Чапек

Чапек в Энциклопедическом словаре:
Чапек - (Capek) Карел (1890-1938) - чешский писатель.Социально-фантастические произведения в духе антиутопии: пьесы ''R. U. R.''(1920), ''Средство Макропулоса'' (1922), романы ''Фабрика Абсолюта'' (1922),''Кракатит'' (1924) о катастрофической опасности дегуманизирующих тенденцийцивилизации (в т. ч. научно-технического прогресса); в романе ''Война ссаламандрами'' (1936), повести ''Первая спасательная'' (1937), пьесах ''Белаяболезнь'' (1937), ''Мать'' (1938) - сатирическое обличение милитаризма,фашистских расовых теорий. Рассказы, в т. ч. детективно-юмористическаякнига ''Апокрифы'' (1932). Очерки.

Значение слова Чапек по словарю Брокгауза и Ефрона:
Чапек (Фридрих Czapek) — чешский ботаник, доктор медицины и философии. Родился в Праге в 1868 г. Главные работы Ч. посвящены геотропизму. Примыкая в своих исследованиях к работам Цесельского и Дарвина, Ч. собрал много любопытных данных относительно разделения труда между "чувствующей" зоной верхушки корня, которая воспринимает геотропические раздражения, и его "двигательной" зоной, производящей геотропические изгибы ("Untersuchungen über Geotropismus", 1 894, 1895, 1898). Он работал также над изучением самого механизма восприятия геотропических раздражений ("Ueber den Vorgang der geotropischen Reizperception in der Wurzelspitze"); над вопросом о том, какие химические процессы происходят в геотропически-раздраженных верхушках корней ("Chemische Vorg ä nge in geotropisch-gezeizten Wurzelspitzen", 1897 и 1902) и проч. Эти работы, несмотря на интерес сообщаемых в них фактов, часто вызывали упреки в недостаточно критическом отношении автора к тем выводам, которые могут быть сделаны из наблюденных фактов. Этих упреков не избежал, между прочим, и главный экспериментальный метод Ч. для доказательства обособленности чувствующей и двигательной зон в верхушке корня — метод надевания на верхушку изогнутых под прямым углом стеклянных колпачков. Из остальных работ Ч. следует упомянуть исследования над выделениями корней ("Untersuchungen ü ber Wurzelausscheidungen", 1895) и изучение так называемых реакций на лигнин ("Ueber die sogennanten Ligninreactionen", 1899). С 1896 г. Ч. состоит профессором Немецкой высшей технической школы в Праге.

Определение слова «Чапек» по БСЭ:
Чапек - Чапек (Čapek)
Йосеф (23.3.1887, Гронов, - апрель 1945, концлагерь Берген-Бельзен, Германия), чешский живописец, график, писатель, антифашист. Представитель прогрессивного направления в чешском искусстве. Учился в Художественно-промышленной школе в Праге и в Париже. Печататься начал с 1907 вместе с братом К. Чапеком. В 1910-20-е гг. сотрудничал в прогрессивных газетах и журналах, писал критические статьи, фельетоны, выполнял карикатуры для газеты
«Народные новости» (Брно). В области изобразительных искусств в поисках выразительности и простоты средств обращался к отдельным приёмам кубизма, фовизма и примитивизма. В живописных композициях отражал жизнь городской бедноты («Человек с мешком», 1926, Национальная галерея, Прага).
Выполнял лаконичные по форме иллюстрации (рисунки, литографии, линогравюры) к произведениям чешских писателей, в т. ч. к романам К. Чапека «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924) и др., к собственным произведениям
(«Повесть о собачке и кошечке», 1929). Черты мягкой иронии и гротеска сменяются в творчестве Ч. драматической экспрессией - живописные циклы «Огонь» и «Мечта» (1938-39, Национальная галерея, Прага), отражающие в обобщённо-символической форме народные страдания в период фашистской диктатуры; проникнутые страстным гневом серии антифашистских карикатур.
Соч.: Stнn kapradнny..., Praha, 1930; Uměnн přнrodnнch nбrodů, Praha, 1938; O sobě, Praha, 1958.
Лит.: Pečнrka J., J. Čapek, Praha, 1961; Thiele V., J. Čapek a kniha, Praha, 1958; Halнk M., SIavнk J., Bojovnй dнlo J. Čapka, Hradec Krбlovй, 1964.


Чапек - Чапек (Čapek)
Карел (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, - 25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907. Большая часть ранних рассказов 1908-13 (вошли в сборники «Сад Краконоша», 1918; «Сияющие глубины», 1916)
написана совместно с братом Й. Чапеком.
Трагические события 1-й мировой войны 1914-18 определили напряжённые поиски Ч. критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов «Распятие» (1917),
«Мучительные рассказы» (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о «множественности» истин («каждый прав по-своему»). Не принимая революционную борьбу, Ч. склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия
«Разбойник» (1920), строятся как сопоставление несколько «правд»; Ч. мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.
Мировую известность Ч. принесли социально-фантастические произведения (драмы «R. U. R.», 1920, - о восстании роботов; слово «робот» придумано Ч.; «Средство Макропулоса», 1922; романы «Фабрика Абсолюта», 1922, и «Кракатит», 1924).
Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Ч. как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Ч. носят характер иронической и сатирической утопий - предостережений о катастрофическом потенциале, заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Ч. порой сказывается заданность философских тезисов.
В начале 20-х гг. Ч. создаёт путевые очерки «Письма из Италии» (1923) и «Письма из Англии» (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.
Во 2-й половине 20-х - начале 30-х гг. Ч. сближается с Т. Г. Масариком; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков «Адам-творец», 1927). Ч. временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники «Рассказы из одного кармана», «Рассказы из другого кармана», оба - 1929).
Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга «Апокрифы» (1932).
Обострение социальных противоречий и «животная доктрина» фашизма обнажили перед Ч. несостоятельность тезиса «каждый прав по-своему». Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии «Гордубал» (1933),
«Метеор», «Обыкновенная жизнь» (обе - 1934). Перед угрозой новой военной опасности Ч. приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР. Вершина творчества Ч. - роман
«Война с саламандрами» (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала
«цельного человека», способного к борьбе, определили содержание драмы «Белая болезнь» (1937), повести «Первая спасательная» (1937), последней пьесы Ч. «Мать» (1938).
Переживания Ч. в связи с Мюнхенским соглашением 1938 и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период «второй республики», обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Ч. оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Ч.: загородный дом-музей
«На стржи» и мемориальный музей на родине писателя.
Соч.: Spisy br. Čapků, sv. I-51, Praha, 1928-49; Dнlo br. Čapků, sv. 1-26, Praha, 1954-71; Vэbor z dнla K. Čapka, sv. 1-10, Praha, 1972-74: в рус. пер. - Собр. соч. [Предисл. Б. Л. Сучкова], т. 1-7, М., 1974- 1977; Соч. [Предисл. С. В. Никольского], т. 1-5, М., 1958-59; Избр., М., 1950; Об искусстве, Л., 1969.
Лит.: Шевчук В. I., Карел Чапек. Антифашистськi твори, Київ, 1958: Малевич О., Карел Чапек. Критико-биографический очерк, М., 1968; Никольский С. В., Роман К. Чапека «Война с саламандрами», М., 1968; его же, Карел Чапек - фантаст и сатирик, М., 1973; Бернштейн И. А., К. Чапек. Творческий путь, М., 1969; Волков А. Р., Драматургiя К. Чапека, Львiв, 1972; Сучков Б., Карел Чапек. Опыт современного прочтения,
«Знамя», 1974, №6- 7; Mukařovskэ J., Kapitoly z českй poetiky, sv. 2, Praha, 1948, s. 325-400; Harkins W. E., Karel Čapek, N. Y.-L., 1962; Janaszek-Jwaničkovб H., Karol Čapek czyli dramat humanisty, Warsz., 1962; Matu
ška A., Človek proti zkбze. Pckus о Karla Čapka, Praha, 1963.
С. В. Никольский.

Чапать    Чапек    Чаплажка