Стриндберг

Стриндберг в Энциклопедическом словаре:
Стриндберг - (Strindberg) Юхан Август (1849-1912) - шведский писатель.Исторические драмы ''Местер Улоф'' (1872-77), ''Густав Ваза'', ''Эрик XIV'' (обе1899); роман ''Красная комната'' (1879); сборники рассказов ''Браки'' (т. 1-2,1884-86) и ''Утопии в действительности'' (1885); натуралистические драмы''Отец'' (1887), ''Фрекен Жюли'' (1888), лирические и философские драмы ''Путьв Дамаск'' (1898-1904), ''Пляска смерти'' (ч. 1-2, 1901), ''Соната призраков''(1907); психологические романы ''На шхерах'' (1890), ''Черные знамена''(1905), автобиографические романы; публицистика. Реалистическое в своейоснове творчество Стриндберга, впитавшее художественные достижениямодернизма, выразило протест против политического консерватизма,либерального фразерства, пронизано поисками общественных идеалов.

Значение слова Стриндберг по словарю Брокгауза и Ефрона:
Стриндберг (Auguste Strindberg) — знаменитый шведский романист и драматург, род. в Стокгольме в 1849 г. Жизнь его была полна лишений, разочарований и нравственных потрясений. Не кончив курса в университете, он часто менял род занятий, был учителем, телеграфистом, библиотекарем, служил в театре, занимался живописью и, наконец, сосредоточился на литературной деятельности. Преследования со стороны общества и правительства заставили С. в 1884 г. покинуть родину. Он много путешествовал по Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Дании и до сих пор ведет кочующий образ жизни. С. начал писать в спокойном тоне, защищая в журнальных статьях, исторических очерках, стихах и драматических пьесах демократические принципы; потом он перешел в озлобленный сатирический тон и начал свои нападки на общество с беспощадного обличения женщин. Его возмущало крайнее развитие феминизма в Скандинавии; он стал доказывать, что женская эмансипация — великое зло, так как она усиливает влияние женщины, и без того пагубное для общества. В 1884 г. он написал 12 повестей под общим заглавием "Очерки из брачной жизни". В них С. еще довольно спокойно и даже с юмором описывает мелкие невзгоды и разочарования семейной жизни, превращение поэтичной, любящей невесты в сварливую и мелочную хозяйку дома, переход от возвышенного счастья влюбленной четы к унижающей душу будничной прозе жизни. Рассказы написаны с беспощадным реализмом и вместе с тем очень просто и наивно. В более резком, фанатическом тоне написана драматическая трилогия С. "Отец" (1877), "Девица Юлия" и "Заимодавцы" (1889). В них женщина рисуется как исчадие ада, воплощающее в себе силу и обаяние его над душою человека. Чувствуется нечто средневековое и католическое в том непритворном ужасе, с которым С. смотрит на женщину. В "Отце" рисуется беспощадная жадность женщины и ее грубая привязанность к земным благам: отец, застраховавший свою жизнь, ясно сознает, что ему непременно нужно поскорее умереть ради своих дочерей, которым деньги дороже и нужнее, чем его жизнь. В "Девице Юлии" женщина — воплощение низших чувственных инстинктов, грубая самка: утонченная аристократка с изнеженными нервами отдается лакею и любит его за грубость, за то, что он не стесняется поднять на нее хлыст. В "Заимодавцах" С. доказывает, что в женщине нет ничего оригинального, что она ничего не создает, но чрезвычайно хитро эксплуатирует мужской ум и мужскую душу. По силе и уменью изображать болезненность и изломанность современной души эти три короткие драмы принадлежат к числу самых сильных и оригинальных произведений современной литературы. На ту же тему написан большой роман "Исповедь Безумца" (1893), где женщина представлена апокалиптическим чудовищем, которое хочет творить зло и имеет для того неисчерпаемые силы. Герой повести сливается с автором, описывающим пережитые им самим душевные состояния. Объективная психологическая правда отсутствует в повествовании, похожем большею частью на бред; но такова захватывающая сила художественного таланта С., что созданный им образ женщины-дьявола, утонченно и могущественно лживой, кажется глубокой правдой. Дальнейшие романы и драмы С. написаны под влиянием новейших философских течений. В двух романах, "Чандала" и "Аксель Борг", С. отражает учение Нитцше о сверхчеловеке. Презрение Нитцше к толпе пришлось очень по душе С., пессимизм которого крайне аристократичен. В идее "сверхчеловека" заключается и понятие о существовании низшего человека (Unter-Mensch); власть последнего настолько же унижает человечество, насколько наступление царства сверхчеловека вознесет его выше его теперешнего состояния. В "Чандала" С. изображает целую касту низших существ, рабов в духовной жизни. Роман написан в виде сказки, и вопрос о добре и зле решается в духе Нитцше. Его герой — сверхчеловек, который борется против низшего человека, духовного пария. Их борьба символизирует для С. борьбу инстинкта и духа. В "Акселе Борге" (1891) также представлен непримиримый контраст между героем, почти воплощающим в себе Нитцшевского сверхчеловека, и той жизнью, которую он видит вокруг себя. По своей художественности, особенно в описаниях природы, это — одно из лучших произведений С. Заканчивается оно тем, что герой навсегда отрекается от общения с людьми и уезжает "в открытое море", обрекая себя на одиночество. В новейших своих произведениях — "Легенды", "Путь в Дамаск" — С. все более обнаруживает крайне нервную возбужденность, доходящую то до мании преследования, то до религиозного бреда. Здесь замечается крутой поворот в сторону христианства и смирения, отрицание прежней гордыни. С. сохранил прежнюю силу художественного изображения, но идейные его замыслы становятся спутанными. В общем С. — один из самых оригинальных современных писателей, яркий поборник индивидуализма, часто доходящий до крайности и слишком склонный к одностороннему освещению жизни. Все его произведения (кроме вышеназванных, он написал еще прекрасную драму "Маргит, жена кавалера Бенгста", сатиру "Красная комната", мистерию "Олоф" и др.) переведены на немецкий и на франц. языки; драмы и некоторые повести имеются и в русском переводе. З. Венгерова.

Определение слова «Стриндберг» по БСЭ:
Стриндберг (Strindberg)
Юхан Август (22.1.1849, Стокгольм, - 14.5.1912, там же), шведский писатель. Сын негоцианта (по происхождению аристократа) и служанки. В 1867-72 (с перерывами) учился в Уисальском университете. В кандидатской диссертации «Хаконярл, или Идеализм и реализм»
(1871), цикле «Перспективы» (1872) и др. под влиянием Г. Брандеса С. выдвинул идею о необходимости для искусства следовать «правде действительности». Духом героических саг и шекспировских хроник проникнута историческая драма о Реформации в Швеции
«Местер Улуф» (1-я редакция 1872, сценическая редакция 1874, стихотворная редакция 1877). В романе «Красная комната» (1879), содержащем универсальную критику буржуазного общества и ставшем классическим произведением швед. критического реализма, отразились социалистические симпатии автора. Повесть-памфлет
«Новое царство»(1882) - острая сатира на буржуазную цивилизацию.
В 1883-98 С., преследуемый реакционными кругами Швеции, скитался по Европе. В «Рассказах о браке» (1884-86) он обличал основы буржуазного брака. В сборнике новелл «Утопии в действительности» (1885) отразились идеи Ж. Ж. Руссо, А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье и особенно романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
В творчестве С. конца 80-х гг. заметно сильное влияние искусства Натурализма и Импрессионизма, хотя он полностью не принял их эстетику. В статье «Натуралистическая драма», предпосланной пьесе «Фрекен Юлия»
(1888), С., выступив за театральную реформу, обосновал принципы философской драмы. Лучшие «натуралистические» пьесы С. «Отец» (1887), «Фрекен Юлия», «Товарищи» (1888) и «Кредиторы» (1889) написаны в жанре социально-психологической драмы.
Отдав дань модернистским увлечениям, С. в то же время выступил с критикой буржуазной действительности, продолжал борьбу за реализм.
В романе «Жители острова Хемсё» (1887) С. показал разрушение патриархального быта под напором буржуазной цивилизации. В автобиографическом романе «Сын служанки» (1886-87) он воссоздал картину современной общественной и литературной жизни. В 1888 С. обратился к учению Ф. Нищие (роман «Исповедь безумца», 1888),
однако, героизируя учёных-индивидуалистов (повесть «Чандала», 1889; роман «На шхерах», 1890), С. в конечном счёте развенчивал «сверхчеловеческое» как аморальное и преступное. Автобиографическим книгам
«Ад» (1897) и «Легенды» (1898) присущи элементы мистицизма.
В конце 19 - начале 20 вв. им были созданы «лирические», или «камерные», драмы - трилогия «Путь в Дамаск» (1898-1904), «Пляска смерти» (1901), «Игра грёз» (1902), «Соната призраков»
(1907). Мечта С. об экспериментальной сцене была реализована в 1907 открытием в Стокгольме Интимного театра (до 1910), где ставились его пьесы. Построенные на современном материале, они отразили остроту социальных отношений. Важное место в творчестве С. занимают исторические драмы, в которых он утверждал идеи народоправия:
«Густав Васа» (1899), «Эрик XIV» (1899), «Энгельбрект» (1901), «Карл XII» (1901), «Кристина» (1903). Проза 1900-х гг. пронизана страстным обличением социальных пороков, поисками общественных идеалов: романы
«Одинокий» (1903), «Готические комнаты» (1904), «Чёрные знамена» (1905). Его публицистика («Открытые письма Интимному театру», 1909, 3-томная «Синяя книга», 1907-08, «Речи к шведской нации», 1910, и др.)
характеризуется вниманием к современным событиям, к вопросам освободительного и рабочего движения.
В начале 20 в. С. наряду с Г. Ибсеном был «властителем дум» европейской интеллигенции, в том числе русских писателей. Влияние творчества С., прошедшего в своём развитии основные этапы европейского искусства рубежа 19 и 20 вв. и ставшего, т. о., как бы символом современной литературы, сказалось в драматургии М. Метерлинка, Л. Пиранделло, эстетике и творчестве И. Бергмана, П. Лагерквиста, Ю. ОНила, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра. К сюжетам С. обращались Б. Брехт, Ф. Дюрренматт.
Соч.: Samlade skrifter, bd 1-55, Stockh., 1912-20; Brev, bd 1-12, Stockh., 1948-70; в рус. пер. - Полн. собр. соч., т. 1-12, М., 1908-11; {Статьи], в кн.: Хрестоматия по истории зап. театра на рубеже XIX-XX вв., М. - Л., 1939.
Лит.: Брандес Г., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 2, СПБ, [б. г.]; Луначарский А. В., Великомученик индивидуализма (А. Стриндберг), в его кн.: Мещанство и индивидуализм, М. - П., 1923; Блок А., [Статьи о Стриндберге], Собр. соч., т. 9, М. - Л., 1936; Горький М., Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 49, 468; т. 28, М., 1954 с. 77-79; т. 29, М., 1955, с. 245; Манн Т., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 10, М., 1961; История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970; Шарыпкин Д. М., Русская литература в скандинавских странах, Л., 1975; Berendsohn W., Strindbergs-problem, Stockh., 1946; Brandell G., Strindbergs infernokris, Stockh., 1950; Hagsten A., Den unge Strindberg, v. 1-2, Lund, 1951: Ollen G., Strindbergs dramatik, Stockh., 1961; Lamm M., August Strindberg, Stockh.. 1963; Karnell K. A., Strindbergsiexikon, Stockh., [1969].
В. П. Неустроев.
А. Стриндберг.

Стрингер    Стриндберг    Стрип