Автомобильные монополии
Определение «Автомобильные монополии» по БСЭ:
Автомобильные монополии - капиталистических стран. Подавляющая часть производства и сбыта автомобилей сконцентрирована в руках небольшого числа монополий США, ФРГ, Франции, Италии и Англии. В 1966 почти 4/5 мирового капиталистического производства автомобилей приходилось на долю 3 американских и 7 западноевропейских автомобильных монополий, в том числе около 60% - на долю монополий США. С конца 50-х гг. в число ведущих А. м. выдвинулись также компании Японии.
В каждой стране выпуск автомобилей сосредоточен на предприятиях нескольких компаний. В 1966 в США на долю «большой тройки» [«Дженерал моторс» (General Motors), «Форд мотор» (Ford Motor) и «Крайслер»
(Chrysler)] приходилось свыше 90% всего производства автомобилей; 4 фирмы в ФРГ [«Фольксвагенверк» (Volkswagenwerk), «А. Опель» (A. Opel), «Форд-верке» (Ford-Werke) и «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz)], 5 компаний в Англии [
«Бритиш мотор холдингс» (British Motor Holdings), «Форд мотор», «Воксхолл моторс» (Vauxhall Motors), «Рутс моторс» (Rootes Motors) и «Лейленд мотор» (Leyland Motor)], 4 фирмы во Франции [«Рено»
(Renault), «Пежо отомобиль» (Peugeot Automobiles), «Ситроен» (Citroen) и «СИМКА отомобиль» (SIMCA Automobiles)] практически монополизировали выпуск автомобилей в своих странах. В Италии «ФИАТ»
(«Фабрика итальяна аутомобили Торино» - FIAT, Fabbrica Italiana Automobili Torino) контролирует 90% производства автомобилей. В Японии свыше І/3 выпуска автомобилей сосредоточено на предприятиях 4 фирм: «Тоёта мотор»
(Toyota Motor), «Ниссан мотор» (Nissan Motor), «Toe когё» (Toyo Kogyo) и «Мицубиси хэви индастрис» (Mitsubishi Heavy Industries). (См. табл. 1.)
Табл. 1. - Доля крупнейших монополий в производстве автомобилей в 1966
| Тыс. шт. | % |
США, всего | 10371 | 100,0 |
«Дженерал моторс» | 5179 | 49,9 |
«Форд мотор» | 2952 | 28,5 |
«Крайслер» | 1599 | 15,4 |
«Американ моторс» | 279 | 2,7 |
ФРГ, всего | 3051 | 100,0 |
«Фольксвагенверк» | 1652 | 54,0 |
«А. Опель» | 685 | 22,4 |
«Форд-верке» | 449 | 14,7 |
«Даймлер-Бенц» | 249 | 8,1 |
Япония, всего | 2286 | 100,0 |
«Тоёта мотор» | 587 | 25,7 |
«Ниссан мотор» | 517 | 22,6 |
«Тое когё» | 299 | 13,1 |
«Мицубиси хэви индастрис» | 258 | 11,3 |
«Дайхацу когё» | 174 | 7,6 |
Англия, всего | 2043 | 100,0 |
«Бритиш мотор холдингс» | 739 | 36,2 |
«Форд мотор» | 580 | 28,4 |
«Воксхолл моторс» | 275 | 13,4 |
«Рутс моторс» | 213 | 10,4 |
«Лейленд мотор» | 147 | 7,2 |
Франция, всего | 2025 | 100,0 |
«Рено» | 763 | 37,7 |
«Ситроен» | 535 | 26,4 |
«Пежо отомобиль» | 374 | 18,4 |
«СИМКА отомобиль» | 327 | 16,1 |
Италия, всего | 1366 | 100,0 |
«ФИАТ» | 1229 | 90,0 |
Канада, всего | 894 | 100,0 |
«Дженерал моторс» | 356 | 40,0 |
«Форд» | 260 | 29,1 |
«Крайслер» | 190 | 21,2 |
Швеция, всего | 196 | 100,0 |
«Вольво» | 152 | 77,3 |
А. м. относятся к промышленным гигантам капиталистического мира. 7 А. м. входят в число крупнейших капиталистических монополий, обороты по продаже которых превышают 1,5 млрд. долларов. «Дженерал моторс» и «Форд мотор» по объёму продаж занимают 1-е и 2-е
места среди промышленных компаний капиталистического мира, а по размеру активов уступают лишь крупнейшему нефтяному тресту
«Стандард ойл К° (Нью-Джерси)» [Standard Oil (New Jersey)]. «Фольксвагенверк» занимает по объёму продаж 1-е
место среди компаний ФРГ и 4-е - в мире. «ФИАТ» - самая крупная монополия Италии.
А. м. США
значительно превосходят западноевропейские и японские компании. В 1966 число занятых на предприятиях «большой тройки» было почти в 2 раза
больше, чем на заводах восьми крупнейших А. м. Западной Европы и Японии. В 1966
«Дженерал моторс» выпустила в 3,3 раза больше автомобилей, чем крупнейшая А. м. Западной Европы «Фольксвагенверк». Иностранные
филиалы американских монополий входят в число ведущих автомобильных компаний других стран. В Канаде на долю трёх филиалов
«большой тройки» США приходится 90% производства автомобилей. В Англии свыше 50%
автомобилестроения находится под контролем филиалов «большой тройки» США: «Воксхолл моторс» -
филиал «Дженерал моторс», «Форд мотор»
- филиал американской монополии «Форд мотор», «Рутс моторс» контролируется «Крайслером».
Свыше 1/
3 выпуска автомобилей в ФРГ производится филиалами «Дженерал моторс» («А. Опель»)
и «Форд мотор» («Форд-верке»).
Активность американских монополий в Западной Европе
особенно возросла в
связи с образованием экономических группировок - Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской
ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). За
период с 1958 по 1965 доля фирм, находящихся под контролем американских монополий, в производстве автомобилей в странах ЕЭС увеличилась с 16% до 25%.
Под влиянием
конкуренции американских А. м., а также в связи с образованием экономических группировок в автомобильной
промышленности стран Западной Европы и Японии усилился
процесс концентрации производства, возросло число слияний,
поглощений, различных
соглашений, предусматривающих
разнообразные формы сотрудничества
между компаниями. В Англии в 1966
«Бритиш мотор» поглотила независимую фирму «Джегуар карс» (Jaguar Cars), образовав «Бритиш моторс холдинг», которая в начале 1968 объединилась с «Лейленд мотор» в «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен».
Французская компания «Рено» в 1966 заключила соглашение с фирмой «Пежо отомобиль» о координации исследовательских работ, внешнеэкономической
политики и т. д. Аналогичные соглашения (1964 и 1966) связывают в ФРГ «Фольксвагенверк»
и «Даймлер-Бенц», в Японии «Тоёта моторс» с «Дайхацу когё» и «Хино моторс» (1966 и 1957) и т. д. Имеются соглашения о
специализации и
кооперировании между «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен»
(Англия) и «Инноченти» (Innocenti,
Италия), «Рено»
(Франция) и «Альфа Ромео» (Alfa Romeo, Италия) и др. Западногерманская
фирма «НСУ моторенверке» и французская «Ситроен» в 1965 договорились о совместном производстве автомобилей, для которых двигатели будут
выпускаться в ФРГ, а кузова - во Франции.
Укрепляя свои
позиции на национальных рынках, А. м. Западной Европы и Японии
одновременно энергично проникают в США, форсируя
экспорт туда автомобилей. Доля импортных легковых автомашин в общей продаже легковых автомобилей в США выросла с
менее чем 1% в 1955 до 6% в 1965.
Обострение конкурентной борьбы, рост концентрации и
монополизации производства способствуют
усилению господства в автомобильной промышленности мощных монополий за счёт поглощения ими или банкротства
более мелких фирм.
Только в
течение десятилетия 1957-66 в странах Западной Европы свыше 10 компаний прекратили своё
существование или были поглощены более крупными фирмами. В 1966 среди 20 крупнейших неамериканских промышленных монополий насчитывалось 6 автомобильных компаний
против двух в 1956. За это десятилетие
«Фольксвагенверк» переместилась в списке крупнейших неамериканских компаний с 25-го на 4-е место, японская «Ниссан мотор»
только за 1966 передвинулась с 73-го на 42-е место.
А. м. США для
завоевания новых рынков и
вообще для усиления своих позиций за границей
широко используют экспорт капитала. В 1966 по размеру новых заграничных
капиталовложений (967 млн. долларов) они занимали 3-е место в стране
после компаний нефтяной (2500 млн. долларов) и химической (1063 млн. долларов) промышленности. У
«Форд мотор» и «Крайслер»
соответственно 1/
3 и ј производственных мощностей по выпуску автомобилей расположены за границей. «Дженерал моторс» имеет за пределами США
предприятия в 24 странах.
Основным средством внешнеэкономической
экспансии А. м. западноевропейских стран служит экспорт автомобилей.
Самый крупный экспортёр автомобилей в мире «Фольксвагенверк» вывозит свыше 60% производимых им автомашин, итальянская А. м.
«ФИАТ» - почти 30%. Японские фирмы быстрыми темпами расширяют экспорт грузовых автомобилей, их доля в мировом экспорте выросла почти с нулевого уровня в 1957 до 18% в 1965. «Тоёта мотор» с 1962 по 1966 в 3 раза увеличила свой экспорт при росте производства в 2 раза.
Ведущие А. м. представляют
собой мощные машиностроительные концерны, в производственной
программе которых
видное место занимает также
продукция других отраслей
машиностроения. А. м. играют важную роль в производстве сельскохозяйственных машин, энергосилового и авиационного
оборудования, военной и ракетно-космической техники.
В годы 2-й
мировой войны «Дженерал моторс» и «Форд мотор» по сумме правительственных военных заказов (13,8 млрд. долларов и 5,3 млрд. долларов) занимали 1-е и 3-е места, доля военной продукции в их производстве составляла почти 90%. Несмотря на то, что с появлением новых видов
вооружения роль А. м. в производстве военной техники снизилась,
стоимость военной продукции,
ежегодно выпускаемой такими компаниями, как
«Дженерал моторс» и «Форд мотор», в
середине 60-х гг. достигала 0,5 млрд. долларов. Западногерманские А. м. производят более 50 типов военных машин, а также выступают
основными поставщиками танков для бундесвера. А. м. являются ведущими экспортёрами продукции военного назначения: среди поставщиков вооружения за
пределы США
«Крайслер» занимает 5-е место по сумме заграничных военных заказов (1966 - 154,2 млн. долларов). Американские А. м. осуществляют крупные
поставки автомобилей для армий стран, входящих в агрессивные
блоки, возглавляемые США. В 1965 доля этой продукции в американском экспорте автомобилей достигала 10%. А. м. выступают генеральными подрядчиками и субподрядчиками при
осуществлении крупных проектов в области производства ракетно-космической техники и космических исследований.
В автомобильной промышленности сильны государственно-монополистические тенденции. За счёт государственных средств финансируются научно-исследовательские
работы А. м. в области военной и ракетно-космической техники. В ряде стран государство непосредственно участвует в автомобильной промышленности, являясь собственником или крупнейшим акционером автомобильных компаний
(«Рено» во Франции, «Альфа Ромео» в Италии, «Фольксвагенверк» в ФРГ). В западноевропейских странах государство
активно способствует реорганизации национальных компаний, стимулируя их к
объединению и
сотрудничеству. В годы 2-й мировой войны А. м. США и Англии
существенно увеличили свои производственные
мощности за счёт государственного строительства
(например, «Крайслер» - почти в 4 раза).
Крупнейшие А. м. (см. табл. 2).
Табл. 2.-Крупнейшие автомобильные монополии капиталистического мира в 19661
| Год осно- вания | Число занятых (тыс. чел.) | Активы (млн. долл.) | Собств. капитал (млн. долл.) | Оборот по продаже (млн долл.) | Валовая прибыль (млн. долл.) | Отношение валовой прибыли в % | Чистая прибыль (млн. долл.) |
к обороту | к собственному капиталу |
США |
«Дженерал моторс» | 1916 | 745 | 12916 | 8726 | 20209 | 3424 | 16,9 | 39,2 | 1793 |
«Форд мотор» | 1902 | 388 | 8090 | 4782 | 12240 | 1188 | 9,7 | 24,8 | 621 |
«Крайслер» | 1925 | 183 | 3149 | 1701 | 5650 | 377 | 6,7 | 22,2 | 189 |
Страны Зап. Европы и Япония |
«Фольксвагенверк» (ФРГ) | 1930 | 125 | 1434 | 661 | 2500 | 186І | 7,4 | 28,2 | 125 |
«ФИАТ» (Италия) | 1899 | 135 | 1401 | 495 | 1679 | 77І | 4,6, | 15,5, | 40 |
«Даймлер-Бенц» (ФРГ) | 1926 | 102 | 599 | 249 | 1475 | ... | 3,04 | 17,74 | 44 |
«Бритиш мотор» (Англия)і | 1952 | 120 | 818 | 404 | 1473 | 57І | 3,9 | 14,1 | 42 |
«Рено» (Франция) | 1895 | 95 | 590 | 214 | 1428 | 16І | 1,1 | 7,5 | 6 |
«Пежо отомобиль» (Франция) | 1896 | 54 | 538 | 302 | 935 | ... | 2,24 | 7,04 | 21 |
«Тоёта мотор» (Япония) | 1937 | 34 | 896 | 288 | 930 | ... | 5,14 | 16,54 | 48 |
«Ниссан мотор» (Япония) | 1933 | 55 | 1295 | 307 | 921 | ... | 4,94 | 14,64 | 45 |
«Ситроен» (Франция) | 1924 | 61 | 406 | 142 | 887 | ... | 0,44 | 2,84 | 4 |
«Лейленд мотор» (Англия) | 1919 | 56 | 549 | 264 | 616 | ... | 3,54 | 10,24 | 27 |
«Вольво» (Швеция) | 1926 | 24 | 379 | 108 | 589 | 50 | 8,5 | 46,3 | 13 |
1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке.
І
Прибыль до вычета подоходного
налога и сё
отношение к обороту и собственному капиталу.
і На 31 июля 1966.
4 Отношение чистой прибыли к обороту и собственному капиталу.
Продажи самой крупной А. м. «Дженерал моторс», контролируемой Дюпонами, составили в 1966 свыше 6,7 млн. автомобилей, из которых 1,5 млн. было
произведено за границей. Она имеет только в США около 130 заводов и расходует на капиталовложения ежегодно до 1,5-2 млрд. долларов; входит также в число крупнейших производителей в США локомотивов, холодильного оборудования, авиационных двигателей, систем
управления, деталей и узлов для ракет. Ею, в
частности, осуществлялась
разработка подъёмно-транспортного оборудования для системы оружия «Минитмен».
Общий
объём продаж в 20 млрд. долларов, чистая
прибыль в 1,8 млрд. долларов и число занятых 750 тыс.
человек делают «Дженерал моторс» крупнейшей промышленной монополией капиталистического мира.
Вторая в мире А. м.
«Форд мотор» продала в 1966 4,5 млн. автомобилей, из них почти 1,2 млн. выпущены её заграничными заводами. На её долю приходится также 15% американского производства тракторов. Она имеет дочернюю компанию, занимающуюся проектированием и выпуском управляемых снарядов, электронных систем и счётно-решающих устройств военного
назначения и т. д.
Находящаяся в сфере влияния Морганов А. м. «Крайслер» особенно энергично развивает свою
деятельность в Западной Европе, скупая ведущие
европейские автомобильные компании. Так, в 1965 она увеличила свою долю во французской автомобильной компании
«СИМКА» до 77% акционерного капитала (23%
акций компании «СИМКА» принадлежит А. м. «ФИАТ»). Из 2,1 млн. автомобилей, реализованных ею в 1966, почти 0,6 млн.
выпущено за границей. «Крайслер» играет важную роль в производстве танков и управляемых снарядов, являлся генеральным подрядчиком по
строительству первой ступени ракеты-носителя «Сатурн 1 Б».
На долю «Фольксвагенверк», 40% акционерного капитала которой принадлежит федеральному правительству и правительству
земли Нижняя
Саксония, приходится свыше 50% выпуска и свыше 60% экспорта автомобилей ФРГ. Из 978 тыс. автомобилей, вывезенных ею в 1966, более 55% было
экспортировано в США, где монополия
прочно удерживает 1-е место среди иностранных поставщиков автомобилей. Это обусловлено выпуском более доступных широкому
потребителю малолитражных автомобилей
известной марки «Фольксваген-1200».
Английская А. м. «Бритиш Лейленд мотор корпорейшен», возникшая в начале 1968 в
результате серии слияний и поглощений, имевших место в 60-х гг. среди национальных английских автомобильных компаний, является
одним из крупнейших производителей автомобилей в капиталистическом мире. По объёму выпуска продукции она занимает 1-е место в Англии и 7-е место в мире. Её предприятия выпускают разнообразные типы автомобилей, более 35% из них экспортируется. На долю легковых автомобилей приходится почти і/
4 оборота итальянской А. м.
«ФИАТ», которая входит в сферу влияния семьи Аньелли-Нази, крупнейших представителей финансовой олигархии Италии. Монополия производит также тракторы, самолёты, железнодорожный подвижной
состав, судовые двигатели,
холодильники, станки,
сталь и т. д.
Соглашение 1966 о сотрудничестве между французской государственной компанией «Рено» и частной фирмой «Пежо» положило
начало созданию во Франции мощного автомобильного объединения, под контролем которого
будет находиться свыше 60% производства и 65% экспорта автомобилей Франции. На долю
«Ситроен» в результате
присоединения ею в 1967 фирмы «Отомобиль М. Берлье» (Automobiles М. Berliet) приходится
половина французского производства грузовых автомобилей
грузоподъёмностью более 6 т. «Ситроен» занимает 2-е место во Франции также по производству легковых автомобилей (после «Рено»).
Самая крупная А. м. Японии «Тоёта мотор» по темпам
роста значительно обгоняет своих конкурентов; в 1967 она выпустила более 800 тыс. автомашин.
И. М. Резникова.
Автомобильные дороги
Автомобильные монополии
Автомобильный двигатель