Мавзолей

Значение слова Мавзолей по Ефремовой:
Мавзолей - Большое надгробное мемориальное сооружение.

Значение слова Мавзолей по Ожегову:
Мавзолей - Большое надгробное мемориальное сооружение

Мавзолей в Энциклопедическом словаре:
Мавзолей - (лат. mausoleum - от греч. Mausoleion), монумент, погребальноесооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногдапоминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе(4 в. до н. э.). Мавзолеи получили распространение в Др. Риме и в средниевека на Востоке. В 20 в. в ряде стран возведены мавзолеи политическихдеятелей (В. И. Ленина в Москве, 1929-30, Хо Ши Мина в Ханое, 1975).

Значение слова Мавзолей по словарю Ушакова:
МАВЗОЛЕЙ
мавзолея, м. (греч. Mausoleion - название памятника царю Мавзолу в м. Азии в 4 в. до н.э., считавшегося одним из семи чудес света) (книжн.). Большой надгробный памятник, обычно в виде архитектурного сооружения. Мавзолей Ленина в Москве посещается трудящимися всего мира.

Значение слова Мавзолей по словарю Даля:
Мавзолей
м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник.

Значение слова Мавзолей по словарю Брокгауза и Ефрона:
Мавзолей (Μαυσσόλειον, Mausole um) — надгробный памятник умершего в 353 г. до Р. Х. карийского царя Мавзола, воздвигнутый, чрез несколько лет по его кончине его сестрой и супругой, Артемизией, в Галикарнасе (ныне Будруне), в Малой Азии. Это гигантское сооружение, считавшееся одним из семи чудес света, в течение полутора тысяч лет возбуждало всеобщее удивление, пока не было в средние века разрушено, вероятно, землетрясением, и в XVI ст. нашей эры окончательно уничтожено людьми. Археологические раскопки, произведенные в его местонахождении в 1856-59 гг. англичанином Ч. Ньютоном, привели, однако, к открытию остатков его основания и отчасти верхнего яруса и дали возможность при помощи описания, сделанного Плинием Старшим ("Historia naturalis", XXXVI, 5), получить довольно ясное понятие о первоначальном виде знаменитого сооружения. Своими формами оно значительно отличалось от других древнегреческих построек. Это было здание с планом продолговатого четырехугольника, длиной в 35,7 м и шириной в 26,5 м, и состояло из двух этажей: в нижнем, более высоком, заключался погребальный склеп царя, а верхний представлял род храма, окруженного со всех сторон портиком с ионическими колоннами (11 колонн в длинной и 9 колонн в короткой стороне); между колоннами стояли мраморные статуи; базы колонн через одну опирались в такие же изваяния львов. Над колоннами тянулся по антаблементу рельефный фриз, изображающий битву амазонок (многие части этого фриза хранятся теперь в Британском музее, в Лондоне). Все здание увенчивалось, по восточному обычаю, усеченной пирамидой, образовывавшей 24 мраморные ступени; на верхней ее площадке стояла колоссальная мраморная колесница, везомая четырьмя конями и на которой были представлены едущими Мавзол и управляющая ими богиня. Вышина всего здания вместе с колесницей равнялась 42 м. Строителями памятника были Пифий и Сатир; его скульптурные украшения были исполнены лучшими греческими ваятелями того времени, Скопасом, Леохаресом, Бриаксисом и Тимофеем. Дошедшие до нас куски вышеупомянутого фриза неодинаковы по мастерству исполнения, но в смелых, оживленных движениях своих фигур и групп представляют некоторые новые, вполне художественные мотивы, отличающие этот фриз от других рельефов того же содержания, например от известного фигалийского фриза. Впоследствии у римлян слово М. стало употребляться вообще для обозначения колоссальных и роскошных архитектурных надгробных памятников, каковы, например, пирамидальный трехъярусный монумент в Сен-Реми, в департаменте Устьев Роны, во Франции, и усыпальница имп. Адриана (ныне Крепость св. Ангела) в Риме. В новейшее время М. нередко называют даже небольшие надмогильные сооружения. — Ср. Ch. Newton, "The excavations of Budrun" (Л., 1858); его же, "History of discoveries at Halicarnassus, Cnidos and Branchidae" (Лонд., 1865); Kinkel, "Mosaik zur Kuns tgeschichte" (1876). А. С-в.


Мавераннахр   
Мавзолей   
Мавки