Салтыков
Салтыков в Энциклопедическом словаре:
Салтыков - (Салтыков-Щедрин) Михаил Евграфович (наст. фам. Салтыков; псевд. Н. Щедрин) (1826-89) - русский писатель-сатирик, публицист. В 1868-1884 редактор журнала "Отечественные записки" (до 1878 совместно с Н. А. Некрасовым). Творчество Салтыкова, сочетая публицистичность и художественность, воссоздало гротескно-сатирический образ мира русской бюрократии как порождения самодержавно-крепостнического строя ("Губернские очерки", 1856-57, "Помпадуры и помпадурши", 1863-74, "Пошехонская старина", 1887-89, "Сказки", преимущественно 1882-86, и др.). В "Истории одного города" (1869-70), пародируя официальную историографию, создал галерею образов градоправителей. В социально-психологическом романе"Господа Головлевы" (1875-80) изобразил духовную и физическую деградацию дворянства. В книге очерков "За рубежом" (1880-81) Салтыков высмеивал как политическое устройство и общественные нравы Европы, так и историческую отсталость России, стремясь осмыслить ее судьбу.
Читать избранные произведения Салтыкова-Щедрина:
Борис Георгиевич (р. 1940) -
российский государственный деятель, министр науки и технической политики Российской Федерации с 1993.
Федор Степанович (?-1715) -
российский государственный деятель,сподвижник
Петра I. Обучался морскому делу за границей, в России руководил строительством кораблей. Составил
проект экспедиции для отыскания морского пути в Индию
через Сев.
Ледовитый ок.
Петр Семенович (1698-1772/73) -
российский генерал-фельдмаршал(1759),
граф (1733). В Семилетней войне, командуя русской армией в 1759-60, одержал
победы при Пальциге и Кунерсдорфе. В 1764-71генерал-губернатор Москвы.
Алексей Александрович (р. 1934) -
российский кинорежиссер,народный
артист России (1980). Фильмы:
"Председатель" (1964), "Директор"(1970), "Возврата нет" (1974), "Емельян
Пугачев" (1979),
"Экзамен на бессмертие" (1983),
"Господин Великий Новгород" (1985) и др.
Определение слова «Салтыков» по БСЭ:
Салтыков - Алексей Александрович (р. 13.5.1934, Москва), советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). В 1959 окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Первые фильмы - «Ребята с нашего двора» (1959), «Друг мой, Колька!»
(1961, совместно с А. Н. Миттой) и «Бей, барабан!» (1962). Затем С. обращается к судьбам людей и к жизненным ситуациям, отмеченным повышенным драматизмом и открытым проявлением социальных страстей. Крупнейшая работа - фильм «Председатель»
(1965); в центре картины образ современного положительного героя, коммуниста, председателя колхоза. О русской деревне в годы фашистской оккупации и послевоенного восстановления рассказывают картины «Бабье царство» (1968) и «Возврата нет»
(1974). Эти фильмы, так же как фильм «Сибирячка» (1972, о секретаре райкома партии), отличают интересно раскрытые женские характеры. В 1970 поставил фильм «Директор», в котором воссоздана подлинная биография одного из строителей советской промышленности, в 1971 -
«И был вечер, и было утро...» - о революционных моряках Балтийского флота.
Салтыков - Салтыков («Кривой»)
Михаил Глебович (ум. до 1621),
политический и государственный деятель России конца 16 -
начала 17 вв.,
боярин с 1601. В 1600-01 участвовал в переговорах с польским посольством канцлера Л.
Сапеги, в 1601-02 руководил ответным русским посольством в Польшу. Активный
участник заговора
против Лжедмитрия I, но
после воцарения В. И. Шуйского (см.
Шуйские) был удалён из Москвы, получив
назначение воеводой в
Ивангород, затем в
Орешек. В 1609 бежал в
Тушино, где стал во главе
наиболее пропольской группы русских феодалов. Возглавил
посольство русской знати к
Сигизмунду III под
Смоленск, которое заключило
договор об
избрании Владислава IV Ваза русским царём
(февраль 1610). С осени 1610 С. -
помощник польского коменданта в Москве А. Гонсевского. Добивался от патриарха Гермогена
осуждения первого
ополчения. В октябре 1611 руководил
(вместе с князем Ю. Н. Трубецким) русским посольством в Польшу с требованием
присылки новых
польских войск и отпуска Владислава в Москву. В Россию после этого С. уже не вернулся. От Сигизмунда III С. получил в Смоленском
воеводстве крупные земельные владения.
Лит.:
Платонов С. Ф.,
Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв., М., 1937.
Салтыков -
Михаил Евграфович,
Салтыков-Щедрин (настоящая
фамилия - Салтыков;
псевдоним Н.
Щедрин) [15(27).1.1826, с.
Спас-Угол, ныне Калязинский
район Калининской области, - 28.4 (10.5).1889, Петербург],
русский писатель. Отец - из старинного дворянского рода, мать - из семьи богатого московского купца. Детские годы С. прошли в усадьбе отца, в
обстановке крепостнического быта, описанного им
впоследствии в «Пошехонской старине».
Воспитывался в московском Дворянском
институте (1836-38) и Александровском (бывшем Царскосельском) лицее (1838-44).
Здесь начал
писать и
печатать стихи. По
окончании лицея служил в
канцелярии Военного
министерства (1844-48). В 40-х гг. сблизился с передовым кружком петербургской
молодёжи - петрашевцами, пережил
увлечение утопическим социализмом Ш.
Фурье и Сен-Симона.
Первые
повести С. «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848),
исполненные острой
социальной проблематики и
написанные в духе «натуральной школы», вызвали
недовольство властей: в апреле 1848 С. был арестован, а затем выслан на службу в Вятку за
«...
вредный образ мыслей и
пагубное стремление к
распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших
власти и общественное спокойствие»
(слова Николая I о повестях С. -
цитата по книге:
Макашин С., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 1951, с. 293). В Вятке С. был назначен старшим чиновником особых
поручений при
губернаторе, с 1850 - советником губернского
правления. Из многочисленных служебных разъездов по Вятской и смежным губерниям С. вынес
богатый запас наблюдений над крестьянской жизнью и провинциальным чиновным миром.
Смерть Николая I и
новый правительственный курс после
поражения в Крымской войне 1853-56 принесли С. в
конце 1855 свободу. Вернувшись в
Петербург в обстановке наступившего общественного подъёма, он
сразу же возобновляет литературную работу, прерванную
почти восьмилетним «вятским пленом».
В программной статье «Стихотворения Кольцова» (1856) С. декларирует
требования к писателям:
возвышать общественно-практическую роль литературы,
заниматься «исследованием»
современности, социальных вопросов и
прежде всего коренных нужд
народной жизни.
Статья была запрещена цензурой, но заявленную в ней
программу С. художественно воплощает в
«Губернских очерках» (1856-57), изданных от имени «надворного советника Н. Щедрина» (псевдоним, почти заменивший в
сознании современников
подлинное имя автора).
Русская жизнь последних лет крепостного строя отразилась в
первой книге С.
необычайно широко и остроконтрастно:
резко отрицательно по
отношению к
крепостничеству, чиновной администрации; скептически - к
«талантливым натурам» («лишним людям») из дворянско-помещичьей интеллигенции; с любовью и надеждой - к народному крестьянскому миру. Н. Г.
Чернышевский и Н. А.
Добролюбов высоко оценили «дух правды» этого
произведения, сильного в
изображении социальной среды и социальной психологии. Очерки имели
огромный успех и сразу создали автору громкое писательское имя.
Однако в это
время С. ещё не решался
оставить государственную службу. К тому же он полагал
тогда, что само правительство, заявившее о новом либеральном курсе, способно
осуществить далеко идущие прогрессивные
преобразования, и хотел
участвовать в них непосредственно. В 1856-58 он служит чиновником особых поручений в
министерстве внутренних дел, участвует в
подготовке крестьянской
реформы. В 1858-62 С. -
вице-губернатор в Рязани, затем в
Твери. Как
администратор (крепостники прозвали его «Вице-Робеспьером»)
С. возбудил
десятки судебных
преследований против помещиков-преступников, удалил со
службы многих взяточников и воров. В начале 1862, вероятно, по негласному
предложению властей, С. вышел «по болезни» в
отставку. Жизнь и
служба в
провинции дали ему
много материала для творчества.
Вместе с тем
нахождение на высоких постах губернской
администрации развеяло либерально-просветительские
иллюзии С., веру в
возможность прогрессивного
«общественного служения» на
поприще государственной службы.
В годы вице-губернаторства С. продолжал печатать (с 1860
преимущественно в «Современнике») рассказы,
очерки, пьесы, сцены.
Некоторые из них примыкали к «Губернским очеркам», образуя вместе с ними «крутогорский цикл»,
другие предназначались для начатых, но распавшихся циклов - об «умирающих» и «глуповцах». Оба цикла объединялись мыслью об исторической
обречённости самодержавно-крепостнического строя.
Большинство этих очерков и сцен вошло в книги
«Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» (обе - 1863). Уйдя со службы, С. предпринял попытку издания
своего журнала «Русская правда», задуманного для
объединения «всех сил прогресса», но правительство не разрешило этого.
После ареста Чернышевского и 8-месячной приостановки
«Современника» С. вошёл (по
приглашению Н. А.
Некрасова) в редакцию этого журнала, где вёл большую писательскую и редакторскую работу. Его ежемесячные
обозрения «Наша общественная жизнь» остались выдающимся памятником русской
публицистики и
литературной критики 60-х гг. В 1864 в ходе
полемики с журналом
«Русское слово» и «почвенническими» журналами братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» С. оказался в
известной изоляции
внутри руководства «Современника» и вышел из его редакции (не
прекращая тем не
менее принципиально авторского сотрудничества) и возвратился на государственную службу.
Однако традиции
«Современника», традиции Чернышевского и Добролюбова С. чтил до конца своих дней.
В 1865-68 С. возглавил Казённые
палаты в Пензе, Туле, Рязани.
Наблюдения, вынесенные из этой
последней службы, легли в основу «Писем из провинции» и
отчасти «Признаков времени» (оба - 1869) -
широких художественно-публицистических картин первого
десятилетия пореформенной России.
В 1868 повелением царя С. был уволен в окончательную отставку с запрещением
занимать какую-либо
должность на государственной службе.
Тогда же он принял приглашение Некрасова
стать участником обновленного журнала «Отечественные записки»,
призванного
заменить закрытый в 1866 «Современник».
Шестнадцать лет
работы С. в «Отечественных записках», ставших главной литературной трибуной русской демократии 70-80-х гг., образуют центральную главу в биографии писателя. После смерти Некрасова С. возглавил редакцию журнала.
70-80-е гг. - время высших творческих
достижений С. Он пишет «Историю одного города» (1869-70) - горькую и гневную книгу, раскрывшую национальному
самосознанию «трагическую истину русской жизни», книгу, подготовленную циклами очерков о
«Глупове» и «глуповцах» (1861-62) и «Помпадурами и помпадуршами» (1863-74). Затем следуют «Господа ташкентцы» (1869-72) и «Дневник провинциала в Петербурге» (1872), воссоздающие «господство хищничества»
периода российского грюндерства; «Благонамеренные речи» (1872-76) и «Убежище Монрепо» (1878-79) -
классические картины
рождения капиталистической России, прихода Колупаевых и Разуваевых; «Господа Головлёвы» (1875-80) - одна из величайших, но и самых мрачных книг русской литературы; цикл
«В среде
умеренности и аккуратности» («Господа Молчалины», 1874-80), где дана
глубокая трактовка в новых исторических условиях «молчалинства», как одной из социально-психологических язв русского быта.
В 1875-76 С. лечился за границей.
Впоследствии он ездил туда в 1880, 1881, 1883 и 1885. Реакционно-буржуазную Европу он изобразил в книге «За рубежом» (1880-1881). В 80-е гг. сила
сугубо критического искусства С. достигла вершины в
обличении политической реакции. Борьбе с ней посвящена неистовая в своём сарказме
«Современная идиллия» (1877-81), «Письма к тётеньке» (1881-82), «Пошехонские рассказы» (1883-84). В 1884 правительство запретило
издание «Отечественных записок».
Закрытие журнала С. пережил
тяжело. Он вынужден был
печататься в чуждых ему по
направлению органах либералов - в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости».
Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую
болезнь, С. создал в последние годы такие шедевры, как «Сказки» (1882-86), в которых
сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма
«Мелочи жизни» (1886-87) и,
наконец, широкое эпическое
полотно крепостной России - «Пошехонскую старину» (1887-1889).
Творчество С., проникнутое
духом освободительных и социалистических идей, демократизма и
открытой борьбы с самодержавно-крепостническим помещичье-буржуазным строем, имело
важное значение для русского общества, способствовало
воспитанию политического сознания и гражданского протеста, обогатило русскую
литературу произведениями высокой
художественной и публицистической ценности.
Связанное преемственно-исторически с традициями
передовой русской литературы (А. Н.
Радищев, В. Г. Белинский, Н. В.
Гоголь, А. И.
Герцен), а
также с традициями великих сатириков
Возрождения и
Просвещения (Ф.
Рабле, М.
Сервантес, Дж.
Свифт), творчество С. вместе с тем
стало новым,
глубоко оригинальным явлением искусства русского критического Реализма. Главные
особенности творческого
метода С. - художественное
«исследование» не индивидуально-личной, но общественной
сферы человека, сращённость эстетической системы писателя с прямыми суждениями и оценками, исполненными демократического протеста и открытой пропаганды новых отношений человека к миру - отношений социальной правды и справедливости. К особенностям сатирической поэтики С. принадлежат:
эзоповский язык, т. е.
совокупность семантических, синтаксических и других приёмов, придающих художественным элементам двузначность,
когда за прямым смыслом таится
второй план; искусство гротеска и интегрированные или собирательные образы как
средство типизации
(«иванушки», «глуповцы», «пёстрые люди» и др.). Вместе с тем художник-реалист в полной мере обладал методом психологического анализа, искусством
создавать правдивые образы, мир живых людей («Иудушка», «Дерунов»,
галерея рабов в «Пошехонской старине» и др.).
К щедринским образам
часто обращался в своей публицистике В. И.
Ленин. Традиции С. нашли
продолжение в творчестве А. П. Чехова (темы «пёстрых людей» и «мелочей жизни»)
и М. Горького (ранние фельетоны, «Сказки», «Жизнь Клима Самгина»). Некоторые произведения С. инсценированы для театра и поставлены в кино (фильм «Иудушка Головлёв», 1934).
В г. Кирове открыт мемориальный
музей (1968) в доме, где писатель жил в годы вятской ссылки.
Соч.: Полное собр. соч. и писем, т. 1-20, М. - Л., 1933-41; Собр. соч. и писем в 20 тт., т. 1-17-, М., 1965-75 (издание продолжается).
Лит.:
Денисюк Н., Критическая
литература о произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, в. 1-5, М., 1905; М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. [Вступ. ст. и прим. М. С. Горячкиной], М., 1959; М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. [Предисл. и коммент. С. А. Макашина], М., 1957;
Эльсберг Я. Е.,
Стиль Щедрина, М,, 1940; Макашин С. А., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 2 изд., М., 1951; его же, Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860 годов, М., 1972;
Кирпотин В. Я.,
Философские и
эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина, М., 1957; Покусаев Е. И., Революционная
сатира Салтыкова-Щедрина, М., 1963;
Яковлев Н. В.,
«Пошехонская старина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, М., 1958; Жук А.,
Сатирический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия»,
Саратов, 1958;
Бушмин А. С.,
Сатира Салтыкова-Щедрина, М. - Л., 1959; его же, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л., 1970;
Прозоров В., О художественном
мышлении писателя-сатирика, Саратов, 1965;
Турков А., Салтыков-Щедрин, 2 изд., М., 1965; Мысляков В., Искусство сатирического
повествования, Саратов, 1966;
Николаев Д. Н.,
«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, в кн.: Три шедевра русской
классики, М., 1971;
Добровольский Л. М.,
Лавров В. М., М. Е. Салтыков-Щедрин в
печати, Л., 1949; Добровольский Л. М., Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1848-1917, М. - Л., 1961; Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1918-1965. Сост. В. Н. Баскаков, М. - Л., 1966.
С. А. Макашин.
М. Е. Салтыков.
«Сказки для детей изрядного возраста». Литографированное
нелегальное издание 1884.
Органчик («История одного города»). Илл. Кукрыниксов. 1937.
Салтыков -
Николай Иванович [31.10 (11.11).1736 - 16(28).5.1816, Петербург], русский
генерал-фельдмаршал (1796), граф (1790),
князь (1814). С 1748 служил в гвардии, участвовал в Семилетней войне 1756-63, с 1758 обер-квартирмейстер действующей армии. В 1763-68 командовал отрядом в Польше, в 1769-70 участвовал в русско-турецкой войне 1768-74. Будучи опытным, хладнокровным и ловким царедворцем, С. в 1773 был назначен попечителем наследника престола Павла
вместо Н. И.
Панина (см.
Панины) и
одновременно вице-президентом Военной коллегии; с 1783 был воспитателем великих князей Александра и
Константина Павловичей. С 1788 исполняющий
обязанности президента, а в 1796-1802
президент Военной коллегии. С
марта 1812 по май 1816
председатель Государственного совета и председатель Кабинета министров.
Салтыков - Петр Семенович [1698 - 26.12.1772 (6.1.1773),
Марфино, ныне Мытищинского района Московской области], русский
полководец, генерал-фельдмаршал (1759), граф (1733). Сын генерала С. А. Салтыкова, родственника императрицы Анны Ивановны по матери. В 1714 поступил солдатом в гвардию и был отправлен для
обучения морскому делу во Францию, где пробыл до начала 30-х гг. В 1734 участвовал в походе в Польшу против Станислава Лещинского. В 1740
генерал-адъютант. Участвовал в русско-шведской войне 1741-43, затем командовал украинской ландмилицией. Во время Семилетней
войны 1756-63 был главнокомандующим русской армией в 1759-60 и 1762 и одержал
блестящие победы над прусской армией при
Пальциге и в Кунерсдорфском
сражении 1759. Смещен с должности главнокомандующего в 1760
из-за разногласий с австрийским командованием и Высшим военным советом в Петербурге. В 1764-71
главноначальствующий и
генерал-губернатор Москвы. Был обвинён в
нераспорядительности во время
чумной эпидемии в Москве в 1770-71 и уволен в отставку.
Салтыков - Федор Степанович [ум. 2(13).8.1715], русский государственный деятель. В 1697-1700 обучался морскому делу в
Голландии и Англии. По
возвращении руководил строительством военных судов. В 1711 послан за границу для покупки
кораблей. Из Англии С. направил Петру I (в 1713 и 1714) 2
записки с проектами разносторонних реформ:
развития в
кратчайшие сроки
образования (в том числе женского),
книгопечатания, библиотек, строительства мануфактур и
расширения торговли, поиска северного морского пути в Индию и
Китай, освоения Средней Азии и Сибири и др.
(«Пропозиции» 1891).
Лит.:
Павлов-Сильванский Н., Проекты
реформ в записках современников
Петра Великого, СПБ, 1897.
Салтово-Маяцкая Культура
Салтыков
Салтычиха