Кроче

Кроче в Энциклопедическом словаре:
Кроче - (Croce) Бенедетто (1866-1952) - итальянский философ, историк,литературовед, политический деятель. Представитель итальянскогонеогегельянства. Противник фашистского режима. Ведущую роль в познанииотводил интуиции как постигающей неповторимо индивидуальное.Основоположник ''этико-политической'' школы в итальянской историографии.Труды по философии истории, эстетике, понимаемой как ''наука о выражении'',по истории культуры, истории Италии 1871-1915 и Европы 19 в.

Определение слова «Кроче» по БСЭ:
Кроче (Croce)
Бенедетто (25.2.1866, Пескассероли, близ г. ЛАкуила, - 20.11.1952, Неаполь), итальянский философ-идеалист, историк, литературовед, критик, публицист, политический деятель. Представитель неогегельянства. В 1902-1920 профессор в Неаполе. В 1903 вместе с Дж. Джентиле начал издание журнала
«Critica», который в дальнейшем превратился в орган, содержавший почти исключительно собственные статьи и рецензии К. (с 1944 выходил непериодически как «Quaderni della critica»). К. был крупнейшим представителем итальянского либерализма. С 1910 сенатор; в 1920-21 министр просвещения. С приходом к власти Муссолини и в период немецкой оккупации Италии противник фашистского режима. В 1943-47 возглавлял воссозданную им либеральную партию.
Мировоззрение К. сформировалось под влиянием школы неаполитанского гегельянства (Б. Спавента, Ф. Де Санктис). Благодаря А. Лабриоле, лекции которого слушал К., он познакомился с марксизмом, однако при наличии интереса к марксистской философии и социологии
(«Исторический материализм и марксистская экономика», 1901) оставался противником марксизма. Сыграл видную роль в борьбе с позитивизмом в Италии. Становлению собственного учения К. во многом способствовало изучение философии Дж. Вико. К. определяет свою философию как «абсолютный идеализм».
Дух проявляется в теоретической (логической и эстетической) и практической (этической и экономической) формах. При этом логическое и этическое направлены на всеобщее, эстетическое и экономическое - на частное. Соответственно философия делится К. на четыре сферы: эстетику, логику, философию экономики и этику. Связь форм духа описывается К. по принципу так называемой диалектики единства и различия понятий, которой он заменяет гегелевский принцип противоречия. Формы эти связаны попарно в диады, причём первая ступень - эстетическая интуиция - автономна по отношению ко второй - логическому понятию (момент различия), тогда как вторая ступень предполагает первую (момент единства). Ведущую роль в процессе познания К. отводит интуиции, которая, в отличие от логического мышления, постигает мир в его конкретности, неповторимой индивидуальности. Своё развёрнутое воплощение интуиция получает в бесконечном многообразии произведений искусства. Поэтому философия интуиции есть эстетика, которую К. определял как «науку о выражении», отождествляя её с «общей лингвистикой».
Сущность поэзии К. видел в «чистой», или «лирической», интуиции, свободной от логических или моральных заданий; отсюда поэзию, как незаинтересованное созерцание, К. противопоставляет
«прозе», «литературе», выражающей моральные, интеллектуальные и т. п. культурные ценности.
Т. к. дух у К. историчен по своей природе, философия является по существу философией истории, равно как историческая наука, со своей стороны, есть также и философия, поскольку в частном историк познаёт универсальное и осмысляет прошлое, исходя всегда из настоящего. К. явился основоположником влиятельной
«этико-политической» школы в итальянской историографии, будучи одним из крупнейших итальянских историков 20 в., автором многочисленных работ по истории культуры, искусства, общественной жизни и т. д., в том числе по истории Италии с 1871 по 1915 и по истории Европы 19 в.
Эстетические идеи К. получили наибольшую известность за пределами Италии и оказали значительное влияние на развитие литературоведения и языкознания (т. н. идеалистическая школа в филологии К. Фосслера, Л. Шпитцера и др.). К. оказал очень большое воздействие на все сферы гуманитарного знания в Италии в первые десятилетия 20 в. Влияние его стало падать в 1940-х гг., в частности благодаря работам итальянских марксистов (А. Грамши и др.), подвергших критике идеалистические концепции К. и его учеников.
Соч.: Filosofia dello spirito, v. 1-4, Bari, 1927-32; Saggi filosofici, v. 1-14, Bari, 1922-52; Scritti di storia letteraria e politica, v. 1-44, Bari, 1911-54; Scritti varii, v. 1-12, Bari, 1927-63; Epistolario, v. 1-2, Napoli, 1967-69; в рус. пер.- Исторический материализм и марксистская экономия, СПБ, 1902; Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика, ч. 1, М., 1920.
Лит.: Аббате М., Философия Б. Кроче и кризис итальянского общества, М., 1959; Гарин Э., Хроника итальянской философии 20 в., пер. с итал., М., 1965; Грамши А., О литературе и искусстве, М., 1967; Топуридзе E. М., Эстетика Б. Кроче, Тб., 1967; Эфиров С. А., Итальянская буржуазная философия 20 в., М., 1968, гл. 2; Gramsci А., Il materialismo storico e la filosofia di B. Сгосе, 2 ed., Torino, 1949; Clone E., B. Croce, 2 ed., Mil., 1953; его же, Bibliografia crociana, [Monza], 1956; Olgiati F., В. Croce e lo storicismo, Mil., 1953; Agazzi E., ll giovane Сгосе e il marxismo, Torino, 1962; Nicolini F., В. Croce, Torino, 1962; Bausola A., Filosofia e storia nel pensiero crociano, Mil., 1965; его же, Etica e politica nel pensiero di B. Croce, Mil., 1966; Cinquant anni di vita intellettuale italiana, 2 ed., v. 1-2, Napoli, 1966.
Н. В. Котрелев.
Б. Кроче.

Крохотный    Кроче    Крошанка