Фаянс

Значение слова Фаянс по Ефремовой:
Фаянс - 1. Белая или цветная масса из особых сортов глины с примесью гипса и некоторых других веществ, идущая на изготовление керамических изделий.
2. Изделия из такой массы.

Значение слова Фаянс по Ожегову:
Фаянс - Изделия, посуда из такого материала


Фаянс Мелкопористый, обычно белый керамический материал, по составу напоминающий фарфор

Фаянс в Энциклопедическом словаре:
Фаянс - (франц. faience - от названия итальянского города Фаэнца, гдепроизводился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки,архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотныймелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой(непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те жематериалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношениекомпонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Близкие кфаянсу изделия изготовлялись в Др. Египте, Китае (4-5 вв.). В Европепроизводство фаянса началось в 16 в. (Франция), в России - в 18 в.


(Fajans) Казимир (1887-1975) - американский физикохимик, иностранныйчлен-корреспондент АН СССР (1925; иностранный член-корреспондентРоссийской АН с 1924). Родился в Польше, с 1936 в США. Труды порадиохимии, теории растворов, адсорбции. Сформулировал (1913, одновременнос Ф. Содди) правило смещения при распаде радиоактивных элементов.Установил (1913, совместно с Ф. Панетом) т. н. правило Фаянса - Панета.

Значение слова Фаянс по Строительному словарю:
Фаянс - Изделия тонкой керамики, покрытые прозрачной или глухой глазурью. Водопоглощение составляет 9–12%. В отличие от фарфора содержат больше глины, а также мел или известняк. Применяется для изготовления плитки, сантехнических изделий.

Значение слова Фаянс по словарю Ушакова:
ФАЯНС, фаянса, мн. нет, м. (фр. faience по имени гор. в Италии Faenza). 1. Белая или цветная масса из особых сортов глины с примесью гипса и др. веществ, идущая на керамические изделия. 2. собир. Изделия из этой массы, обожженной и покрытой глазурью. Торговля фаянсом.

Значение слова Фаянс по словарю Даля:
Фаянс
м. франц. хороший разбор глины и приготовленная из него посуда. Расхожие тарелки фаянсовые.

Определение слова «Фаянс» по БСЭ:
Фаянс - Фаянс (Fajans)
Казимир (27.5.1887, Варшава, - 18.5.1975, Анн-Арбор, штат Мичиган), американский физико-химик. Поляк по происхождению. Окончил (1907) Лейпцигский университет, совершенствовался в университетах в Гейдельберге и Манчестере. В 1911-17 преподавал в Высшей технической школе в Карлсруэ; профессор Мюнхенского (1917-35), Мичиганского (1936-57) университетов. Ф. одновременно с Ф. Содди установил (1913) правило смещения при распаде радиоактивных элементов (см. Радиоактивность), открыл радиоактивные изотопы 243mPa (UX2) и 215Po (AcA), двойной распад 214Bi (RaC); совместно с Ф. Панетом сформулировал (1913) правило соосаждения радиоактивных элементов (Фаянса - Панета правило). Основные труды Ф. в области физической химии посвящены рефрактометрическим исследованиям, изучению связи деформации электронных оболочек с химическими и оптическими свойствами неорганических соединений, изучению недиссоциированных молекул и комплексных ионов в растворах сильных электролитов, адсорбции ионов и красящих веществ на солеобразных соединениях. Иностранный член-корреспондент АН СССР (с 1924).
Соч. в рус. пер.: Радиоактивность и новейшее развитие учения о химических элементах, 2 изд., [Од.], 1923; Физико-химический практикум, Л., 1931 (совместно с И. Бюстом); Воспоминания, связанные с историей науки о радиоактивности, «Природа»,
1973, № 10, с. 74-82.


Фаянс - Фаянс (франц. faience, от названия итал. города Фаэнца, одного из центров керамического производства)
плотные мелкопористые (обычно белые) изделия тонкой керамики.
Производство фаянса. Для изготовления Ф. применяется то же сырьё, что и для производства Фарфора, меняются лишь рецептура сырья и технология обжига изделий. Ф. отличается от фарфора большими пористостью и водопоглощением (до 9-12%), поэтому все фаянсовые изделия покрываются тонким сплошным слоем водонепроницаемой глазури. По составу и свойствам различают Ф. глинозёмный, известковый, шамотный и полевошпатовый. Наибольшее распространение в технике и в быту получил полевошпатовый Ф., который приготовляется из однородной смеси: 60-65% пластичных материалов (каолина и глины), 30-36% кварца, 3-5% полевого шпата.
Предварительный (бисквитный) обжиг (при 1250-1280 °С) проводится для получения прочного Ф., а последующий (т. н. глазурный) - для расплавления глазури, нанесённой на поверхность изделия после первого обжига (1050-1150 °С). Обжиг ведётся в туннельных печах с непосредственным обогревом. При изготовлении крупных санитарно-технических изделий из Ф. обычно применяется однократный обжиг, при котором одновременно протекают процессы спекания составных частей фаянсовой массы, плавления глазури и образования промежуточного слоя между пористым материалом и остеклованной глазурью. Хозяйственный Ф. (в основном столовая посуда) после 1-го и 2-го обжига подвергается раскраске разными методами с закреплением рисунка, выполненного надглазурными красками, в 3-м обжиге при 700-900 °С.
Ф. получил наибольшее применение в производстве хозяйственной посуды и строительной керамики - глазурованных белых и цветных плитоколо В производстве санитарно-технических изделий Ф. вытесняется фарфором или полуфарфором. О производстве Ф. см. также в ст. Керамика.
И. А. Булавин.
Художественный фаянс. Близкие к Ф. изделия были известны уже в Древнем Египте. Разнообразные виды Ф. производили с 4-5 вв. в Китае (в 7-13 вв. - с серо-голубыми и серо-зелёными поливами), позднее - в Корее (11-13 вв.), Японии (с 16 в. славился Ф. завода Сацума). В странах ислама с 12 в. получила распространение белая мелкопористая фарфоровидная масса (кашин), изобретённая, видимо, в Иране в 10-11 или 11-12 вв. Фрагменты тонкостенных сосудов из кашина с гравиров. и прорезным ажурным орнаментом или с сине-чёрной белофоновой росписью под прозрачной глазурью найдены в Нисе, Мешеди-Мисриане, Древнем Ургенче, а также на территории Азербайджанской ССР (Орен-Кала). Особую известность получили Иран. изделия с росписью цветными эмалями (минаи, 12-13 вв.) или Люстром (конец 11 - начало 14 вв.) по опаковой кремовой глазури (центры - Рей, Кашан, Горган и др.), а также сефевидские (16-17 вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью (Исфахан, Керман и др.).
В Европе собственно Ф. начали выделывать около 1525-65 в Сен-Поршере во Франции. Близки Ф. были произведения Б. Палисси (16 в.) и мастерских Делфта (с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью; расцвет около 1680-1740). Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг., Дж. Уэджвуд, конец 18 в.) усовершенствовали Ф., прочно ввели его в практику. В 18-20 вв. высокого качества Ф. производили в Англии, Франции, Германии, России. Определились характерные для Ф. черты: большаясравнении с фарфором) мягкость и обобщенность форм, разнообразие способов декорации, цветовой палитры, видов глазурей. Рус. заводы (в Межигорье под Киевом, 1799; А. Я. Ауэрбаха в с. Домкино, 1809, с 1839 в с. Кузнецове Тверской губернии, с 1870 принадлежал М. С. Кузнецову, ныне Конаковский завод им. М. И. Калинина и др.) производили разнообразный Ф.: белый, опак
(«непрозрачный фарфор») с росписью и печатными рисунками, цвета сливок, серый, лиловый, мраморный, украшенный рельефом, цветными глазурями и др.; полуфаянс выпускали в Гжели (см. Гжельская керамика). Основной центр производства сов. художественного Ф. - завод им. М. И. Калинина (посуда, мелкая пластика по моделям художников В. Г. Филянской, М. П. Холодной, И. Г. Фрих-Хара, Е. М. Гуревич и др.). См. также ст. Керамика.
Лит.: Кубе А. Н., История фаянса, Берлин - П. - М., 1923; Салтыков А. Б., Русская керамика, М., 1952; Бубнова Е., Старый русский фаянс, М., 1973; Химическая технология керамики и огнеупоров, М., 1972; Августиник А. И., Керамика, 2 изд., Л., 1975; Технология фарфорового и фаянсового производства, М., 1975; Lane А., Later islamic pottery, L., [1957]; его же, Early islamic pottery, L., [1958]; Cox W. E., The book of pottery and porcelain, v. 1-2, N. Y., 1966.
(По материалам статьи А. Б. Салтыкова из 2-го издания БСЭ; часть статьи о восточном фаянсе - Т. Х. Стародуб.)
Фаянс. Ф. Н. Крохина. Миска. 1964.

Фаянс. О. В. Малышева. «Моряки». 1972.

Фаянс. И. С. Ефимов. «Лань с детёнышем». 1929. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.

Фаянс. Квасник. Район Гжели. 19 в.

Фаянс. Кувшин. Гжель. 1833.

Фаянс. Ваза с росписью. Завод Сацума. Япония. 18 в. Музей искусства народов Востока, Москва.

Фаянс. Статуэтка из серии «Народные типы». Каменно-Бродский фаянсовый завод. Украина. 1880-е гг.

Фаянс. Кубок с росписью «минаи». Рей. Иран. 12-13 вв. Музей искусства народов Востока, Москва.

Фаянс. Облицовочная панель. Изник. Турция. 16 в. Лувр. Париж.

Фаянс. Рельеф из Мединет-Абу. Древний Египет. Новое царство. Музей Кестнера. Ганновер.

Фаялит    Фаянс    Фаянсовый