Геродот

Геродот в Энциклопедическом словаре:
Геродот - (между 490 и 480 - ок. 425 до н. э.) - древнегреческий историк, прозванный "отцом истории". Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов.

Читать произведения Геродота:

Значение слова Геродот по словарю Брокгауза и Ефрона:
Геродот (Ήρόδοτος) — Как Ю. Цезарь для Франции или Тацит для Германии, так для нас Г. — ближайший и поучительнейший из древних историков. Он посетил некоторые местности нашего юга, дал первые связные сведения, как о самой стране, так и о тогдашних ее обитателях: скифах, сарматах, неврах и др. Места скифских поселений, описанные Г., усеяны курганами, раскопки которых обнаруживают культуру, близкую по времени и по характеру к той, о которой говорит греческий историк в своем описании Скифии. Научное исследование скифо-сарматских древностей на основании археол. материала начато в капитальном издании, которого пока вышло два выпуска: "Древности Геродотовой Скифии" (СПб., 1866,18 7 2). Общее литературное значение Г. также громадно: он — отец истории не греческой только, но и вообще европейской. Жил Г. приблизительно между 485 и 425 гг. до Р. Х., происходил из карийского г. Галикарнаса (см.), к первоначальным основателям которого, дорянам, присоединились впоследствии в большом числе ионяне. Во времена Г. официальным языком Галикарнаса было ионийское наречие, на котором написана и история Г. Сын некоего Ликса, Г., вместе с родственниками, принадлежал к партии, боровшейся против тиранов, подвергался изгнанию, возвратился было на родину после низвержения тирана, но покинул ее уже навсегда около 446 г., чтобы сделаться настоящим афинянином и по месту жительства, и по полит. понятиям и симпатиям. В 444/3 г. Г. переселился вместе с другими афинянами в новооснованную афинскую колонию Фурии. Важнейшая часть жизни Г. — его путешествия в различные страны Европы и Азии, а также в Египет — известна нам очень мало, почти исключительно из собственных его намеков. Сочинение Г. — не история в нашем смысле слова, это — мастерское, бесхитростное повествование человека богато одаренного от природы, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и еще больше слышавшего; к этим свойствам присоединялась скромность верующего в богов эллина, хотя тронутого скептицизмом, но недостаточно разборчивого в полученных сведениях. С другой стороны, Г. не только историк; некоторые части его сочинения — настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные. Тем не менее Г. по всей справедливости именуется отцом истории. Из девяти книг, или муз, на которые в настоящее время делится его сочинение, почти целая вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 г. до Р. X. Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и проч. Везде исторические известия интересуют Г. по преимуществу. Несмотря на множество эпизодов, часто не имеющих прямого отношения к предмету рассказа и скоре представляющих собой самостоятельные повествования, сочинение Г. есть древнейшая попытка объединить разнороднейший материал, на протяжении трех с лишним веков, общими религиозно-этическими воззрениями. Единство изложения достигается в известной мере и тем еще, что с первых слов и до конца историк имеет ввиду проследить борьбу между варварами и эллинами, окончившуюся решительным торжеством последних. Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным. Г. присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое, необходимое начало. Любознательность, вместе с добросовестностью, сделала из него весьма достоверного для своего времени наблюдателя нравов, памятников, особенностей территорий, как о том свидетельствуют изыскания ассириологов и египтологов. Особенно поучительно в этом отношении издание II книги, сделанное Видеманом, известным египтологом (1890). Соч. Г. сохранилось во множестве рукописей, древнейшая из кот. и лучшая — медичейская Х в. — хранится во Флоренции. Для редакции текста более всего сделано Абихтом и Штейном, которым принадлежат и наиболее пригодные для чтения комментированные издания, повторяемые до последнего времени. Очень важно критическое издание того же Штейна (1869—74). Из комментированных изданий не утратило значения до сих пор изд. Бёра (2-е, 1855—61). Благодаря комментариям особенно замечателен англ. перевод Роулинсона (Л., 1858—60). Г. не раз переведен и на русск. язык. Новейший перев. — Ф. Мищенко, в 2 томах, с предисловием и указателем (2-е изд., М., 1888). Ф. Мищенко.

Определение слова «Геродот» по БСЭ:
Геродот (греч. Herodotos)
(р. между 490 и 480 до н. э., Галикарнас, на Ю.-З. М. Азии, - умер около 425 до н. э., Афины или Фурии, Южная Италия), древнегреческий историк. В молодости принимал участие в борьбе с тиранией и был вынужден покинуть Галикарнас после её установления. Некоторое время жил на о. Самос. Много путешествовал: посетил Малую Азию, Вавилон, Финикию, Египет, Кирену, различные города балканской Греции, побережье Чёрного моря вплоть до Ольвии, где собирал сведения о скифах. Длительное время жил в Афинах; близость Г. к вождю афинской демократии Периклу оказала сильное влияние на его политические взгляды. Из Афин около 443 Г. переселился в Фурии.
Труд Г., условно названный «Историей», посвящен важнейшему политическому событию греческой истории - греко-персидским войнам (500-449 до н. э.); изложение доведено до взятия греками г. Сеста (в Геллеспонте) в 478. Впоследствии александрийские учёные разделили сочинения Г. на 9 книг, по числу муз, каждая книга была названа именем одной из муз. Главным мотивом
«Истории» Г. является идея борьбы греч. мира с миром восточным. В чисто эпической манере, со множеством отступлений и специальных экскурсов рассказывает Г. о начале столкновений греков с жителями Азии, излагает историю Лидии, Мидии и Персидской державы Ахеменидов, повествует об отдельных походах персидских царей: Кира - в Мидию (550) и на Вавилон (539), Камбиса - в Египет (525), Дария I - в Скифию (512), каждый раз подробно описывая географическое положение страны, явившейся объектом похода персов, нравы и обычаи местных жителей, их религию, особенности экономической и политической жизни. Лишь с 5-й книги Г. приступает к основной теме своего рассказа - к истории греко-персидских войн. Произведение Г. существенно отличается и от эпоса, и от историко-мифологических повествований (местных хроник, генеалогий и землеописаний) первых греческих прозаиков-логографов. Г. вырабатывает свой стиль исторического повествования, в котором фактичность сочетается с художественностью. Историчность главной темы, грандиозность и единство замысла делают труд Г. первым историческим произведением в собственном смысле слова и дают право его автору на почётное имя «отца истории».
Исторические воззрения Г. не отличаются целостностью и научной определённостью. В объяснении исторических событий он допускает различные версии, то ссылаясь на божественную волю, то на судьбу, то давая рационалистические истолкования некоторым событиям или поступкам людей. Встречаются у Г. и отдельные примеры исторической критики. Напротив, политические взгляды Г. отличаются вполне определённой симпатией к афинской демократии.
Труд Г. основан на самых разнообразных источниках. Отчасти это были личные наблюдения, отчасти - устная традиция, рассказы очевидцев, народные предания и легенды, наконец, письменные материалы, сочинения логографов (главным образом Гекатея Милетского), изречения оракулов, официальные записи. Приводимые в
«Истории» Г. факты, как правило, достоверны, что делает этот труд ценным источником не только по истории греко-персидских войн, но и по отдельным периодам и проблемам более ранней греческой и древневосточной истории. Большое значение имеет труд Г. и для изучения древнейшего прошлого нашей Родины (в 4-й кн. соч. даётся первое в античной литературе систематической описание жизни и быта скифов).
Изд.: Herodoti Historiae, ed. С. Hude, v. 1-2, Oxf., 1908; рус. пер. - Геродот. История в девяти книгах, пер, с греч. Ф. Г. Мищенко, т. 1-2, 2 изд., М., 1888.
Лит.: Бузескул В. П., Введение историю Греции, 3 изд., П., 1915; Лурье С. Я., Геродот, М. - Л., 1947; Доватур А. И., Повествовательный и научный стиль Геродота, Л., 1957; How W. W., Wells J., A commentary on Herodotus, v. 1-2, Oxf., 2 ed., 1928; Powell J. E., A lexicon to Herodotus, Camb., 1938; Myres J. L., Herodotus father of history, Oxf., 1953; Riemann K.-A., Das herodotische Geschichtwerk in der Antike, Mьnch., 1967 (Diss.).
Э. Д. Фролов.
Геродот. Римская копия с греческого оригинала. 4 в. до н. э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Геродиан    Геродот    Героизация