Дильтей

Дильтей в Энциклопедическом словаре:
Дильтей - (Dilthey) Вильгельм (1833-1911) - немецкий историк культуры ифилософ, ведущий представитель философии жизни, основатель философскойгерменевтики, понимающей психологии, духовно-исторической школы влитературоведении. Развил учение о понимании как специфическом методе науко духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовнойцелостности личности и культуры. Истолковывал бытие какиррационалистически понимаемую историю. Труды по истории немецкойфилософии, литературы, музыки.

Определение слова «Дильтей» по БСЭ:
Дильтей (Dilthey)
Вильгельм (19.11.1833, Бибрих-на-Рейне, - 1.10.1911, Зейс), немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни. Профессор в Базеле, Киле, Бреслау и Берлине. Философские воззрения Д., ученика Ф. Тренделенбурга, формировались под влиянием, с одной стороны, немецкого идеализма и романтизма (внимание к миру субъекта и интерес к культуре и истории), с другой - англо-французского позитивизма (Дж. С. Милль, О. Конт; антиметафизическая установка и метод психологизма как анализ непосредственных данных сознания). Влияние на Д. оказало также неокантианство баденской школы (противопоставление естественнонаучного и культурно-исторического познания).
Центральным у Д. является понятие жизни как способа бытия человека, культурно-исторической реальности. Человек, по Д., не имеет истории, но сам есть история, которая только и раскрывает, что он такое. От человеческого мира истории Д. резко отделяет мир природы. Задача философии (как «науки о духе»),
по Д., - «понять жизнь, исходя из неё самой» (см. Gesammelte Schriften, Bd 5, Lpz. - В., 1924, S. 4). В связи с этим Д. выдвигает метод «понимания» как непосредственное постижение некоторой духовной целостности (целостного переживания). Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь, Д. противопоставляет методу
«объяснения», применимому в «науках о природе», имеющему дело с внешним опытом и связанному с конструирующей деятельностью рассудка. Понимание собственного внутреннего мира достигается с помощью интроспекции (самонаблюдения), понимание чужого мира - путём
«вживания», «сопереживания», «вчувствования»; по отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный Д. «герменевтикой»: истолкование отдельных явлений как моментов целостной душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи.
В более поздних работах Д. отказывается от интроспекции как психологического способа «понимания», сосредоточиваясь на рассмотрении культуры прошлого как продуктов «объективного духа». Здесь Д. во многом предвосхищает неогегельянство. Однако он отрицательно относился к панлогизму; в противоположность Г. Гегелю, у Д. всегда сохраняется романтическая склонность к признанию
«последней тайны» жизни, к которой интерпретатор может только приближаться, но не постигать её до конца. Вслед за романтиками Д. рассматривает целостность исторических образований через призму целостности человеческой личности - его основные исторические исследования построены по принципу соединения множества биографий. При этом определяющей чертой историзма Д. является релятивизм, который характеризует также и его учение о трёх основных типах мировоззрения, понимаемого как выражение единой личностной установки: натурализме, идеализме свободы и объективном идеализме. Д. оказал большое влияние на развитие буржуазной философии 20 в., особенно на Экзистенциализм. По своим социальным взглядам Д. является представителем буржуазного либерализма.
Соч.: Gesammelte Schriften, 2 Aufl., Bd 1-12, 1957-60; в рус. пер. - Описательная психология, М., 1924; Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах, в сб.: Новые идеи в философии, № 1, СПБ, 1912.
Лит.: Кон И., В. Дильтей и его «критика исторического разума», в сб.: Критика новейшей буржуазной историографии, Л., 1967; Гайденко П. П., Категория времени в буржуазной европейской философии истории 20 века, в сб.: Философские проблемы исторической науки, М., 1969; Spranger Е., W. Dilthey, Lpz., 1912; Hodges Н. А., The philosophy of W. Dilthey, L., 1952; Bollnow O. F., Dilthey, 2 Aufl., Stuttg, 1955.
П. П. Гайденко.
В. Дильтей.

Дильса Альдера Реакция    Дильтей    Дильтей Вильгельм