Карматы

Карматы в Энциклопедическом словаре:
Карматы - приверженцы наиболее радикальной из подсект мусульманскойшиитской секты исмаилитов. С кон. 9 в. возглавляли ряд восстаний.Социальные идеалы карматов - восстановление общинной собственности наземлю, всеобщее равенство. В 10 - кон. 11 вв. в Бахрейне существовалогосударство карматов. В кон. 11 - нач. 12 вв. движение карматов, как болееили менее автономное, прекратило существование.

Значение слова Карматы по словарю Брокгауза и Ефрона:
Карматы — крупная ветвь религиозно-политической секты исмаилитов (см.), перенесшая центр своей деятельности из Сирии в Персию. В 887 г. Ахмед, сын ибн-Меймуна Каддаха (см. Исмаилиты), послал в Иран даыя Хосейна эль-Эхвази, и он обратил в исмаилизм погонщика Хемдана по прозвищу "Кар мат", т. е. "уродливый". По происхождению Хемдан принадлежал к презираемому племени севадских набатейцев, состоявшему из крестьян и рабов. Возвратившись к своим землякам, он ловко и деятельно стал проводить среди них учение о грядущем избавителе, установил коммунизм (касавшийся и жен), внушил, что обряды и всякие внешние религиозные предписания — излишни, и провозгласил, что исмаилитам Бог разрешает безнаказанно грабить имущество и проливать кровь своих противников мусульман. К. очень скоро разрослись в целое хищническое государство. Сам Хемдан К. верил, что он действует в пользу алидов, а не каддахов; убедившись в противном, он отрекся от доктрины и исчез куда-то бесследно. Но дело, начатое им, не остановилось. К секте присоединялись во множестве пролетарии и вообще люди, недовольные социальными порядками. В 890 г. карматы основали в своем Иракском Севаде крепость Дароль-хиджре; оттуда в 899-901 гг. они благодаря даыю Абу-Саиду распространились в Бахрейне, где население также состояло из пролетариев и людей презираемых. Халифы чувствовали себя бессильными перед К., в течение 3/4 века являющимися бичом Аравии, Сирии, Ирака и Персии; они грабят, уводят жителей в неволю, налагают окупы и внушают панический страх. В 930 г. сын Абу-Саида, Абу-Т â гир, давно уже не дававший проезда пилигримам в Мекку и действовавший по приказаниям фатымида Обейдоллаха, решил окончательно уничтожить хадж (см.); внезапно напав на Мекку, он произвел страшную резню и похитил "Черный камень" (см. Кааба). Только в 939 г. святыня за огромный выкуп возвращена была мохаммеданам. В 969 г. К порвали связь с Фатымидской династией, и с того времени их неслыханное могущество стало падать; вместо них выдвигаются ассасины (см.). К. бахрейнские стояли к исламу ближе, чем севадские: принципиально они не отвергали Корана, а объясняли его иносказательно (отсюда их прозвище "батынии", т. е. аллегористы). Литература предмета указана в статье Исмаилиты; сверх того, важное значение имеют статьи М. Дефремери о батыниях, разбросанные в "Journal Asiatique" (40-е и 50-е года). Л. Крымский.

Определение слова «Карматы» по БСЭ:
Карматы - приверженцы одной из двух ветвей (подсект) мусульманской шиитской секты исмаилитов. Подсекта К. возникла в 9 в. в Южной Месопотамии. Основную массу К. составляли крестьяне, кочевники-бедуины, ремесленники. С конца 9 в. К. возглавляли ряд антифеодальных восстаний против Аббасидов (наиболее крупные в Южной Месопотамии, около 890-906; в Бахрейне, 894-899; в Сирии, 900-902). Социальный идеал К. - восстановление общинной собственности на землю, всеобщее равенство, которое, однако, не распространялось на рабов, - они должны были принадлежать не отдельным лицам, а общине в целом.
О религиозно-философских взглядах К. см. в ст. Исмаилиты. К 899 К. овладели Бахрейном и создали своё государство в Эль-Ахсе (Восточная Аравия), которое просуществовало до конце 11 в. В государстве К. преобладали свободные земледельцы и ремесленники; они не платили налогов. Государство владело 30 тыс. рабов (работали на полях, в садах, на ремонте мельниц и др.). Нападения К., непримиримых противников суннизма, на суннитские области (например, в 930 на Мекку) сопровождались грабежами, резнёй, угоном в рабство мирных жителей. Это оттолкнуло от К. широкие народные массы, сочувствовавшие социальному идеалу К., но не разделявшие их религиозных верований. Подавление восстаний К., жестокое их преследование Газневидами, внутренние распри ослабили К. В конце 11 - начале 12 вв. подсекта К. фактически прекратила существование.
Лит.: Беляев Е. А., Мусульманское сектантство, М., 1957; Бертельс А. Е., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959; Петрушевский И. П., Ислам в Иране VII-XV вв., Л., 1966, гл. XI (подробная библ.).
И. П. Петрушевский.

Карманьола    Карматы    Кармашек