Бурса

Значение слова Бурса по Ефремовой:
Бурса - 1. Общежитие при духовных учебных заведениях (семинариях, училищах), в которых воспитанники содержались на казенный счет (в Российском государстве XVIII в. - первой половины XIX в.). // Учебное заведение такого типа.
2. разг. То же, что: бурсаки.

Бурса в Энциклопедическом словаре:
Бурса - (от ср.-век. лат. bursa - сумка) - общежитие для бедных студентовпри средневековых университетах; в России до 1917 - при духовных училищахи семинариях.


(Bursa) (Бруса) - город на северо-западе Турции, административныйцентр иля Бурса. 835 тыс. жителей (1990). Текстильная, пищевая, цементная,автосборочная и деревообрабатывающая промышленность. Университет. Основанво 2 в. до н. э. (под названием Пруса). С 1326 Бурса первая столицаОсманского (турецкого) государства. Мечети Орханбея (нач. 14-15 вв.),Улу-джами (14 - нач. 15 вв.), Ешиль-джами (15 в.); мавзолей Ешиль-тюрбе(15 в.).

Значение слова Бурса по словарю Ушакова:
БУРСА
бурсы, мн. нет, ж. (латин. bursa, букв. кошель) (устар. презрит.). Духовное училище, семинария (первонач. общежитие, где воспитанники содержались на казенный счет). || собир. Воспитанники этого училища, бурсаки. Бурса идет.

Значение слова Бурса по словарю Даля:
Бурса
ж. шелковая персидская ткань.


Бурса
ж. южн. лат. семинария, в значении казенного содержания учеников; он в бурсе, в семинарии на казенном иждивении. Бурсак м. казеннокоштный семинарист. | Донск. бурсак, бурсачик, род пшеничного сухаря на масле. | Арх.-шенкурск. дождевая, градовая или снежная туча? Бурсацкий, бурсачий, бурсачный, принадлежащий бурсакам, к ним относящийся.

Значение слова Бурса по словарю Брокгауза и Ефрона:
БурсаСлово это (первоначальное значениекарман, кошелек) в средние века означало, собственно, общую кассу какого-либо союза или учреждения, например монастыря, братства и т. п.; затем его стали применять преимущественно к кассе общежития учащихся и к самому помещению общежития. Такие общежития под названием бурс, возникли раньше всего во Франции, где большей частью на средства благотворителей (впоследствии и за плату) студентам университетов предоставлялась общая квартира с полным содержанием, причем жившие тут вместе студенты (называвшиеся Bursarii или Bursiati) стояли под строгим надзором, не смели выходить без разрешения, должны были одеваться согласно предписаниям и т. п. Институт этот был распространен и в других странах, очень часто имея характер только частного предприятия. Во Франции до сих пор существует под этим названием (Bourse) множество безвозмездных вакансий в пансионах при учебных заведениях или стипендий для учащихся. Средства на этот предмет даются государством, департаментами и общинами; в 1888 г. французское правительство издержало на Б. около 5 млн. франков, из которых 3150000 франков на Б. при средних учебных заведениях, лицеях и коллегиях, 924000 на Б. при элементарных школах, остальные — на Б. при высших учебных заведениях. В России под именем Б. известно было прежде всего специальное общежитие при Киевско-братском училище (впоследствии Киевская духовная академия). Оно возникло в первой половине XVII века, при Петре Могиле, преобразовавшем состоявший при училище странноприимный дом в постоянное помещение для нуждающихся воспитанников, число которых было очень велико (простиралось от 200 до 500). Положение питомцев, живших в Б. (так называемых бурсаков), уже в конце XVII века становится, однако, очень незавидным: жилье, пища, одежда, предлагавшиеся им безвозмездно, были очень скудны, и обычным средством поддержать материальное положение Б. считался в конце XVII и в продолжение почти всего XVIII века сбор добровольных подаяний, производившийся самими воспитанниками. Последние торжественно избирали для этого из своей среды ежегодно двух так называемых префектов, нескольких ассистентов и секретарей; этим выборным вручалась особая книга (Album), с которой они обходили киевских граждан и жителей окрестностей. Кроме того, многие бурсаки составляли из себя походные артели, чтобы пением кантов, произнесением речей и стихов, представлением различных пьес, отправлением церковных служб и т. п. заработать нужные им средства. Во второй половине XVIII в. положение киевской Б. начинает улучшаться: при митрополите Арсении Могилянском она была переведена из деревянного строения в каменное; в 1786 г. сбор пожертвований воспитанниками был окончательно запрещен. См. М. Булгаков, "История Киевской духовной академии", (СПб., 1843 г.). От Киевской духовной академии название Б. перешло у нас вообще на все общежития при духовных учебных заведениях, особенно при семинариях. В первой половине текущего столетия состояние этих Б. было еще очень жалкое: крайняя неопрятность и запущенность помещений, злоупотребления при снабжении воспитанников пищей и одеждой, антигигиенические условия жизни, жестокость в обращении с воспитанниками, нерациональные педагогические приемы (застращивание, возбуждение розни между бурсаками и др.) — все это делало значение Б. того времени довольно отрицательным. Картина нравов Б. ярко очерчена в известных "Очерках бурсы" Н. Г. Помяловского (СПб., 1865; 2-е изд., 1874; см. также "Полное собрание сочинений" Н. Г. Помяловского, СПб., 1865, 1868 и 1874), наделавших в свое время много шуму (см. "Отечественные Записки", 1862 г., кн. 11; "Духовный Вестник" 1863 г., № 4; "Время", 1862 г., кн. 9 и др.). В течение последних 30—35 лет во внутреннем строе семинарских Б. произошли значительные изменения к лучшему.

Определение слова «Бурса» по БСЭ:
Бурса - Бурса (Bursa)
Бруса, город на С.-З. Турции; административный центр вилайета Бурса. 212,5 тыс. жителей (1965). Расположен у подножия хребта Улудаг. Узел шоссейных дорог. Торговля шёлком, мериносовой шерстью, зерновыми. Шёлковая, шерстяная, деревообрабатывающая, овощефруктоконсервная, стройматериалов промышленность. Близ Б. - минеральные источники. Б. основан в начале 2 в. до н. э. царём Вифинии Прусиасом II под названием Пруса. Входила в состав Римской империи, затем Византии. В 1326, после 10-летней осады, завоёвана турками-османами и стала первой столицей Османского государства. После перенесения столицы в Эдирне (1365, по другим данным 1402), а затем в Стамбул (1453) Б. сохранила значение одного из главных городов Турции.
Современная регулярная планировка города сложилась во 2-й половине 19 в., включив старый центр Б. с каменными 2-этажными домами, парками, садами и архитектурными памятниками - мечетями Орхана (1304-1417), Улу-Джами (Большая мечеть, 1396-1400), Мурада II (1424-27), Ешиль-Джами (Зелёная мечеть, 1424), мавзолеем Ешиль-Тюрбе (1420-21) и госпиталем (1394).
Лит.: Бейоглу, Брусса и её памятники, «Исторический вестник», 1909, т. 117, № 8; Гордлевский В. А., Рукописные библиотеки г. Брусы, «Докл. АН СССР», 1929, № 2; Inalcik Н., Bursa, в кн.: Encyclopйdie de Ilslam, t. 1, P. - Leide, 1960: Gabriel A., Une capitale turque: Broussa-Boursa, v. 1-2, P., 1960.
Бурса. Мавзолей Ешиль-Тюрбе. 1420-21.


Бурса - Бурса (от позднелат. bursa - сумка, кошелёк)
первоначально общежитие для бедных студентов при средневековых университетах. В юго-западной Руси одной из первых была Б. при Киево-Могилянской академии; позднее название «Б.» перешло на общежития при духовных учебных заведениях (семинариях, училищах), в которых учащиеся содержались на казённый счёт (бурсак - казённокоштный семинарист). Суровый режим, телесные наказания, грубые нравы, характеризующие Б. в России 1-й половины 19 в., описаны Н. Г. Помяловским в его «Очерках бурсы».

Бурос    Бурса    Бурсак