Спенсер

Значение слова Спенсер по Ефремовой:
Спенсер - 1. Корсаж со шнуровкой.
2. Короткая облегающая куртка.

Спенсер в Энциклопедическом словаре:
Спенсер - (Spencer) Герберт (1820-1903) - английский философ и социолог,один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы всоциологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщейэволюции; в этике - сторонник утилитаризма. Внес значительный вклад визучение первобытной культуры. Основное сочинение - ''Система синтетическойфилософии'' (1862-96).


(Spencer) Стенли (1891-1959) - английский художник. Продолживтрадиции прерафаэлитов, создал в своей живописи один из самобытнейшихвариантов магического реализма. Сцены из быта английской глубинкипревращаются у него в подобие мистических видений, включающих христианскиемотивы.
(Spencer) - залив Индийского ок., у южного берега Австралии, междуполустровами Эйр и Йорк. Длина 330 км, ширина у входа ок. 80 км, глубинадо 64 м. Приливы неправильные суточные (до 3,6 м). Крупный порт -Порт-Пири.
(англ. spencer - по имени лорда Спенсера, считающегося авторомэтого вида одежды), коротенькая курточка с длинными рукавами, закрывающимикисти рук. Мужчины носили спенсер очень недолго на рубеже 18-19 вв. Позжеон стал частью только женского костюма.
Эдмунд (ок. 1552-99) - английский поэт. Пастораль ''Календарьпастуха'' (1579) в духе народной поэзии. В незаконченной поэме ''Королевафей'' (1590-96), аллегорически изображавшей жизнь двора Елизаветы I,сочетал дидактику с гуманистическими устремлениями. Ввел в английскоестихосложение т. н. спенсерову строфу. Прозаический трактат ''О современномсостоянии Ирландии'' (1633).

Значение слова Спенсер по словарю Ушакова:
СПЕНСЕР, спенсера, м. (англ. spencer) (старин.). Род короткой куртки. Сидит у окна в зеленом бархатном спенсере. Лесков.

Определение слова «Спенсер» по БСЭ:
Спенсер - Спенсер (Spencer)
Герберт (27.4.1820, Дерби, - 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников Позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837-41), затем сотрудничал в журнале «Экономист» («Economist»)
(1848-53), большую часть жизни провёл как кабинетный учёный. Философия С. явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя С. и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля, кантианство, натурфилософские идеи Ф. Шеллинга и Шотландская школа.
Философию С. понимал как максимально обобщённое знание законов явлений; т. о., философия, по С., отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания. С. исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация учения И. Канта. Познаваемое - «мир явлений», Непознаваемое - «Вещь в себе»).
Наука, по мысли С., способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения
«...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального» («Основные начала», СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у С. как «первоначальная причина», в признании наличия которой сходятся наука и религия (см. там же, с. 82-103).
В теории познания С. развивал концепцию т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощущения не похожи на предметы; однако каждому изменению предмета соответствует определённое изменение структуры ощущений и восприятий («иероглифизм»).
С. пытался соединить Эмпиризм с априоризмом (см. Априори), признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. Согласно С., то, что априорно для личности, апостериорно для рода.
Специфическая особенность позитивизма С. - его учение о всеобщей эволюции, основанное на механистической интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологического учения Ч. Лайеля, физического закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. С. сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движению, соединению (интеграции) и рассеянию (дезинтеграции). Под это механистическое понимание эволюции С. пытался подвести все явления - от неорганических до нравственных и социальных, утверждая, что общее направление эволюции - к равновесию. Отказываясь искать причины эволюции С. понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Отсюда возникает внутреннее противоречие концепции С.: учение об эволюции не относится им к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение закономерной связи между последовательными состояниями тел. Теория эволюции С. не могла объяснить качественные изменения в развитии; это отчётливо выразилось также в понимании С. биологической эволюции - как приспособления внутренних отношений к внешним с целью сохранения существования (см. «Основания биологии», т. 1-3, СПБ, 1899).
С. является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках различных административных органов С. понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития С. считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущественно наибольшую приспособленность
«дифференцированного» (т. е. разделённого на классы) общества. С. - противник социализма, считавший революцию «болезнью» общественного организма.
В этике С. стоял на позициях Утилитаризма и Гедонизма; нравственность, по С., связана с пользой, которая и есть источник наслаждения. Эстетические воззрения С. сочетают различные мотивы: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание искусства как игры, идущее от Ф. Шиллера, и утилитаризм, согласно которому прекрасно то, что было в прошлом полезно. Психология С. явилась одним из источников психофизического параллелизма (см. Психофизическая проблема) и генетической психологии. Педагогические идеи С. были связаны с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования. С. внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований.
Философия С. была квинтэссенцией буржуазно-либеральных иллюзий викторианской (доимпериалистической) эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания середины 19 в. Она пользовалась большой популярностью, оказала значительное влияние на Эмпириокритицизм и Неопозитивизм.
Соч.: Works, v. 1-18, L. - N. Y., 1910; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-7, СПБ, 1866-69; Соч., т. 1-7, СПБ, 1898-1900: Автобиография, ч. 1-2, СПБ, 1914.
Лит.: Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960, гл. 4; Богомолов А. С., Идея развития в буржуазной философии 19 и 20 вв., [М.], 1962, гл. 2; Кон И. С., Позитивизм в социологии, [Л.], 1964, гл. 2; Hudson W., An introduction to the philosophy of H. Spencer, N. Y., 1894; Royce J., H. Spencer, N. Y., 1904; Haberlin P., H. Spencers Grundlagen der Philosophic, Lpz., 1908; Duncan D., The life and letters of H. Spencer, N. Y., 1908; Schwarze K., H. Spencer, Lpz., 1909; Taylor A. E., Herbert Spencer, N. Y., 1928: Runmey J., H. Spencers sociology, L., 1934; Peel J., H. Spencer. The evolution of a sociologist, N. Y., 1971.
И. С. Нарский.


Спенсер - Спенсер (Spenser)
Эдмунд (около 1552, Лондон, - 13 или 16.1.1599, там же), английский поэт. Учился в Кембриджском университете; магистр. «Календарь цастуха» С. (1579) - Пастораль из 12 эклог, каждая из которых связана с одним из месяцев года. Традиционная аллегория служит у С. и целям сатиры -
«Возвращение Колина Клаута» (1591, опубл. 1595), басня «Сказка матушки Хабард» (1591). Лирика С. представлена гимнами (1596), циклом сонетов «Аморетти» (1591-95).
Самое крупное произведение С. - незаконченная аллегорическая поэма «Королева фей» (1590-96), проникнутая гуманистическими устремлениями. С. обращается к Артуровским легендам, развивает традиции античного эпоса и поэм итал. Возрождения. Аллегории С. охватывают придворную жизнь, политику. Создавая волшебный мир, он наделяет своих персонажей чертами живых людей, его поэзия по-своему реалистична. Английское стихосложение С. обогатил т. н. спенсеровой строфой.
Соч.: Works, v. 1-8, Bait., 1932-47; в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по западноевропейской литературе. Эпоха Возрождения, сост. Б. И. Пуришев, 3 изд., М., 1947.
Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 1, М. - Л., 1943; Renwick W. L., E. Spenser, L., [1964]; Spenser. The critical heritage. Ed. by R. М. Cummings, L.,[1971]; Atkinson D. F., E. Spenser. A bibliography supplement, N. Y., 1967.
М. А. Нерсесова.
Э. Спенсер.

Э. Спенсер. «Королева фей». Иллюстрация Т. Робинсона.
Спенсер - Спенсер (Spencer)
залив Индийского океана у южного берега Австралии, между полуостровами Эйр и Йорк. Берега преимущественно низкие, слабо изрезанные. Вдаётся в сушу на 339 км, ширина у входа около 80 км. глубиной до 64 м. Приливы неправильные суточные, их величина до 3,6 м. Основной порт - Порт-Пири. Назван по имени английского морского министра Дж. Дж. Спенсера (G. J. Spencer).

Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек    Спенсер    Спенсер Герберт