Фаянс
Значение слова Фаянс по Ефремовой:
Фаянс - 1. Белая или цветная масса из особых сортов глины с примесью гипса и некоторых других веществ, идущая на изготовление керамических изделий.
2. Изделия из такой массы.
Значение слова Фаянс по Ожегову:
Фаянс - Изделия, посуда из такого материала
Фаянс Мелкопористый,
обычно белый керамический материал, по составу напоминающий
фарфор
Фаянс в Энциклопедическом словаре:
Фаянс - (франц. faience - от названия итальянского города Фаэнца, гдепроизводился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки,архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотныймелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой(непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те жематериалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношениекомпонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Близкие кфаянсу изделия изготовлялись в Др. Египте, Китае (4-5 вв.). В Европепроизводство фаянса началось в 16 в. (Франция), в России - в 18 в.
(Fajans)
Казимир (1887-1975) -
американский физикохимик, иностранныйчлен-корреспондент АН
СССР (1925;
иностранный член-корреспондентРоссийской АН с 1924). Родился в Польше, с 1936 в США.
Труды порадиохимии, теории растворов, адсорбции. Сформулировал (1913, одновременнос Ф. Содди)
правило смещения при распаде радиоактивных элементов.Установил (1913,
совместно с Ф. Панетом) т. н.
правило Фаянса - Панета.
Значение слова Фаянс по Строительному словарю:
Фаянс - Изделия тонкой керамики, покрытые прозрачной или глухой глазурью. Водопоглощение составляет 9–12%. В отличие от фарфора содержат больше глины, а также мел или известняк. Применяется для изготовления плитки, сантехнических изделий.
Значение слова Фаянс по словарю Ушакова:
ФАЯНС, фаянса, мн. нет, м. (фр. faience по имени гор. в Италии Faenza). 1. Белая или цветная масса из особых сортов глины с примесью гипса и др. веществ, идущая на керамические изделия. 2. собир. Изделия из этой массы, обожженной и покрытой глазурью. Торговля фаянсом.
Значение слова Фаянс по словарю Даля:
Фаянс
м. франц. хороший разбор глины и приготовленная из него посуда. Расхожие тарелки фаянсовые.
Определение слова «Фаянс» по БСЭ:
Фаянс - Фаянс (Fajans)
Казимир (27.5.1887, Варшава, - 18.5.1975, Анн-Арбор, штат Мичиган), американский физико-химик. Поляк по происхождению. Окончил (1907) Лейпцигский университет, совершенствовался в университетах в Гейдельберге и Манчестере. В 1911-17 преподавал в Высшей технической школе в Карлсруэ; профессор Мюнхенского (1917-35), Мичиганского (1936-57) университетов. Ф. одновременно с Ф. Содди установил (1913) правило смещения при распаде радиоактивных элементов (см. Радиоактивность), открыл радиоактивные изотопы 243mPa (UX2) и 215Po (AcA), двойной распад 214Bi (RaC); совместно с Ф. Панетом сформулировал (1913) правило соосаждения радиоактивных элементов (Фаянса - Панета правило). Основные труды Ф. в области физической химии посвящены рефрактометрическим исследованиям, изучению связи деформации электронных оболочек с химическими и оптическими свойствами неорганических соединений, изучению недиссоциированных молекул и комплексных ионов в растворах сильных электролитов, адсорбции ионов и красящих веществ на солеобразных соединениях. Иностранный член-корреспондент АН СССР (с 1924).
Соч. в рус. пер.: Радиоактивность и новейшее развитие учения о химических элементах, 2 изд., [Од.], 1923; Физико-химический практикум, Л., 1931 (совместно с И. Бюстом); Воспоминания, связанные с историей науки о радиоактивности, «Природа»,
1973, № 10, с. 74-82.
Фаянс - Фаянс
(франц. faience, от названия итал. города
Фаэнца, одного из центров керамического производства)
плотные мелкопористые
(обычно белые) изделия
тонкой керамики.
Производство
фаянса. Для
изготовления Ф. применяется то же
сырьё, что и для производства Фарфора, меняются лишь
рецептура сырья и технология обжига изделий. Ф. отличается от фарфора большими
пористостью и водопоглощением (до 9-12%),
поэтому все
фаянсовые изделия покрываются тонким сплошным
слоем водонепроницаемой глазури. По составу и свойствам различают Ф.
глинозёмный, известковый, шамотный и полевошпатовый.
Наибольшее распространение в технике и в быту получил полевошпатовый Ф.,
который приготовляется из
однородной смеси: 60-65% пластичных материалов (каолина и
глины), 30-36% кварца, 3-5% полевого шпата.
Предварительный
(бисквитный) обжиг (при 1250-1280 °С) проводится для
получения прочного Ф., а
последующий (т. н.
глазурный) - для
расплавления глазури, нанесённой на
поверхность изделия
после первого обжига (1050-1150 °С).
Обжиг ведётся в туннельных печах с непосредственным обогревом. При изготовлении крупных санитарно-технических изделий из Ф. обычно применяется
однократный обжиг, при котором одновременно протекают процессы
спекания составных частей фаянсовой
массы, плавления глазури и
образования промежуточного слоя
между пористым материалом и остеклованной
глазурью. Хозяйственный Ф. (в основном
столовая посуда) после 1-го и 2-го обжига подвергается
раскраске разными методами с закреплением рисунка, выполненного надглазурными красками, в 3-м обжиге при 700-900 °С.
Ф. получил
наибольшее применение в производстве
хозяйственной посуды и строительной
керамики - глазурованных
белых и цветных плитоколо В производстве санитарно-технических изделий Ф. вытесняется фарфором или полуфарфором. О производстве Ф. см.
также в ст. Керамика.
И. А. Булавин.
Художественный фаянс.
Близкие к Ф. изделия были известны уже в Древнем Египте.
Разнообразные виды Ф. производили с 4-5 вв. в Китае (в 7-13 вв. - с серо-голубыми и серо-зелёными поливами), позднее - в Корее (11-13 вв.), Японии (с 16 в. славился Ф. завода
Сацума). В странах ислама с 12 в. получила распространение
белая мелкопористая фарфоровидная
масса (кашин), изобретённая,
видимо, в Иране в 10-11 или 11-12 вв. Фрагменты тонкостенных сосудов из
кашина с гравиров. и прорезным ажурным орнаментом или с сине-чёрной белофоновой
росписью под
прозрачной глазурью найдены в Нисе,
Мешеди-Мисриане, Древнем Ургенче, а также на территории Азербайджанской ССР
(Орен-Кала). Особую
известность получили Иран. изделия с росписью цветными эмалями (минаи, 12-13 вв.) или Люстром
(конец 11 -
начало 14 вв.) по опаковой кремовой глазури (центры - Рей,
Кашан, Горган и др.), а также сефевидские (16-17 вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью
(Исфахан, Керман и др.).
В Европе собственно Ф. начали
выделывать около 1525-65 в Сен-Поршере во Франции. Близки Ф. были
произведения Б.
Палисси (16 в.) и мастерских Делфта (с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью;
расцвет около 1680-1740). Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг., Дж.
Уэджвуд, конец 18 в.) усовершенствовали Ф.,
прочно ввели его в
практику. В 18-20 вв. высокого качества Ф. производили в Англии, Франции,
Германии, России. Определились
характерные для Ф. черты:
большая (в
сравнении с фарфором)
мягкость и обобщенность форм,
разнообразие способов декорации,
цветовой палитры, видов глазурей. Рус.
заводы (в Межигорье под Киевом, 1799; А. Я. Ауэрбаха в с. Домкино, 1809, с 1839 в с.
Кузнецове Тверской
губернии, с 1870 принадлежал М. С. Кузнецову, ныне Конаковский
завод им. М. И. Калинина и др.) производили
разнообразный Ф.:
белый, опак
(«непрозрачный фарфор») с росписью и печатными рисунками,
цвета сливок,
серый, лиловый, мраморный, украшенный рельефом, цветными глазурями и др.; полуфаянс выпускали в Гжели (см. Гжельская
керамика). Основной
центр производства сов. художественного Ф. - завод им. М. И. Калинина (посуда, мелкая
пластика по моделям художников В. Г. Филянской, М. П.
Холодной, И. Г. Фрих-Хара, Е. М.
Гуревич и др.). См. также ст. Керамика.
Лит.: Кубе А. Н.,
История фаянса,
Берлин - П. - М., 1923;
Салтыков А. Б.,
Русская керамика, М., 1952; Бубнова Е.,
Старый русский фаянс, М., 1973; Химическая технология керамики и огнеупоров, М., 1972; Августиник А. И.,
Керамика, 2 изд., Л., 1975; Технология фарфорового и фаянсового производства, М., 1975; Lane А., Later islamic pottery, L., [1957]; его же, Early islamic pottery, L., [1958]; Cox W. E., The book of pottery and porcelain, v. 1-2, N. Y., 1966.
(По материалам статьи А. Б. Салтыкова из 2-го издания БСЭ;
часть статьи о восточном фаянсе - Т. Х. Стародуб.)
Фаянс. Ф. Н. Крохина.
Миска. 1964.
Фаянс. О. В. Малышева. «Моряки». 1972.
Фаянс. И. С.
Ефимов. «Лань с детёнышем». 1929.
Музей керамики и «Усадьба
Кусково XVIII века». Москва.
Фаянс.
Квасник. Район Гжели. 19 в.
Фаянс.
Кувшин. Гжель. 1833.
Фаянс. Ваза с росписью.
Завод Сацума.
Япония. 18 в. Музей искусства народов Востока, Москва.
Фаянс.
Статуэтка из серии «Народные типы». Каменно-Бродский фаянсовый завод.
Украина. 1880-е гг.
Фаянс.
Кубок с росписью «минаи». Рей. Иран. 12-13 вв. Музей искусства народов Востока, Москва.
Фаянс. Облицовочная
панель. Изник. Турция. 16 в. Лувр. Париж.
Фаянс.
Рельеф из
Мединет-Абу. Древний Египет. Новое царство. Музей Кестнера.
Ганновер.
Фаялит
Фаянс
Фаянсовый