуцбунд) и в феврале 1934 призвала трудящихся к вооружённому выступлению против австрофашистского правительства. Однако это было сделано с опозданием, и теория обороны обрекала рабочий класс на отступления и поражения.
В дальнейшем в эмиграции некоторые лидеры А. сделали выводы из губительных последствий раздробленности рабочего движения и выступили за создание единого антифашистского фронта борьбы. В то же время в национальном вопросе представители А. придерживались ошибочной позиции. Они отрицали наличие процесса возникновения австрийской нации и после захвата Австрии (март 1938) гитлеровской Германией выступали против лозунга борьбы за независимость Австрии, считая, что только общегерманская революция может освободить Австрию от фашизма и что после этого Австрия останется в составе Германии. Ошибочные концепции А. в национальном вопросе возродились здесь на новой основе.
После 2-й мировой войны правое руководство Социалистической партии Австрии полностью отказалось от марксизма, от всей прогрессивной части политического и теоретического наследия А. Вместе с тем правосоциалистические лидеры, как и многие буржуазные политики и учёные, обращаются к А. в поисках исторического опыта.
Лит.: Ленин В. И., О «культурно-национальной» автономии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, К истории национальной программы в Австрии и в России, там же; его же, Заметки публициста, там же, т. 40; его же, Письмо к австрийским коммунистам, там же, т. 41; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос. Соч., т. 2, М., 1954; Турок В. М., От австромарксизма к современному ревизионизму,
«Новая и новейшая история», 1958, №4; Правые социалисты - против социализма, М., 1960, с. 306-55; Семенов Ю. И., Из истории теоретической разработки В. И. Лениным национального вопроса, «Народы Азии и Африки», 1966, №4, с. 106-29; Steiner H., Am Beispiel O. Bauers - die Oktoberrevolution und der Austromarxismus,
«Weg und Ziel», Sondernummer, Juli 1967; Mommsen H., Die Sozialdemokratie und die Nationalitдtenfrage im Habsburgischen Vielvцlkerstaat, W., 1963.
В.М. Турок.

Австроазиатские Языки    Австромарксизм    Австронезийские Языки