Субъект

Значение слова Субъект по Ефремовой:
Субъект - Тот, кто противостоит внешнему миру как объекту познания; познающий и активно действующий человек (в философии).


1. Человек как носитель каких-л. свойств; личность. // разг. Человек (обычно с оттенком порицания, отрицательной оценки).
2. Лицо, коллектив, организация, выступающие как активные деятели в каком-л. процессе.
Предмет суждения, определяемый предикатом; подлежащее (2*) (в логике).

Значение слова Субъект по Ожегову:
Субъект - О человеке


Субъект Познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объект познания
Субъект Предмет суждения
Субъект Семантическая категория со значением производителя действия или н осителя состояния
Субъект Человек как носитель каких-нибудь свойств Lib

Субъект в Энциклопедическом словаре:
Субъект - в языкознании - термин, объединяющий понятия грамматического,логического (коммуникативного, психологического) и семантическогосубъектов. Грамматический субъект - подлежащее.


(от лат. subjectus - лежащий внизу - находящийся в основе),носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид илисоциальная группа), источник активности, направленной на объект.

Значение слова Субъект по словарю Ушакова:
СУБЪЕКТ, субъекта, м. (от латин. subjectum-подлежащее). 1. То же, что подлежащее (грам.). 2. В логике - предмет суждения, к-рый определяется и раскрывается в своем содержании предикатом (филос.). 3. Тот (или то), кто (или что) познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, как того, на что направлены мысль и действие (филос.). Объект существует независимо от субъекта. 4. Человек как носитель каких-н. свойств (мед., право). Болезненный субъект. Субъект права (лицо, физическое или юридическое, к-рому принадлежат те или иные права и обязанности). || Вообще о человеке (разг.). Подозрительный субъект. Уморительные попадаются субъекты. Чехов . Это один из тех субъектов, которые называются "жуирами". Салтыков-Щедрин .

Значение слова Субъект по словарю Даля:
Субъект
лат. предметы, всякое лицо, вещь, о коих говорится. Субъективный, противопол. объективный: личный, относящийся к лицу, предмету, к себе самому. Субъективное чувство, личное, свое, в которое не может проникнуть другой. -признаки болезни, кои чувствует больной, но врач не может признать. - человек, сосредоточенный в себе. -ное, состоянье по прилаг. Субъективность писателя, способность проникаться чужими мыслями и чувствами, ставить себя на место другого, со всеми свойствами его.

Определение слова «Субъект» по БСЭ:
Субъект - Субъект (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, от sub - под и jacio - бросаю, кладу основание)
носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на Объект. Термин «С.» употреблялся в истории философии в различных смыслах. Например, Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие, и материю - неоформленную субстанцию; средневековая схоластика понимает под С. нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для неё лишь в интеллекте). Современная трактовка понятия С. берёт начало от Р. Декарта, у которого резкое противопоставление С. и объекта выступило исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснования знания с точки зрения его достоверности; истолкование С. как активного начала в познавательном процессе открыло путь к исследованию условий и форм этого процесса, его субъективных предпосылок. Следующий важный шаг на этом пути был сделан И. Кантом, который раскрыл некоторые существенные законы внутренней организации С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания (учение о категориях как формах регуляции мышления и о категориальном синтезе, представление С. как родового, то есть вмещающего в себя весь исторический опыт познания).
В идеалистической форме тезис о социально-исторической природе С. познания был развит Г. Гегелем, для которого познание есть надындивидуальный процесс, развёртывающийся на основе тождества С. (под которым понимается абсолютный дух) и объекта. Домарксистский материализм толковал С. в духе психологизма - как изолированного индивида, познавательные способности которого имеют биологическую природу и который лишь пассивно отображает внешнюю действительность. Диалектический материализм радикально расширяет понимание С., непосредственно связывая его с категорией практики. Поэтому здесь С. выступает как С. предметно-практической деятельности, а не одного лишь познания.
Это по-новому объясняет и социально-историческую природу С.: с точки зрения марксизма, индивид выступает как С. с присущим ему Самосознанием постольку, поскольку он в определённой мере овладел созданным человечеством миром культуры - орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических и нравственных оценок и т. д. Активная деятельность С. является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный С. в формах его деятельности. Подобная трактовка С. предполагает, что он не есть некий законченный объект, а выступает как С. постоянного творческого преобразования окружающей действительности. Материалистическое раскрытие творческой природы С. позволило марксизму показать, что подлинным С. истории являются народные массы как основная сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие в целом.
Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии, М., 1965; Копнин П. В., Гносеологические и логические основы науки, М., 1974.
В. А. Лекторский.


Субъект - в языкознании, термин, объединяющий понятия грамматического, логического (коммуникативного, психологического) и семантического. С., которые в классическом случае выражаются подлежащим; например, «Петр весел»
(«Петр» сочетает признаки грамматического, логического, семантического С.). Расчленение понятия С. вызвано возможным несовпадением грамматической, логической и семантической организации предложения. Грамматический (формальный) С. - подлежащее. Логический С., или Тема, соответствует отправному пункту, основе сообщения, данному. Представители психологического направления говорили в этом случае о психологическом С., имея в виду то представление, которое с самого начала присутствует в сознании автора речи. В некоторых концепциях понятия коммуникативного и логического С. различаются. Под семантическим С. понимается слово, обозначающее носителя признака или производителя (агенса) действия. В предложении
«Весело Петру» (ответ на вопрос «Кому весело?») логический С. - «весело», семантический С. - «Петру», грамматический С. отсутствует.
Лит.: Пауль Г., Принципы истории языка, пер. с нем., М., 1960; Панфилов В. 3., Грамматика и логика, М.- Л., 1963; Колшанский Г. В., Логика и структура языка, М., 1965; Матезиус В., О так называемом актуальном членении предложения, в кн: Пражский лингвистический кружок, пер. с чешск., М., 1967; Алисова Т. Б., Очерки синтаксиса итальянского языка, М., 1971; Золотова Г. А., Очерк функционального синтаксиса русского языка, М., 1973.
Н. Д. Арутюнова.

Субчик    Субъект    Субъект Права