Солипсизм

Значение слова Солипсизм по Ефремовой:
Солипсизм - Доведенный до крайних выводов субъективный идеализм.

Значение слова Солипсизм по Ожегову:
Солипсизм - Крайний суюъективный идеализм, признающий единственной реальностью только индивидуальное сознание, собственное "я"и отрицающий существование внешнего мира

Солипсизм в Энциклопедическом словаре:
Солипсизм - (от лат. solus - единственный и ipse - сам) -1) крайняя формасубъективного идеализма, признающая несомненной реальностью толькосознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в егосознании (тенденция к солипсизму характерна для Дж. Беркли, имманентнойфилософии, эмпириокритицизма).2) В этическом смысле - крайний эгоизм,эгоцентризм.

Значение слова Солипсизм по словарю Ушакова:
СОЛИПСИЗМ, солипсизма, мн. нет, м. (от латин. solus - только один и ipse - сам) (филос.). Разновидность идеализма - крайний субъективизм и индивидуализм, признающий единственной реальностью личность познающего человека и рассматривающий всю объективную действительность лишь как продукт индивидуального представления, восприятия.

Значение слова Солипсизм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Солипсизм (solus-ipse-sum) — фил. термин, обозначающий такую точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания; существование же помимо моего сознания внешнего мира и других одушевленных существ подлежит сомнению. На такую точку зрения становится Декарт, распространяя свое do ûte mé todique на все объекты познания, но С. у Декарта лишь методологический прием, а не конечный вывод теории познания. Декарт признает одушевление других людей, хотя и отрицает его у животных. В немецкой философской литературе в XVIII в. входит в употребление слово эгоизм, эгоист в смысле "С.", "солипсист". Пфафф в сочинении: "Oratio de Egoismo nova philosophica Haeresi" (1722) утверждает, что термин изобретен Вольфом. Кант (в "Антропологии" и в "Метафизике", изданной Пэлицом) также пользуется термином "эгоизм" для обозначения точки зрения, подвергающей сомнению реальность чужого одушевления. В новейшей философской литературе вопрос о теоретической состоятельности С. подвергается специальному исследованию в брошюре проф. А. Введенского: "О пределах и признаках одушевления", в которой автор склоняется в пользу теоретической неопровержимости точки зрения, отрицающей существование объективных признаков одушевления. Горячим противником С. выступает Фолькельт в статье: "Das Denken als H ülfvorstellungs-Thätigkeit und als Anpassungsvorgang. Beiträ ge zur Kennzeichnung des Positivismus" (см. "Zeitschrift f ü r Philos. und Ph. Kritik", 1889), где он оспаривает взгляды Кейбеля. Фолькельт, наряду с термином С., употребляет в том же значении выражение эгоцентризм. Во Франции противником "эгоцентризма" выступает Фуйллье, критикуя "кантизм". Брошюра проф. Введенского вызвала возражения проф. С. Н. Трубецкого, Н. Грота, Лопатина, M. M. Филиппова и С. А. Аскольдова.

Определение слова «Солипсизм» по БСЭ:
Солипсизм (от лат. solus - один, единственный и ipse - сам)
крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. С. находится в противоречии со всем жизненным опытом, с данными науки и практической деятельностью. В последовательном виде С. встречается крайне редко, у отдельных мыслителей (например, у французского философа и врача 17 в. К. Брюне).
Сторонники этого направления стремятся, как правило, избежать последовательного С. путём синтеза субъективного и объективного идеализма, тем самым свидетельствуя о несостоятельности своих основоположений. Так, Дж. Беркли, пытаясь уйти от обвинения в С., заявил, что все вещи существуют как
«идеи» в божественном уме, который «внедряет» ощущение в сознание людей, и т. о. переходил на позиции идеализма платонистского типа. К С. вёл и субъективный идеализм И. Фихте, хотя сам он подчёркивал, что абсолютное Я, положенное в основу его наукоучения, не есть индивидуальное Я, а совпадает в конечном счёте с самосознанием всего человечества. Отчётливо проявилась тенденция к С. в философии Эмпириокритицизма (см. В. И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, в кн.: Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 92-96). Ещё более явно, чем в эмпириокритицизме, к С. вела т. н. Имманентная философия (Р. Шуберт-Зольдерн, В. Шуппе).
Термин «С.» употребляется иногда в этическом смысле как крайний эгоизм, эгоцентризм (т. н. практический С., по терминологии экзистенциалиста Г. Марселя). Ярким представителем этой формы С. был М. Штирнер.
Лит. см. при ст. Идеализм.
Б. В. Мееровский.

Солинг    Солипсизм    Солипсист