Хинаяна

Хинаяна в Энциклопедическом словаре:
Хинаяна - (санскр. - букв. - малая колесница), наряду с махаяной одно издвух основных направлений буддизма; южный буддизм. Утвердилась вШри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде и других южных странах. Буддийскийидеал ''освобождения'' принял в хинаяне форму преимущественно личногосовершенствования, независимого от каких-либо внешних условий, - идеалархата. Развила учение о дхармах. Основные философские школы: саутрантика,вайбхашика.

Значение слова Хинаяна по словарю Брокгауза и Ефрона:
Хинаяна (санскритское слово) — "великая колесница", или "великое средство переправы". Так называется учение древнейших буддийских сект, в отличие от махаяны ("великая колесница"), возникшей со времен Нагарчжупы, жившего спустя 4 века после смерти Будды Сакьямуни. Система X. представляла почти исключительно этико-философское учение, чуждое тех политеистических представлений, которые свойственны позднейшему буддизму. Важнейший отличительный признак X. составляет взгляд, что "спасение", т. е. освобождение от мира материального, доступно только некоторым, тогда как, по мнению приверженцев махаяны, все существа, в конце концов, достигнут спасения.

Определение слова «Хинаяна» по БСЭ:
Хинаяна - [санскр., буквально - малая колесница или малый (узкий) путь], наряду с махаяной одно из двух основных направлений Буддизма. Возникла в начале н. э. вскоре после появления буддизма, понятие Х. введено сторонниками махаяны в начале 1-го тысячелетия н. э. Х. включает в себя ряд школ: тхераваду, сарвастиваду (вайбхашику), саутрантику и др., хотя в настоящее время сторонники Х. склонны отождествлять её с учением тхеравады
(«школы старейших»). В ходе своего развития и распространения Х. утвердилась в южных странах (Цейлон, Лаос, Таиланд и др.), получив название южного буддизма. Основные тексты: «Типитака» (см. «Трипитака»), «Абхидхар-макоша»
Васубандху и др.
Характерная для всего буддизма проповедь личного совершенствования для достижения «освобождения» (нирваны) приняла в Х. форму провозглашения нравственного и интеллектуального развития личности, совершенно не зависимого от каких-либо внешних по отношению к человеку сил (и прежде всего божественных). При этом для Х. характерны относительно строгие и одновременно негативные нравственные принципы. Идеалом Х. является архат, лицо, неуклонно стремящееся прежде всего к личному совершенствованию и практически мало заботящееся о совершенствовании других. В философском плане это связано с непризнанием души и бога как самостоятельных сущностей и утверждением в качестве единственно существующего отдельных психофизически элементов - дхарм, определённых единиц жизнедеятельности личности в неразрывной связи с окружающим миром. Дхармы соединяют в себе субъективное и объективное, материальное и духовное и находятся в непрерывном движении.
Будда в Х. - историческая личность, отличающаяся от других несравненно большим совершенством, но не обладающая никакой божественной властью. Он выступает как высший идеал человеческого существа, образец для других, ибо потенциально любой человек может стать буддой.
Культ и ритуал в Х. хотя и заменены в принципе жизнью в монашеской общине (сангхе), однако сохраняют определённое значение, поскольку практически в странах южного буддизма развился своеобразный политеизм.
Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; La Vallйe Poussin L. de, Bouddhisme, P., 1909; Bareau A., Les sectes bouddhiques du petit Vйhicule, Saigon, 1955; Lamotte E., Histoire du bouddhisme indien, Louvain, 1958. См. также лит. при ст. Буддизм.
В. П. Лучина.

Хинастера    Хинаяна    Хинаяна (Тхеравада)