Вениамин

Вениамин в Энциклопедическом словаре:
Вениамин - Синайский (5 в.) - христианский монах-аскет, подвизался вСирийской пустыне. Убит во время нашествия арабов. Память в Православнойцеркви 14 (27) января.


Сузский (Персидский) (ум. 421 или 424) - священномученик, диаконв Сузах (в Персии), пострадавший в гонение царя Йездегерда I. Память вПравославной церкви 31 марта (13 апреля) и 13 октября, в Католической - 31марта.

Значение слова Вениамин по словарю Брокгауза и Ефрона:
Вениаминмладший сын библейского патриарха Иакова, "сын скорби", так как рождение его имело смертельный исход для его матери, любимой жены Иакова, Рахили. Впрочем, Иаков, находя в нем после смерти Рахили главное себе утешение, предпочитал называть его "сыном своей старости". Он был единственный родной брат по матери Иосифу, который любил его больше всех своих братьев. По своему характеру Вениамин, однако, резко отличался от Иосифа, и Иаков в своем предсмертном благословлении характеризовал его "как хищного волка, который утром будет есть добычу, и вечером будет делить добычу" (Быт. XLIX, 27). Последующая история колена Вениаминова вполне оправдывает эту характеристику. Заняв небольшую, но центральную площадь в Палестине (к северу от Иерусалима), это колено отличалось чрезвычайно воинственным и мужественным духом. Их пращники вошли в пословицу. Из среды Вениамитян вышел первый израильский царь Саул, отличавшийся своим исполинским ростом. Воинственность развила в них крайнее самомнение, которое однажды привело их к ожесточенной борьбе со всеми остальными коленами, едва не окончившейся полным истреблением колена, восстановленного лишь через похищение девиц оставшимися немногими членами его (Суд. XIX). По разделении еврейской монархии колено Вениаминово сохранило верность дому Давидову и вошло в состав царства Иудейского, поддерживая его в тяжкие годины его невзгод. По возвращении из плена вавилонского оно также составляло значительный элемент в возрожденном Иудейском царстве, и из него произошел великий соименник царя Саула — Савл, впоследствии апостол Павел. А. Л.


Вениамин (в мире Василий Антонович Благонравов) (1825—1892) — миссионер и писатель, воспитанник Казанской духовной академии, в которой преподавал церковную историю. В 1862 г. он был назначен епископом селенгинским, первым викарием иркутской епархии и начальником забайкальской миссии. Миссия эта вступила при нем в новый блестящий период своей деятельности. За шесть лет обращено было до 2000 душ. В 1868 г. В. был назначен епископом камчатским, в 1873 г. переведен в Иркутск, в 1878 г. возведен в архиепископы. В 1885 г. под председательством В., состоялся в Иркутске собор сибирских архипастырей. Отчеты В. о деятельности сибирских миссий за разные годы представляют собою драгоценные церковно-исторические этюды, дающие много сведений о состоянии сибирского ламаизма. Отчеты эти печатались в "Иркутск. Епархиальных Ведомостях" и в некоторых духовных журналах, а в 1883—1886 гг. изданы отдельно под названием "Труды православных миссий Восточной Сибири" (Иркутск, 1883—1886). В эти "Труды", кроме отчетов о миссиях камчатской, японской и забайкальской, вошли миссионерские журналы, статьи разных лиц о верованиях инородцев, письма В. и его статьи: "Ламское идолопоклонническое суеверие в Восточной Сибири", "Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников" и "Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к православной русской церкви". Последние три статьи изданы отдельной брошюрой: "Жизненные вопросы православной миссии в Сибири" (СПб., 188 5). В. принадлежат еще статья о буддизме: "Настоящий буддизм" в "Иркутских Епарх. Ведомостях" (1890, 5), и немало проповедей и катехизических поучений, из которых некоторые переведены на бурятский язык. Биографич. сведения см. в "Истории Казанской дух. академии" проф. П. Знаменского (вып. I и II) и в "Иркутских Епарх. Ведомостях" за 1888 и 1892 гг., а также в брошюрах: "Памяти высокопр. В., архиепископа иркутского и нерчинского" (Иркутск, 1892) и "Двадцатипятилетие епископского служения высокопр. В., архиепископа иркутского и нерчинского" (Иркутск, 1888). Некролог — в "Страннике" 1892 г.
Вениамин (в мире Василий Николаевич Платонов) (род. в 1819 г.) — духовный писатель, магистр Киевской духовной академии; был епископом сумским, потом кинешемским. Литературные труды В.: "Христос — свет для сокровенной глубины душ человеческих" ("Правосл. Собеседник", 1861, I); "О необходимости христианину испытывать дух учений, предлагаемых разными вероучителями" (ib., II); "Вопрос о вере" (ib., II); "Возможна ли нравственность без догматов веры" (ib., 1862, I); "Дух евангельской заповеди о прощении обид" (ib., II); "Несостоятельность рационализма в мнимой религии естественной:" (ib., II); "Разум христианский" (ib., II); "Необходимость благодати, находящейся в церкви, для охранения истин веры и поддержания в людях чистой нравственности" (ib., III); "Основная истина христианства и коренное заблуждение неверующего разума" (ib., 1863, I и II); "Русский раскол пред судом истины и церкви" (ib., 1864, 1, II и III). См. П. Знаменский, "История Казанской дух. академии" (вып. I и II); А. Р—ий, "Юбилейное торжество преосвященнейшего В., викария костромского, епископа кинешемского, 29 сентября 1895 г." (Кострома, 1895).

Вензель    Вениамин    Вениаминов