Карраччи

Карраччи в Энциклопедическом словаре:
Карраччи - (Carracci) - семья итальянских художников болонской школы,представители академизма: Лодовико (1555-1619) и его двоюродные братьяАгостино (1557-1602) и Аннибале (1560-1609). Основали в Болонье ''Академиювступивших на правильный путь'' (ок. 1585). Эклектически соединяя приемывеликих мастеров Возрождения, создали академический тип алтарной картины имонументально-декоративной росписи барокко. Наиболее известен Аннибале,выполнявший портреты, религиозные и жанровые композиции, ''героическиепейзажи'', фрески (в Палаццо Фарнезе в Риме, 1597-1604).

Значение слова Карраччи по словарю Брокгауза и Ефрона:
Карраччи (Caracci) — семейство итальянских (болонских) живописце в: 1) Лодовико К. (1555-1619), живописец, гравер и скульптор, ученик Просперо Фонтаны, развившийся далее, во время своих путешествий, через самостоятельное изучение выдающихся итальянских мастеров. По возвращении своем в Болонью, будучи убежден в необходимости возрождения искусства, основал вместе со своими троюродными братьями, Агостино и Аннибале К., новую школу живописи, "академию направленных на путь" (degli Incamminati), которая вскоре сделалась в Италии центром художественного образования, несмотря на насмешки над нею старых маньеристов. Принципами ее были: непосредственное наблюдение природы, изучение антиков и подражание великим мастерам, напр. в рисунке и движенииМикеланджело, в колорите — Тициану, в композиции и выражении — Рафаэлю, в светотени и грации — Корреджо. Хотя художники, принадлежащие к этой академии, или, как их называют по почину самого Лодовико К., "эклектики", и достигают в своих произведениях некоторой своеобразности стиля, однако у их большинства бросается в глаза решительное старание подражать тем или другим избранным образцам. Так, напр., в ранних работах самого Лодовико К. (напр. во фресках С. Микеле-ин-Боско) слишком заметно подражание Корреджо и Пармиджанино. В более зрелых своих произведениях, он выказывает большую самостоятельность (напр. в "Богородице во славе", в Болонской пинакотеке, и во фресках из жития св. Бенедикта в монастыре С. Микеле-ин-Боско). Лодовико К. является также родоначальником особого рода картин страдальческого пафоса, каковы, напр., "Ессе h o mo" и "Mater dolorosa", которые столь обильны в болонской школе. В Импер. Эрмитаже имеются образцы его живописи: "Св. Семейство" (№ 163 и 164), "Несение креста" (№ 165), "Положение во гроб" (№ 166) и "Св. Севастиан" (№ 167). — 2) Агостино К. (1557-1602), живописец и гравер, ученик П. Фонтаны, Барт. Пассеротти и Дом. Тибальди, развился под влиянием Лодовико К. Обладая большою начитанностью, он взял на себя в Академии degli Incamminati чтение лекций по теории искусства. Его немногочисленные живописные произведения (лучшие из них — фрески во дворце Фарнезе, в Риме, исполненные в сотрудничестве с Аннибале К., "Причащение св. Иеронима" в Болонской пинакотеке, "Вознесение Богородицы", там же) отличаются правильностью рисунка и светлым, веселым колоритом. Гораздо значительнее Аннибале К. как гравер. Взяв себе за образец Корн. Корта, он довел свою манеру гравирования до высокого совершенства: Замечательнейшие из его гравюр: "Распятие" (с Тинторетто, 1589), "Эней и Анхиз" (с Бароччио, 1595), "Богородица с Младенцем" (с Корреджо), "Искушение св. Антония", "Св. Иероним" (с Тинторетто), а также некоторые собственного сочинения. 3) Аннибале К. (1560-1609), живописец и гравер, ученик Лодовико К., развившийся изучением Корреджо, Тинторетто, П. Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеям живописи весьма ярко проглядывает в его ранних произведениях; с основания Академии degli Incamminati он принимал деятельное участие в педагогической и в художественной деятельности этого заведения. В 1597 г. был вместе с ними вызван в Рим для украшения фресками дворца Фарнезе. Эти фрески, замечательные по своему удачному распределению, по осмысленности и разнообразию композиции и по свежести красок ("Триумф Вакха и Ариадны", "Меркурий и Парис", "Пан и Дианы", "Юпитер и Юнона" и пр.) принадлежат к числу особенно удачных его произведений. Умер 49 лет и погребен, согласно выраженному им перед смертью желанию, в Пантеоне, рядом с Рафаэлем. Достоинства живописных произведений этого художника состоят в искусстве композиции, в умно рассчитанном размещении фигур и в свежести колорита; но ему можно поставить в упрек отсутствие действительного, непосредственного вдохновения. Религиозные композиции Аннибале К. служат верным отражением сантиментальной, неискренней набожности его времени. Кроме картин духовного, мифологического и аллегорического содержания, писал также пейзажи (образцы их можно видеть в галереях Дориа, в Риме, в мадридском, берлинском и других музеях; пейзаж № 178 в Императорском Эрмитаже, к сожалению, сильно потемнел). Главные из его многочисленных произведений, рассеянных по разным галереям Европы, суть, сверх вышеупомянутых, следующие: "Богородица со святыми" (1592), "Воскресение Христово" (в Лувре), "Св. Рох" (в Дрездене), "Вакханка и сатир" (во Флоренции), "Христос и самаритянка" (в Вене), "Избиение младенцев" (в Мюнхене), "Св. Семейство" (в Импер. Эрмитаже, № 169), "Отдых на пути в Египет" (там же, 171), "Почивший Христос" (там же, № 172) и др. В своих гравюрах Аннибале К. воспроизводил почти исключительно собственные композиции ("Распятие", "Юпитер и Антиопа", "Христос" и пр.). А. Н-в.

Определение слова «Карраччи» по БСЭ:
Карраччи (Carracci)
семья итальянских художников болонской школы, представителей Академизма. Лодовико К. (крещен 21.4.1555, Болонья, - умер 13.11.1619, там же) и его двоюродные братья Агостино К. (15.8.1557, Болонья, - 22.3.1602, Парма) и Аннибале К. (3.11.1560, Болонья, - 15.7.1609, Рим) получили художественное образование в Болонье. В начале творчества испытали воздействие Корреджо, Микеланджело и Тинторетто. Эклектически соединяя приёмы этих мастеров, создали собственный стиль, явившийся реакцией на Маньеризм. Около 1585 основали в Болонье
«Академию вступивших на правильный путь», сыгравшую важную роль в выработке принципов академического искусства. Изучение натуры соединялось в их методе с её идеализацией в духе формального следования приёмам мастеров Высокого Возрождения. К. создали новый тип алтарной картины, отличающийся монументальностью композиции, эффектностью ракурсов и жестов, броскостью колорита
(«Мадонна Барджеллини» Лодовико К., 1588, «Причастие св. Иеронима» Агостино К., между 1591-93, - обе в Национальной пинакотеке, Болонья; «Вознесение Марии» Аннибале К., 1592, церковь Санта-Мария дель Пополо, Рим). совместно расписали фресками ряд дворцов в Болонье (Палаццо Фава, 1580-85; Палаццо Маньяни, 1588-90; и др.). Наиболее талантливым из братьев был Аннибале К. (работал в Болонье, а также в Парме, Венеции и Риме), выполнявший жанровые композиции и портреты, отмеченные живой непосредственностью наблюдений (автопортрет, 1590-е гг., Эрмитаж, Ленинград), а также пейзажи, проникнутые ощущением величия и гармонии природы, сыгравшие большую роль в создании типа так называемого героического пейзажа. Исполненные Аннибале совместно с Агостино фрески Палаццо Фарнезе в Риме (1597-1604) предвосхитили декоративные ансамбли эпохи Барокко. От различных сторон творчества К. во многом исходили представители двух главных направлений европейского искусства 17 в. - барокко и Классицизма.
Лит.: Catalogo critico della mostra dei Carracci, Bologna, 1956; Posner D., Annibale Carracci, L., 1971.
В. Э. Маркова.
Аннибале Карраччи. «Бегство в Египет». Около 1603-04. Галерея Дориа-Памфили. Рим.

Каррара    Карраччи    Каррель