Маньеризм

Значение слова Маньеризм по Ефремовой:
Маньеризм - Направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв., характеризующееся изощренностью форм, излишней усложненностью образов, вычурностью приемов изображения и т.п.


Манерность, вычурность, отсутствие простоты, естественности.

Маньеризм в Энциклопедическом словаре:
Маньеризм - (итал. manierismo - от maniera - манера, стиль), направление взападноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистическойкультуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения,маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино,скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагическиедиссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства.Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностьюобразов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественныхрешений (в портретах, рисунках и др.).

Значение слова Маньеризм по словарю Ушакова:
МАНЬЕРИЗМ, маньеризма, мн. нет, м. (фр. maniйrisme) (искус.). Стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-н. большого мастера или определенной художественной школы.

Определение слова «Маньеризм» по БСЭ:
Маньеризм (итальянское manierismo, от maniera - манера, стиль)
течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Основным эстетическим критерием М. становится не следование природе, а субъективная «внутренняя идея»
художественного образа, рождающаяся в душе художника. Используя в качестве стилистических нормативов произведения Микеланджело, Рафаэля и других мастеров Возрождения, маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве М. возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. Ярче всего М. проявился в искусстве Италии. Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах 16 века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией; произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение.
В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию М. внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 1540-х годов М. превращается в господствующее направление в придворном искусстве; живопись этого периода отмечена холодной,
«академичной» официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Вазари, Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо). Для скульптуры М. (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья, Б. Бандршелли) характерны стилизация человеческой фигуры, измельчённость формы, а также смелое решение проблем абсолютно круглой статуи. В архитектуре М. (Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио, Джулио Романо) гуманистичная ясность образа вытесняется стремлением к сценическим эффектам, к эстетизации декора и подчёркиванию экстравагантной детали.
Деятельность итальянских мастеров М. за пределами своей страны (Россо Фьорентино, Никколо дель Аббате, Приматиччо во Франции, В. Кардучо в Испании, Дж. Арчимбольдо в Чехии), а также широкое распространение маньеристической (в том числе архитектурно-орнаментальной) графики способствовали превращению М. в общеевропейское явление. Принципы М. определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров А. Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Спрангера, Ф. Флориса, Корнелиса ван Харлема. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой - Караваджо ознаменовало конец М. и утверждение Барокко. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия
«М.», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путём, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Тинторетто, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший).
Лит.: Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве 16 века..., М., 1956; Ротенберг Е. И., Искусство Италии 16 века, [М., 1967]; Briganti G., Der italienische Manierismus, Lpz., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo: concetti e termini, Roma, 1962; Studies in western art, v. 2, (The Renaissance and mannerism), Princeton, 1963; Bousquet J., La peinture manieriste, [Neuchatel], 1964; Hauser A., Der Manierismus, Munch., 1964; Tafuri M., L
’architettura del manierismo nel Cinquecento europeo, Roma, 1966; The meaning of mannerism, Hannover (New England), 1972.
М. Н. Соколов.
Дж. Арчимбольдо. «Фантастическая голова». 2-я пол. 16 в. Музей «Ала Понцоне». Кремона.

Джулио Романо. Роспись «Зала гигантов» в Палаццо дель Те в Мантуе. 1532-35. Фрагмент.

Никколо дель Аббате. «Обращение Павла». Ок. 1555. Художественно-исторический музей. Вена.

Пармиджанино. Женский портрет (т. н. «Антея»). 1535-37. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь.

Ф. Приматиччо. Декоративное убранство комнаты герцогини д’Этан во дворце в Фонтенбло. Стукковая лепнина, живопись маслом на холсте. 1540-е гг. Фрагмент.

Адриан де Врис. «Психея». Бронза. 1593. Национальный музей. Стокгольм.

Б. Челлини. «Нарцисс». Мрамор. 1540-е гг. Национальный музей. Флоренция.

Россо Фьорентино. «Оплакивание Христа». Ок. 1535. Лувр. Париж.

Понтормо. «Положение во гроб». 1526-28. Церковь Санта-Феличита. Флоренция. Фрагмент.

П. Лигорио. Фонтан «Орган» на вилле дЭсте в Тиволи (между 1550 и 1572).

Ф. Цуккари. Палаццетто Цуккари в Риме. 1593. Портал.

Маныч-Гудило    Маньеризм    Маньерист