Пантеон

Значение слова Пантеон по Ефремовой:
Пантеон - 1. Храм, посвященный всем богам (у древних греков и римлян).
2. Совокупность богов какого-л. культа.
3. Усыпальница выдающихся людей.

Значение слова Пантеон по Ожегову:
Пантеон - Монументальное здание - место погнребения выдающихся деятелей


Пантеон Совокупность богов какой-нибудь религии Lib
Пантеон Храм, посвященный всем богам

Пантеон в Энциклопедическом словаре:
Пантеон - (лат. Pantheon - от греч. Pantheion - место, посвященное всембогам), 1) в Др. Риме ''храм всех богов''. 2) Усыпальница выдающихся людей(Пантеон в Риме и Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне).


в Риме - памятник древнеримской архитектуры (ок. 125 н. э.).Величественная ротонда, перекрытая полусферическим кессонированнымкуполом, с центрическим световым отверстием. Тонко найдено равновесиемежду высотой и диаметром Пантеона.

Значение слова Пантеон по словарю Ушакова:
ПАНТЕОН
(тэ), пантеона, м. (от греч. pan - всё и theos - бог). 1. Здание, где хранятся останки выдающихся людей (книжн.). Парижский пантеон.

Значение слова Пантеон по словарю Брокгауза и Ефрона:
Пантеон (храмы)* (собств. Пантейон) — в древности храмы, посвященные всем богам. Внутренность в древности, по реставрации Адлера (Разрез). — План. — Внутренность в настоящее время. Наибольшей известностью пользуется римский, сооруженный в 25 или 27 г. до Р. Хр. Марком Агриппой, на Марсовом поле, близ им же построенных терм. Он был посвящен божествам рода Юлиев, статуи которых, например Марса и Венеры, стояли внутри этого сооружения. После неоднократных повреждений, причиненных пожарами и ударами молний, П. был реставрирован сперва имп. Домицианом и Адрианом, затем, в 202 г. по Р. Хр., Септимием Севером и его сыновьями. Об этой последней реставрации свидетельствует надпись над портиком храма, помещенная под надписью, высеченной Агриппой. В 1607 г., при папе Бонифации IV, П. был обращен в церковь, посвященную Богоматери и всем мученикам, и получил название S. Maria ad Martyres — церковь, которую вследствие ее круглой формы называют также С. Mapиa-Ротонда, или просто Ротондой. П. представляет собой круглое здание с портиком, не существовавшим в первоначальном плане, но возведенным еще при Агриппе, предполагавшем поместить в нем свою собственную статую и статую Августа. Портик образуют 16 колонн восточного гранита (8 по лицу, каждая в 4,5 м в окружности, с коринфскими беломраморными капителями превосходной работы). Он увенчан фронтоном, в настоящее время лишившимся некогда украшавших его бронзовых фигур. Внутренность П. представляет круглое помещение в 43,5 м ширины и такой же вышины, покрытое полукруглым куполом, с проделанным в середине циркульным отверстием 8,5 м в диаметре. В стенах устроены 8 ниш, в которых помещались статуи божеств; колонны, стоящие теперь в отверстиях этих ниш, относятся ко времени Домициана; они заменили собой другие колонны, находившиеся тут первоначально. Над архитравом идет представляющая собой продолжение цилиндра аттика, которая при одной из реставраций была расчленена пилястрами. Мраморная облицовка этих пилястров была удалена в 1774 г. Пол внутреннего помещения П. выложен порфиром и другими дорогими породами камня. Общее впечатление, производимое П., очень грандиозно, несмотря на то, что здание сильно пострадало вследствие хищнического отношения к нему некоторых императоров (Констант II, в 655 г., перевез в Константинополь вызолоченную бронзовую крышу) и пап. В 1881 и 1 8 82 г. вокруг П. были произведены раскопки, причем с задней его стороны открыты части сооружения, до того времени заслоненные позднейшими постройками, и обнаружен весь цоколь, скрывавшийся под новейшими наслоениями почвы. В П., в числе других знаменитых людей Италии, похоронен Рафаэль и первый король объединенной страны, Виктор-Эмануил II. Кроме римского П., знаменит также парижский. Он стоит на том месте, где некогда стояла церковь, посвященная покровительнице Парижа, св. Женевьеве. В 1764 г. Людовик XV заложил здесь колоссальное здание, которое и было возведено по планам архитектора Суффло. Парижский П. имеет в плане форму греческого равноконечного креста, над срединой которого высится купол на барабане. С западной стороны П. находится обширный портик, образуемый 22 калнелированными колоннами коринфского стиля в 20 м вышины. Ширина всего здания — 84 м, длина — 112 м. Внутренность П. представляет в средине, под куполом, круглое пространство, к которому примыкают четыре боковые крыла. Над куполом фонарь, обведенный решеткой, отсюда открывается великолепный вид на весь Париж. Вышина всего здания от пола до фонаря достигает до 90 м. Здание еще не было окончено постройкой, когда, в 1791 г., национальное собрание переименовало его в Panth é on Francais и определило ему быть хранилищем портретных статуй великих людей, тела которых погребались бы в подвальном этаже здания. При Наполеоне I П. снова был передан в духовное ведомство, причем, однако, удержал за собой значение усыпальницы выдающихся деятелей эпохи империи. В 1822 г., он был обращен в церковь св. Женевьевы. Июльская революция снова возвратила П. гражданский характер, который и оставался за ним до 1855 г. Наполеон III, декретом от 6 декабря 1855 года, отдал его опять религиозному культу. Наконец, 27 мая 1885 г., президент французской республики Греви, чтобы дать возможность похоронить в П. тело Виктора Гюго, снова обратил его в усыпальницу великих людей, не имеющую церковного характера. О. римском П. см. Адлера, "Das Pantheon zu Rom" (Б., 1871), и Ланчьяно, "Il Panteon e le terme di Agrippa" (в "Notizie degli scavi" за 1881 и 1882 гг.).

Определение слова «Пантеон» по БСЭ:
Пантеон - Пантеон (лат. Pantheon, от греч. Pбntheion - храм или место, посвященное всем богам)
1) в Древнем Риме - «храм всех богов» (см. Пантеон в Риме). 2) Усыпальница выдающихся людей. Обычно в качестве П. используются здания, имеющие (или первоначально имевшие) культовое назначение: Вестминстерское аббатство в Лондоне (1245-1745); церковь Сент-Женевьев в Париже (1764-90, архитектор Ж. Ж. Суфло), ставшая Французским П. в 1791, в период Великой французской революции.


Пантеон - в Риме, храм, посвященный всем богам, выдающийся памятник древнеримской архитектуры. Сооружен около 125 н. э. на месте одноимённого храма, построенного Агриппой. П. представляет собой ротонду, перекрытую огромным полусферическим кессонированным куполом (диаметром свыше 43 м), имеющим в центре отверстие (диаметром около 9 м), через которое освещается интерьер; купол выполнен из бетона, прослоённого кирпичами; стена, поддерживающая купол, внутри разделена на 2 яруса, нижний из которых расчленён 7 нишами. Р интерьере П. достигнуто гармоническое равновесие между высотой и диаметром сооружения. Купол, доминирующий в пространстве ротонды, расчленён кессонами и, не подавляя зрителя своей тяжестью, торжественно высится над его головой подобно небосводу. Вход в П. подчёркнут портиком из 16 гладких коринфских колонн (8 по фронту, остальные в глубине). Замечательный ясной величественностью и цельностью образа, П. оказал огромное влияние на архитектуру своего и последующего времени. В средние века П., неоднократно подвергавшийся частичным переделкам, был превращен в церковь; ныне- национальный мавзолей, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства (Рафаэль, Б. Перуцци).
Лит.: Fine Licht К. De, The rotunda in Rome, Kbh., 1968.
Купол: 1. Ложный купол «гробницы Атрея» в Микенах. 14 в. до н. э. (?). Разрез. 2. Пантеон в Риме. Около 125. Продольный разрез. 3. Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. 1404. Разрез. 4. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420-36. Архитектор Ф. Брунеллески. Разрез. 5. Казанский собор в Ленинграде. 1801-11. Архитектор А. Н. Воронихин. Разрез.

Пантеон в Риме. Около 125 н. э. Интерьер.

Пантеллерия    Пантеон    Пантера