Амфиктиония

Амфиктиония в Энциклопедическом словаре:
Амфиктиония - (Amphiktionia) - в Др. Греции религиозно-политический союзплемен и городов с общими святилищем, казной, правилами ведения войны.Наиболее известна дельфийская амфиктиония (центр - Дельфы), в которуювходили 12 общин Ср. Греции и Фессалии.

Значение слова Амфиктиония по словарю Брокгауза и Ефрона:
Амфиктиония (или союз амфиктионов, т. е. соседей святилища) — так назывался у греков союз различных племен, которые собирались на празднества при святилище какого-либо известного бога, обсуждали при этом общие дела союза и улаживали споры между отдельными его членами. Все члены клятвенно обязывались повиноваться известным общим постановлениям. В древнейшие времена греческой истории таких союзов существовало несколько, но большинство из них (в Делосе, в Калаурии у Арголиды, в Онхесте в Виотии) рано утратили свое политическое значение; дольше других пользовался значительным влиянием только самый обширный из этих союзов "Дельфийско-пилейская амфиктиония", члены которой назывались обыкновенно просто "амфиктионами". Основан этот союз, по всей вероятности, по инициативе греческих племен, населявших Фессалию и области, граничившие с нею на юге; поэтому-то первым центром его было святилище амфиктионийской Деметры в Фермопилах, около местечка Анфелы, но вскоре уже вследствие распространения союза за пределы Средней Греции образовался второй центр — храм Аполлона в Дельфах (см. это сл.); в обоих святилищах происходили два раза (весною и осенью) собрания представителей союза (пилеи). Членами союза в древнейшее время были следующие 12 племен: фессалийцы, виотийцы, доряне, ионяне, перебы, магнеты, локрийцы, энияне, фтиотийские ахеяне, малийцы, фокейцы и долопы. Каждый из этих народов посылал на собрание союза двух представителей (гиеромнемоны); из них составлялся союзный совет (синедрион), в котором по старому обычаю председательствовали представители Фессалии; кроме того, каждый член союза имел право посылать нескольких представителей (пилагоры), которые в заседаниях совета имели только совещательный голос. Число членов союзного совета, имевших право голоса, равнялось, таким образом, 24; оно оставалось неизменным до времени римского императора Августа, хотя в составе членов и распределении голосов между ними происходили частые перемены, обусловливаемые изменениями политических отношений между греческими государствами. Так, жители города и области Дельфы были признаны союзным советом независимыми от фокейцев и приняты в союз как самостоятельный член (по всей вероятности, во время Пелопоннесской войны); в 346 г. по окончании Фокейской (так наз. Третьей священной) войны фокейцы и спартанцы были исключены из союза, и их место заступили македоняне, вследствие чего союз сделался орудием политики царя Филиппа; только в 278 г. фокейцы были приняты обратно в союз в награду за храбрость, выказанную ими в борьбе с галлами, вторгнувшимися в Среднюю Грецию. В 388 г. место западных Локр в союзе заняли этоляне, которые в период расцвета своего могущества (между 250 и 189 г. до Р. Х.) играли долгое время главную роль в союзе, забрав в свое распоряжение большинство голосов в совете. Впоследствии они, точно так же как и македоняне, были, однако, исключены из союза, по всей вероятности, по настоянию римлян. Существенные изменения были сделаны в союзе императором Августом после битвы при Акциуме; он приказал принять в союз, кроме Македонии, основанный им в память победы при Акциуме город Никополь и увеличил число представителей, имеющих право голоса в совете, до 30. В этом положении союз оставался до окончательного падения Дельфийского оракула, но уже много раньше он потерял всякое политическое значение; его обязанностью был только надзор за святилищами в Дельфах и Фермопилах и руководство пифийскими играми. Ср. Титман, "Ueber den Bund der Amphiktyonen" (Берлин, 1812); Герлах, "Histor. Studien" (Гамбург и Гота, 1841); О. Вейсс, "De foederis amp h yctyonici disciplina" (Берлин, 1847); С. Веллер, " É tude sur le monument bilingue de Delphes" (Париж, 1868); К. Бюхер, "Questionum Amphictyonicarum specimen" (Бонн, 1870); Вейль, "De amphictyonum delphicorum suffragiis" (Берлин, 1872); Заупе, "Commentatio de amphictyonia delphica et hieromnemione attico" (Геттинген, 1873).

Определение слова «Амфиктиония» по БСЭ:
Амфиктиония (греч. Amphlktionнa, от amphiktнones - жители окружающих областей)
религиозно-политический союз племён и городов в Древней Греции, имевший целью совместное отправление культа в общем святилище, охрану и распоряжение его казной и разрешение мирным путём возникавших между его членами конфликтов. Члены А. вырабатывали правила ведения войны, обязательные для данной А. (войны членов А. получили название «Священных войн»).
Известны А. при святилищах Аполлона: в Дельфах - дельфийско-пилейская, на острове Делос - делосская; при святилищах Посейдона: на острове Калаврия - калаврийская, в Беотии - онхестская и др. Больше всего сведений сохранилось о дельфийско-пилейской А. В древнейшее время она состояла из 12 общин Средней Греции и Фессалии, позднее состав её менялся, возглавлялась советом представителей общин (каждая община имела 2 голоса), несла охрану своего святилища, организовывала имевшие общеэллинское значение пифийские религиозные празднества. Дельфийско-пилейская А. оказывала влияние на международные отношения во всём греческом мире, учреждала третейские суды и т. д. Значение А. утрачивается после завоевания Греции римлянами (146 до н. э.).
Лит.: Bьrgel H., Die pylдcisch-del-phische Amphiktyonie, Mьnch., 1877.

Амфикарпия    Амфиктиония    Амфилохий