Равенство

Значение слова Равенство по Ефремовой:
Равенство - 1. Одинаковость, полное сходство (по величине, качеству, достоинству и т.п.).
2. Такое положение людей в обществе, при котором они находятся в одинаковом отношении к средствам производства всего общества.


Алгебраическое выражение из двух частей, равных между собой.

Значение слова Равенство по Ожегову:
Равенство - Полное сходство, подобие (по величине, качеству, достоинству)


Равенство Положение людей в обществе, обеспечивающее их одиниковое отношение к средствам производства, одинаковые политические и гражданские права, равноправие
Равенство Соотношение между величинами, показывающее, что одна величина равна другой

Равенство в Энциклопедическом словаре:
Равенство - в логике и математике - отношение взаимной заменяемостиобъектов, которые именно в силу этой заменяемости и считаются равными (а =b). Отношение равенства обладает свойствами рефлексивности (каждый объектравен самому себе), симметричности (если а = b, то b = a) и транзитивности(если a = b, а b = c, то a = c). Буквенное равенство, верное для всехчисловых значений входящих в него букв, называется тождеством.


социальное - характеристика определенного общественногосостояния, составная часть многих социальных идеалов. Требованияполитического и социального равенства играли активную, часто революционнуюроль в историческом процессе. Стоицизм выработал понятие равенства всехлюдей, коренящегося в их общей разумной природе. Теоретики естественногоправа утверждали равенство как равноценность и равноправие всех людей, вт. ч. равенство всех перед законом. У Ж.-Ж. Руссо равенство (в т. ч.равенство воспитания) выступает необходимой предпосылкой свободы; впротивоположность этому А. Токвиль считал, что установка на равенствосоциальных условий жизни ведет к деспотическому эгалитаризму и утрателичной свободы. С критикой ограниченности юридического равенства итребованиями имущественного, экономического равенства как реализациисоциальной справедливости выступали представители различных теченийсоциалистической мысли 19-20 вв. В современной общественной мыслиподвергаются критике примитивные принципы уравнительного распределения иустановления полного равенства; наибольшее распространение получиликонцепции, в которых обосновывается необходимость обеспечения равныхусловий старта для вступающих в жизнь поколений.

Значение слова Равенство по Логическому словарю:
Равенство -  — отношение между знаковыми выражениями, обо­значающими один и тот же объект, когда все, что можно высказать на языке соответствующей теории об одном из них, можно выска­зать и о другом, и наоборот, и при этом получать истинные выска­зывания. Обозначаемые объекты могут быть построены различным способом, напр., один объект может быть представлен как «3•5», а другой как «20-5», но между ними может быть поставлен знак Р. Отношение Р позволяет заменять одни и те же объекты, постро­енные различным образом, друг на друга в различных контекстах (правило подстановочности). Выражения (формулы), содержащие пре­дикат Р., могут содержать переменные, или параметры. Если такая формула является истинной при всех значениях переменных (пара­метров), то отношение Р называют тождеством. Если же она явля­ется истинной лишь при некоторых значениях, то ее называют урав­нением. Отношение Р обладает свойствами симметричности, тран­зитивности и рефлексивности.

Значение слова Равенство по словарю Ушакова:
РАВЕНСТВО
(равенство устар.), равенства, ср. (книжн.). 1. только ед. Отвлеч. сущ. к равный, одинаковость, полное сходство (по величине, качеству, достоинству и т. п.). Без колхозов - неравенство, в колхозах - равенство прав. Сталин. Равенство сил. Равенство отношений. Равенство образования. Равенство треугольников. Равенство голосов. Равенство расстояния. Могу равенство меж вами я восстановить. Пушкин. 2. только ед. Такое положение людей в обществе, при к-ром они находятся в одинаковом отношении к средствам производства всего общества....Не может быть действительного равенства между хозяином и рабочим, между помещиком и крестьянином, если у первых имеется богатство и политический вес в обществе, а вторые лишены и того и другого, если первые являются эксплоататорами, а вторые эксплоатируемыми. Сталин. Под равенством марксизм понимает не уравниловку в области личных потребностей и быта, а уничтожение классов... Сталин. Сталинская конституция устанавливает равенство граждан, обеспечивая его законодательным закреплением факта уничтожения капитализма в СССР и освобождения граждан СССР от всякой эксплоатации. Политическое равенство. Социальное равенство. Эксплоататорский строй капитализма фактически устраняет равенство. "Свобода, равенство и братство" (лозунг французской буржуазной революции 1789 г. - лозунг формальной буржуазной демократии). 3. Алгебраическое выражение из двух частей, равных между собой (мат.). Знак равенства (=). Равенство, справедливое при всех значениях входящих в него букв, называется тождеством, справедливое же только при нек-рых значениях называется уравнением.

Определение слова «Равенство» по БСЭ:
Равенство - один из основных, наряду со свободой, идеалов справедливого общественного устройства. Понятие Р. имело различное содержание в разные исторические эпохи и у разных классов.
Проблема Р. возникла на заре истории человеческого общества вместе с делением на Классы, появлением рабовладения. Для рабовладельческой системы было характерно глубокое неравенство, полное бесправие рабов, которые считались «говорящим орудием».
Общественное неравенство в античную эпоху распространялось также на бедные слои господствующего класса. В эпоху феодализма общественное неравенство отнюдь не смягчилось, оно приняло лишь иной вид, выступая в форме сословного неравенства. Наиболее бесправным классом было крестьянство, зависевшее от феодалов не только экономически, но и политически. Наряду с этим существовала пирамидальная система неравенства в самом господствующем классе - от мелких до крупных феодалов и стоявшего над ними королевского двора.
Будучи самым ясным, простым и понятным массам, лозунг борьбы против неравенства служил лозунгом классовых битв. Под знаменем Р. проходили восстания рабов, например восстание Аристоника (2 в. до н. э.) воодушевлялось идеей построения «государства равных».
В средние века лозунг Р. вдохновлял все крупные крестьянские восстания: Жакерию во Франции, Гуситское революционное движение в Чехии, Крестьянскую войну 1524-26 в Германии. Идея Р. оказала большое влияние на восстания под руководством С. Разина и Е. Пугачева в России, на Тайпинское восстание в Китае.
Одновременно с практикой классовой борьбы развивалось и теоретическое осмысление причин общественного неравенства и путей его преодоления. В числе первых, кто прямо связал неравенство с частной собственностью на средства производства, были великие утописты Т. Мор и Т. Кампанелла. Особенно четко эта связь была показана Ж. Ж. Руссо в его знаменитом «Общественном договоре».
Взгляды утопистов и просветителей оказали огромное воздействие на общественную практику; в двух крупнейших буржуазных революциях - Английской буржуазной революции 17 века и Великой французской революции - действовали радикальные течения, провозгласившие своей целью утверждение всеобщего социального Р. (Левеллеры, т. е. уравнители, в Англии, «заговор равных» Г. Бабёфа во Франции).
Буржуазная революция и утверждение капиталистического строя действительно привели к значительным изменениям в общественных отношениях, в том числе к существенному прогрессу с точки зрения идеи Р. Впервые были отменены сословия и все сословные привилегии, провозглашен принцип Р. всех перед законом. Вместе с тем уже в первый период становления капиталистического строя общественная практика обнаружила ограниченный и иллюзорный характер принципа Р. в условиях капитализма. Буржуазная конституции провозгласили Равноправие граждан перед законом, ибо этого требует сам характер частного предпринимательства, условием существования которого является наличие на рынке свободной рабочей силы и право продавать и покупать её. Ограничиваясь формальной стороной дела, буржуазный лозунг Р. игнорирует реальные различия в социальном положении людей, их разделение на антагонистические классы, из которых одни эксплуатируют других. Это было раскрыто уже в произведениях Ш. Фурье и др. выдающихся социалистов-утопистов, обличавших пороки капиталистического строя.
Подлинно научную картину причин, характера и форм общественного неравенства при капитализме дали основоположники марксизма. Марксизм-ленинизм указал и практические пути преодоления общественного неравенства, утверждения Р., новых справедливых отношений между людьми в условиях социализма, а затем и коммунизма.
Социалистическая революция, как показал опыт Великой Октябрьской социалистической революции в России, а затем и др. социалистических революций, уже первым своим актом - передачей средств производства в собственность всего общества - совершает коренной переворот во всей системе общественных отношений. Все члены общества становятся в одинаковые условия в главном - в отношении к средствам производства. С ликвидацией эксплуататорских классов, построением социализма решается ряд др. кардинальных задач, связанных с проблемой общественного Р.: утверждается полное и подлинное политическое равноправие трудящихся независимо от их происхождения, социального положения, религиозных верований и т.д.; на основе ленинского решения национального вопроса устраняются вражда и недоверие между нациями, устанавливается полное равноправие в сфере национальных отношений; ликвидация дискриминации женщин и женского труда, целенаправленная работа общества по охране материнства в интересах облегчения ухода за детьми, ведения домашнего хозяйства, вовлечение женщин в активную трудовую деятельность способствуют преодолению неравноправного положения женщины.
При социализме обеспечивается равное право всех трудиться и получать справедливую оплату по труду, широкий комплекс социальных прав, гарантируемых государством, создаются общественные фонды потребления, распределяемые, как правило, вне зависимости от трудового вклада человека.
Означая крупнейший прогресс в деле утверждения подлинного Р., социализм в то же время не решает проблемы полностью. Здесь действует принцип равной оплаты за равный труд, но люди различаются по своим способностям к труду, квалификации, у них неодинаков состав семей. Существуют серьёзные различия в характере и содержании труда (труд умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный и т.д.). В силу этого сохраняется определённое имущественное неравенство (хотя, конечно, оно не идёт ни в какое сравнение с гигантским разрывом в материальном положении людей, существующим в эксплуататорском обществе). Полностью эта проблема может быть решена только при коммунизме, когда будут устранены существенные социальные различия в характере трудовой деятельности и введён принцип распределения по потребности.
Коммунистическое Р. не имеет ничего общего с вульгарными представлениями о Р. способностей, вкусов и потребностей. Именно в условиях изобилия и высокой сознательности людей возможно полное развитие их индивидуальности, раскрытие всего разнообразия их творческих способностей. В конечном счёте марксизм-ленинизм понимает под Р. полное уничтожение классов, создание условий для всестороннего развития всех членов общества.
Марксистско-ленинская теория категорически отрицает также уравниловку - лозунг, с которым, как правило, выступают последователи различных направлений мелкобуржуазного социализма. Равное распределение продукта независимо от трудового вклада и квалификации людей в современных условиях неизбежно оборачивается препятствием для роста производительных сил, ведёт не к накоплению общественного богатства (и следовательно, не к росту благосостояния масс), а к его оскудению. Иначе говоря, уравниловка в конечном счёте означает Р. в нищете. Попытки введения уравнительного распределения неизменно заканчивались крахом.
В эпоху государственно-монополистического капитализма, когда благодаря достижениям научно-технической революции и борьбе рабочего класса повысился уровень жизни в развитых капиталистических странах, буржуазная пропаганда использует это в спекулятивных целях, утверждая, будто проблема Р. успешно решается в т. н.
«государстве благоденствия», т. е. в развитых государствах Запада. Практика опровергает эти утверждения. В странах капитала продолжает увеличиваться неравенство между основной массой трудового населения и узким верхушечным слоем монополистов. Острота этой проблемы постоянно даёт о себе знать в классовых столкновениях, усиливающих общее кризисное состояние современного капитализма.
Только коммунизм на основе высокоразвитого производства и духовного расцвета каждого человека позволит окончательно ликвидировать общественное неравенство и тем самым разрешить одну из самых сложных социальных проблем человечества.
Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Капитал, т. 1, там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, отд. 1, гл. 10; Ленин В. И., Сила и слабость русской революции, Полное собрание соч., 5 изд., т. 15; его же, Либеральный профессор о равенстве, там же, т, 24; его же, Государство и революция, там же, т. 33; Программа КПСС. (Принята ХХП съездом КПСС), М., 1974; Шахназаров Г. Х., Социализм и равенство, М., 1959; Леонтьев Л. А., Проблема равенства в
«Капитале» К. Маркса, М., 1960; Курылев А. К., Коммунизм и равенство, М., 1971; Lakorf S. A., Equality in political philosophy, Camb. (Mass.), 1964.
Г. Х. Шахназаров.


Равенство - отношение взаимной заменимости (подстановочности) объектов, которые именно в силу их взаимной заменимости считают равными. Такое понимание Р. восходит к Г. В. Лейбницу. Взаимозаменимость может быть более или менее полной, что связано с глубиной (или интервалом) Р., но, вообще говоря, она всегда относительна, поскольку приравниваемые объекты - будь то предметы объективного мира или наши мысли (идеи, понятия, высказывания и пр.) - индивидуальны и неповторимы: в понятии
«взаимозаменимые объекты» уже содержится посылка о разделяющем их условии (признаке), т. е. индивидуация. Степень полноты взаимозаменимости (размерность Р.) естественно возрастает от сходства к тождеству. В последнем случае говорят просто о неразличимости, которую обычно приводят как критерий логического Р. (тождества), что, однако, неточно, поскольку неразличимость гарантирует, вообще говоря, только Р. в интервалеточностью до) условий неразличимости, а это последнее, в отличие от логического Р., не связано с обязательным выполнением транзитивности. Тем не менее стало уже традицией говорить о принципе Р. неразличимых, который в языке логики предикатов первого порядка выражается аксиомой (экстенсиональности):
x = y ⊃ (φ(x) ⊃ φ(y))
и аксиомой x = x, а в языке второго порядка определением:

x=ydf
=
∀φ(φ(x)≡φ(y))

Практикуемая в приложениях логики замена этих выражений конечным списком «содержательных» аксиом Р. для всех исходных индивидуальных функций и предикатов рассматриваемой теории с добавлением аксиом рефлексивности (x = x),
симметричности (x = y ⊃ y = x) и транзитивности (x = y & y = z ⊃ x = z) Р. является по существу переходом от чисто логической формулировки Р. к более слабой его формулировке - к Р. в интервале абстракции отождествления по предикатам конкретной теории (см. Тождество).
Лит.: Шрейдер Ю. Равенство, сходство, порядок, М., 1971; Математическая логика, пер. с англ., М., 1973, с. 181-199.
М. М. Новосёлов.

Равенственный    Равенство    Рави