Максим Исповедник

Максим Исповедник в Энциклопедическом словаре:
Максим Исповедник - (ок. 580-662) - византийский богослов, главный оппонентмонофелитов. В 653 арестован, подвергнут мучениям, сослан. Комментатор''Ареопагитик''. Задача человека в мистической концепции Максима Исповедника- восстановить целостность своей природы и космоса. Оказал сильное влияниена Иоанна Скота Эриугену и средневековую мистику.

Значение слова Максим Исповедник по словарю Брокгауза и Ефрона:
Максим Исповедникзнаменитый деятель и учитель церковный (582-662), самый сильный, после Оригена, философский ум на христианском Востоке, глубокий знаток Платона, Аристотеля и неоплатоников, прославился в истории церкви своей неустанной и энергичной борьбой против ереси монофелитской, изобретенной константинопольским патриархом Сергием и императором Гераклием и поддерживаемой их преемниками, а также всей тогдашней иерархией на Востоке (за исключением иерусалимского патриарха Софрония). Происходя от знатных родителей, М. получил превосходное образование и был секретарем императора Гераклия, но, когда тот издал благоприятный для новой ереси указ (έκθεσις), удалился от двора, постригся в монахи и скоро был избран в игумены. Для борьбы с распространившимся монофелитством он ездил в Египет, Северную Африку и долгое время провел в Риме. После того, как Папа св. Mapтин за исповедание православия был взят под стражу, увезен в Константинополь и замучен в ссылке, М. также был судим за государственную измену, подвергся (вместе с двумя своими учениками) урезанию языка и отсечению правой руки (в 659 г.) и был сослан в страну лазов (близ Кавказа), где и скончался. Монофелитская (единовольческая) ересь была смягченным видоизменением ереси монофизитов (единоестественников), которые более или менее последовательно стремились к устранению из понятия о Христе Его человеческого начала, упраздняя таким образом самую сущность христианства как религии богочеловеческой. Осужденное на Халкидонском (IV вселенском) соборе (в 451 г.), это направление не утратило своей силы на Востоке — в Сирии, Армении и особенно Египте. Религиозное разделение, более или менее связанное с национальной враждой, грозило государственному единству империи; отсюда постоянное, но безуспешное стремление императоров к примирению религиозных партий посредством компромиссов: генотикон (см.) имп. Зенона в конце V в., в следующем веке старания имп. Юстиниана привлечь монофизитов через осуждение ненавистных им "трех глав" (см.), наконец, в VII в. более глубокий компромисс монофелитский. Это новое учение, соглашаясь с православием, что в Христе пребывают два естества — божеское и человеческое, — утверждало в Нем существование только одной воли (θέλημα) и одного действования (ένέργια, operatio). Против этого M. — единственный в то время значительный философ во всем христианском мире — доказывал, что воля и действование присущи естеству или природе: следовательно, если в Христе пребывает самостоятельное по своим свойствам человеческое естество (не поглощенное божеским), то в Нем необходимо должна пребывать и самостоятельная человеческая воля или естественное хотение, с соответствующим ему действованием. Для личного или ипостасного единства достаточно нравственного согласия или гармонического сочетания двух волений, без слияния их в один физическийметафизический) акт. Это православное учение восторжествовало через 18 лет после смерти М., на VI вселенском соборе в Константинополе. В общем своем миросозерцании св. М. примыкал к идеям так наз. Дионисия Ареопагита, но с большим равновесием между мистическим и рациональным направлением умозрения. Комментариями М. на Ареопагита воспользовался впоследствии Иоанн Скот Эригена, так что М. представляет собой посредствующее звено между греко-христианской теософией и средневековой философией Запада. Главные сочинения М.: "Недоуменные вопросы к Фалассию о Св. Писании", "Спор с Пирром", "Главы о любви", "Диалоги о св. Троице", "Мистагогия"; Полное собрание соч. М., изданное Комбефизом, перепечатано у Миня (ХС и XCI тт. "Patrol. curs. compl.", series graeca). Память преподобного М. Исповедника празднуется православной восточной церковью 21 января. Вл. С.

Определение «Максим Исповедник» по БСЭ:
Максим Исповедник (греческое Махimos Homologētés, латинское Maximus Confessor)
(около 580, Константинополь, - 13.8.662, Лазика), византийский мыслитель и богослов. В молодости государственный деятель, с 613-614 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент монофелитов, которым покровительствовало правительство; в 645 победил на диспуте с монофелитами в Карфагене, в 653 арестован, в 662 подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в ссылке. Философские взгляды М. И. окрашены сильным влиянием Аристотеля, Неоплатонизма и особенно Ареопагитик, в распространении которых М. И. сыграл решающую роль. В центре философско-теологической концепции М. И. - проблема человека. История мира делится М. И. на период подготовки вочеловечения бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасён и творение воссоединится с творцом. Основные события жизни Христа суть поэтому одновременно символы космических процессов. Этика М. И. основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологические наблюдения. Идеи М. И. оказали сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену, а также средневековую мистику.
Соч. в кн.: Migne J. P., Patrologiae cursus completus, ser. graeca, t. 90 - 91, Parisius, 1860.
Лит.: Епифанович С. Л., Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. К., 1915; его же, Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника, К., 1917; Balthasar Н. U. von, Kosmische Liturgie. Das Weitbild Maximus’ des Bekenners, 2 Aufl., Einsiedein, 1961; Thunberg L., Microcosm and Mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor, Cph., 1965.
С. С. Аверинцев.

Максим Грек    Максим Исповедник    Максима