Инвеститура

Значение слова Инвеститура по Ефремовой:
Инвеститура - 1. Юридический акт введения вассала во владение землей, пожалованной ему с правом наследования сеньором (в средние века в Западной Европе).
2. Утверждение в духовном сане католического епископа, аббата.

Значение слова Инвеститура по Религиозному словарю:
Инвеститура - Право светского государя назначать епископов на своей территории.

Значение слова Инвеститура по словарю Ушакова:
ИНВЕСТИТУРА
инвеституры, ж. (латин. investitura) (истор.). В средние века - сопровождавшийся особой церемонией ввод вассала во владение леном или передача земельного имущества во владение духовному лицу (епископу, аббату).

Значение слова Инвеститура по словарю Даля:
Инвеститура
лат. облеченье; пожалованье чем и ввод во владенье, в сан и пр.

Значение слова Инвеститура по словарю Брокгауза и Ефрона:
Инвеститура — германское юридическое понятие, означающее: а) древнейший способ передачи недвижимостей, состоявший сперва в фактической передаче проданного имущества из рук старого в руки нового владельца; стороны в присутствии определенного числа свидетелей (от 3 до 12) и с таким же числом мальчиков отправлялись на уступаемый участок земли, где покупатель уплачивал деньги, а продавец передавал ему в знак уступки власти над участком перчатку (символ власти над вещью, откуда и название И. — manus vestit a, по-немецки Gewere), ветвь, срезанную с одного из деревьев, глыбу земли, при передаче зданий — дверной косяк, при передаче церкви — алтарную пелену, ее бахрому или веревку от колокола, затем сам он торжественно оставлял участок, отказываясь от власти над ним посредством бросанья на землю палки (симв. копья, festuca); мальчики, присутствовавшие при передаче, в память случившегося получали по пощечине, их драли за уши, и обряд оканчивался. С распространением римского способа приобретения собственности путем передачи грамоты, документа продажи, фактическая или "реальная И." уступает место символической: стороны не ходят уже на уступаемый участок, а с него приносятся символы И. в суд, кладутся на составленную грамоту и передаются вместе с последней новому приобретателю; формальный выход из владения также переходит в торжественный акт отказа (см.) от владения, совершаемый перед судом, реальная же передача владения постепенно теряет свое юридическое значение. — б) Способ установления или передачи ленного права (см.). Согласно двоякого рода характеру ленных отношений, при которых, с одной стороны, устанавливается личный союз верности, а с другой — зависимая поземельная связь, акт ленной И. распадался на два: установление этой личной связи, совершаемой рядом символических действий (акт коммендации или рекомендации, см.), и передачу владения участком земли. Последняя происходила путем передачи различных символов (знамени, скипетра, перчатки, шляпы, глыбы земли и т. п.) и заявления о том, что ленный владелец должен иметь на лен право пользования. С дальнейшим развитием права символический элемент теряет свое значение, и И. обращается в юридическую сделку ("вещный договор", см. Передача) и передачу ленной грамоты. В таком виде оно сохраняет значение в Германии и до сих пор, поскольку сохраняют свое значение здесь ленные отношения. — в) Передачу епископского посоха королем вновь назначенному епископу. Отсюда право И. (о нем ниже). — Свод новейших данных об И. см. Schr öder, "Deutsche Rechtsgeschichte"; Heusler, "Institutione n des deutsch. Privatrechts", и Stobbe, "Handbuch des deutschen Privatrechts" (т. 2, 2-е изд. 1883). В. Н. В католическом церковном праве под И. разумеется утверждение избранных общинами или клиром епископов. В первые века христианства выбор и назначение епископов принадлежали самим общинам верующих, потом решающий голос в выборе епископов приобрели митрополиты, а впоследствии императоры стали утверждать новых епископов (см. соотв. статью). С падением Западной Римской империи германские короли постепенно приобретали все более и более влияния на выбор епископов. По мере накопления в руках церкви недвижимых имуществ епископы стали владетелями крупных ленов, в которых они пользовались теми же правами, какие имели светские феодалы, и по владению которыми они должны были становиться в вассальные отношения к королю, который стал передавать новому епископу, в знак утверждения его, кольцо и посох. Известна продолжительная и упорная борьба между германской императорской властью и папской, вышедшая из стремлений папства поставить и в этом отношении представителей церкви в более независимое от мирской власти положение (см. статьи о Григории VII, Генрихе IV и V). По Вормскому конкордату, заключенному в 1122 г. между папой Калликстом II и императором Генрихом V, император возвратил церкви свободу епископских выборов и отказался от И. кольцом и посохом, но сохранил право инвеституры скипетром как знаком пожалования леном, что он должен был сделать еще до посвящения. В XIII в. церковь вернула себе свободу выборов также в Арагонии, Англии и Франции. С усилением монархической власти папство рядом конкордатов снова должно было уступить светским государям право назначения епископов. В странах, подчиненных протестантским государям, выбор католических епископов принадлежит капитулам, но светская власть имеет возможность устранить неугодного ей кандидата. Вновь избранный подтверждается папой, до получения подтвердительной буллы которого не может вступить в свою новую должность. В протестантских странах под И. разумеют обряд торжественного ввода нового духовного лица в должность. См. Католическая церковь (в России).

Определение слова «Инвеститура» по БСЭ:
Инвеститура (позднелат. investitura, от лат. investio - облачаю, облекаю)
в средние века в Западной Европе юридический акт передачи земельного Феода (лена), должности, сана, закреплявший вассальную зависимость (см. Вассалитет) и сопровождавшийся символическим обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, перчатки, меча, копья, знамени, скипетра и т. п. символов власти. Особым видом И. была церковная И., состоявшая в назначении на церковную должность и введении в сан; сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизировавших духовную власть, и передачей земельного владения и скипетра - символа светской власти. До конца 11 в. право церковной И. фактически принадлежало светской власти (в Англии королю, в «Священной Римской империи» - императору).
В конце 11 в. с притязаниями на исключительное право церковной И. выступило папство. Папа Григорий VII, рассматривавший подчинение западноевропейского духовенства своей власти как первый шаг к осуществлению политического главенства римской курии над странами Западной Европы, запретил в 1075 императору давать И. прелатам. Между империей и папством началась так называемая борьба за инвеституру (1076), которая переплеталась с выступлениями светской и церковной знати против попыток Генриха IV укрепить королевскую власть в Германии.
Немецкие епископы сопротивлялись попыткам как императора, так и папы ограничить их самостоятельность. В ожесточённой и длительной борьбе, критическим эпизодом которой была Каносса (1077), ни той, ни другой стороне не удалось одержать победу. Лишь в 1122 был заключён компромиссный Вормсский конкордат. Избранные капитулами прелаты получали духовную И. от папы, а светскую от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, которым сразу же давалась светская И.; в Италии и Бургундии император был лишён участия в избрании прелатов и давал им светскую И. лишь 6 месяцев спустя. Вормсский конкордат был всё же более выгоден папе, чем императору: он закреплял фактическое крушение так называемой епископальной системы, являвшейся со времени Оттона I (936-973) орудием королевской власти. Длительная борьба за И. способствовала усилению самостоятельности церковных и светских князей в Германии.
Спор об И. распространился и на другие страны Западной Европы, хотя нигде не принял таких острых форм, как в империи. Конфликт королевской власти с папством в Англии и Франции закончился (во Франции в 1104, в Англии в 1107) компромиссом: короли отказались от И. кольцом и посохом, но сохранили право передачи владений епископам и фактически продолжали оказывать влияние на их выборы.
Лит.: Bernheim Е., Quellen zur Geschichte des Investiturstreites, Tl 1-2, Lpz. - В., 1913-14; Brooke Z. N., Lay investiture, and its relation to the conflict of impire and papacy, Oxf., 1939.
Н. Ф. Колесницкий.
Инвеститура епископа королём. Миниатюра начала 12 в.

Инвестироваться    Инвеститура    Инвестиции