Леонардо Да Винчи

Леонардо Да Винчи в Энциклопедическом словаре:
Леонардо Да Винчи - (Leonardo da Vinci) (1452-1519) - итальянский живописец,скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средствхудожественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека,отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи ''Тайнаявечеря'' (1495-97, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане)высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностяхкомпозиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистическийидеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы (т. н. ''Джоконда'', ок.1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования вобласти математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающеезначение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, ок. 7 тыс.листов).


(Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452 - Винчи близФлоренции - 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция),итальянский художник, ученый, инженер и философ. Родился в семье богатогонотариуса. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо(1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской того времени, гдетруд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а такжезнакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научныхинтересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в''Крещении'' Верроккьо, после 1470, ''Благовещение'', около 1474, оба вУффици, ''Мадонна Бенуа'', около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописикватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью,оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. В ''Поклонении волхвов''(1481-82, не закончена; подмалевок - в Уффици) превращает религиозныйобраз в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатываяноваторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений внабросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряныйкарандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкойостроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), астроение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие сдраматургией композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника,организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он работает надмонументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластическоймощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась(разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь поподготовительным наброскам. ''Мадонна в скалах'' На этот период приходитсятворческий расцвет Леонардо-живописца. В ''Мадонне в скалах'' (1483-94,Лувр; второй вариант - 1487-1511, Национальная галерея, Лондон)излюбленная мастером тончайшая светотень (''сфумато'') предстает новымореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере ибожественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот,отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическуюроль, чем фигуры святых на переднем плане. ''Тайная вечеря'' В трапезноймонастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись ''Тайнаявечеря'' (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошелмастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до насв весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержаниеобраза, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа наего слова о грядущем предательстве, выражено в четких математическихзакономерностях композиции, властно подчиняющей себе не тольконарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическаялогика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда уЛеонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали''Тайную вечерю'' одним из самых значительных произведений в историимирового искусства. Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатываетразличные варианты ''идеального города'' и центрально-купольного храма.Последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция -1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507-13;Рим - 1513-16). С 1517 живет во Франции, куда был приглашен королемФранциском I. ''Битва при Ангьяри''. Джоконда (Портрет Моны Лизы) ВоФлоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо (''Битва приАнгьяри'', 1503-06; не закончена и не сохранилась, известна по копиям скартона, а также по недавно обнаруженному эскизу - частное собрание,Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве новоговремени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схваткевсадников. В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (такназываемой ''Джоконды'', около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстаеттаинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чистоженского лукавства; внутреннюю значительность композиции придаеткосмически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий вхолодной дымке. Поздние картины К поздним произведениям Леонардопринадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12), роспись ''Св.Анна с Марией и младенцем Христом'' (ок. 1500-07, Лувр). В последней как быподводится итог его поискам в области свето-воздушной перспективы,тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) игармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония надбездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью,представлена на краю пропасти. Последняя картина Леонардо, ''Св. ИоаннКреститель'' (около 1515-17, там же) полна эротической двусмысленности:юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственнойпрелести искуситель. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы(т. н. цикл с ''Потопом'', итальянский карандаш, перо, около 1514-16,Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожествечеловека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими,предвосхищающими ''вихревую'' космологию Р. Декарта представлениями оцикличности природных процессов. ''Трактат о живописи'' Важнейшим источникомдля изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки ирукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянскомязыке. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей.''Трактат о живописи'', подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит изотрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Длясамого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в''споре искусств'' пальму первенства живописи как наиболееинтеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал еекак универсальный язык (подобный математике в сфере наук), которыйвоплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы исветотени. ''Живопись, - пишет Леонардо, - наука и законная дочьприроды..., родственница Бога''. Изучая природу, совершенныйхудожник-естествоиспытатель тем самым познает ''божественный ум'', скрытыйпод внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этимбожественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобиеверховному Творцу. Поскольку он ''имеет сначала в душе, а затем в руках''''все, что существует во вселенной'', он тоже есть ''некий бог''. Леонардо -ученый. Технические проекты Как ученый и инженер Леонардо да Винчиобогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знаниятого времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски кгигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителемнового, основанного на эксперименте естествознания. Особое вниманиеЛеонардо уделял механике, называя ее ''раем математических наук'' и видя вней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты тренияскольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занималсягидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получиливыражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть кмоделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям,намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печейи прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих ипрочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные послетщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов ипарашюта. Оптика Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных иполупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи,привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы.Универсальность оптических законов была связана для него с представлениемоб однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрическойсистемы, считая Землю ''точкой в мироздании''. Изучал устройствочеловеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения.Анатомия, ботаника, палеонтология В анатомических исследованиях, обобщиврезультаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основысовременной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривалорганизм как образец ''природной механики''. Впервые описал ряд костей инервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительнойанатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердивботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описаниялисторасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движениясоков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая,что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о''всемирном потопе''. Явив собою идеал ренессансного ''универсальногочеловека'', Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции какличность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Врусской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе''Воскрешенные боги'' (1899-1900).

Значение слова Леонардо Да Винчи по словарю Брокгауза и Ефрона:
Леонардо да Винчи — см. Винчи.

Определение «Леонардо Да Винчи» по БСЭ:
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
(15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, - 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Л. да В. создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам; тем самым он подытожил опыт Кватроченто и заложил основы искусства Высокого Возрождения. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художественная практика была сопряжена с техническими экспериментами, а также сближение с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Л. да В. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, - оба в Галерее Уффици, Флоренция; т. н. «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж, Ленинград)
Л. да В. развивает традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой; в композиции
«Поклонение волхвов» (1481-82, не закончена; подмалёвок - в Уффици) он превращает религиозный сюжет в зеркало разнообразнейших человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы подготовительного рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), Л. да В. добивается большой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Л. да В. выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий. Свыше 10 лет Л. да В. работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро (исполненная пластической мощи глиняная модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии Милана французами в 1500; известна лишь по подготовительным наброскам). На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В
«Мадонне в скалах» (1483-94, Лувр, Париж; 2-й вариант - 1497-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная Л. да В. тончайшая светотень («сфумато») играет роль духовно-связующего начала, подчёркивающего теплоту отношений близких людей; персонажи представлены здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в котором отражены геологические наблюдения Л. да В. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Л. да В. создаёт роспись
«Тайная вечеря» (1495-97; из-за особенностей примененной Л. да В. техники - масло с темперой - сохранилась в сильно поврежденном виде; в 20 в. реставрирована); высокое этическое содержание росписи выражено в строгих математических закономерностях её композиции, подчиняющей себе реальное архитектурное пространство, в предельно ясной системе жестов и мимики персонажей.
«Тайная вечеря» знаменует одну из вершин в развитии всего европейского искусства. Занимаясь архитектурой, Л. да В. разрабатывает различные варианты «идеального города» и центрально-купольного храма. В Милане вокруг Л. да В. возникает круг учеников (см. Ломбардская школа). Последующие годы Л. да В. проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-1506, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507 - 13; Рим - 1513-16; Франция - 1517-19). Во Флоренции Л. да В. работает над росписью в Палаццо Веккьо
(«Битва при Ангьяри», 1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; здесь в исступлённой схватке конных воинов показано «зверское безумие» войны (по выражению самого Л. да В.). В портрете Моны Лизы (так называемая «Джоконда»; около 1503, Лувр)
образ богатой горожанки предстаёт воплощением возвышенного идеала женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной дымке. К поздним произведениям Л. да В. принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12; к этим проектам близка бронзовая статуэтка коня со всадником, Музей изобразительных искусств, Будапешт);
«Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (около 1500-07, Лувр), завершающая поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонической пирамидальной композиции; «Иоанн Креститель» (около 1513-17, Лувр), где слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве Л. да В.; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с «Потопом», итальянский карандаш, перо, около 1514-16, Королевская библиотека, Виндзор),
в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
Важнейшим источником для изучения воззрений Л. да В. являются его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам Л. да В. не оставил систематического изложения своих мыслей. «Трактат о живописи»,
составленный после смерти Л. да В. его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для самого Л. да В. искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в
«споре искусств» пальму первенства живописи, Л. да В. понимал её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе.
Как учёный и инженер Л. да В. обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу учёного-эрудита, Л. да В. был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Л. да В. уделял механике, называя её
«раем математических наук» и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания, он сделал попытки определить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты (получавшие разработку в виде новаторских проектов каналов и ирригационных систем) помогли Л. да В. правильно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. Страсть к моделированию приводила Л. да В. к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху; таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта. Собранные Л. да В. наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для Л. да В. с представлением об однородности Вселенной; он, подобно Николаю Кузанскому, был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании».
Изучая устройство человеческого глаза, Л. да В. высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических исследованиях Л. да В., обобщая результаты вскрытий, в детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Идя от простой инвентаризации органов (в средневековой медицине) к изучению их функций, он рассматривал организм как образец «природной механики».
Л. да В. впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии. В опытах с удалением различных органов у животных Л. да В. стремился ввести экспериментальный метод и в биологию. Он впервые стал рассматривать ботанику как самостоятельную биологическую дисциплину; выделяя и здесь прежде всего структурно-функциональные моменты, он дал описания листорасположения, гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Говоря о природной необходимости,
«законе минимального действия» и «разумном основании» природы, Л. да В. последовательно исключал из своих натурфилософских теорий идею о боге (допуская её лишь в качестве понятия о «перводвигателе»), оспаривая, в частности при рассуждении об окаменелостях, находимых на вершинах гор, легенду о «всемирном потопе».
Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Л. да В. остался в традиции личностью-символом эпохи, «... которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»
(Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346).
Соч.: Tutti gli scritti, v. I, Mil., 1952; в рус. пер. - Книга о живописи, М., 1934; Избранные произведения, т. 1-2, М., 1935; Избранные естественнонаучные произведения, М., 1955; Анатомия. Записи и рисунки, М., 1965.
Лит.: Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи, Л. - М., 1952; Зубов В. П., Леонардо да Винчи, М. - Л., 1961; Гуковский М. А., Леонардо да Винчи, Л. - М., 1967; Raccolta Vinciana, Mil., 1905 - ; Heydenreich L. H., Leonardo da Vinci, Bd 1-2, Basel, 1954; Pedretti C., Studi vinciani, Gen., 1957; Esche E., Leonardo da Vinci. Das anatomische Werk, Basel, 1961; Hart 1. В., The mechanical investigations of Leonardo da Vinci, Berk. - Los Ang., 1963; Heydenreich L. H., Leonardo architetto. Firenze, 1963; Clark К., Leonardo da Vinci, Camb., 1969; Leonardos legacy. An international symposium [1966], Berk. - Los Ang., 1969; Verga Е., Bibliografia vinciana. 1493-1930, v. 1-2, Bologna, 1931.
М. H. Соколов.
Леонардо да Винчи. «Иоанн Креститель». 1513-17. Лувр, Париж.

Леонардо да Винчи. «Мадонна в гроте». 1483-94. Лувр, Париж.

Леонардо да Винчи. «Св. Иероним». Ок. 1481. Ватиканская пинакотека.

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». Роспись в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. Масло, темпера. 1495-97.

Леонардо да Винчи. Рисунки. Анатомическая штудия. Перо. сангина. Королевская библиотека, Виндзор.

Леонардо да Винчи. Рисунки. «Дерево». Ок. 1503. Перо, итальянский карандаш. Королевская библиотека, Виндзор.

Леонардо да Винчи. Рисунки. Части летательных аппаратов. Перо. Пинакотека Амброзиана. Милан.

Леонардо да Винчи. Рисунки. Проект памятника Тривульцио. Ок. 1508-12. Перо. Королевская библиотека, Виндзор.

Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа». Около 1478. Эрмитаж. Ленинград.

Леонардо да Винчи. Автопортрет. Сангина. Ок. 1510-13. Библиотека. Турин.

Леонар    Леонардо Да Винчи    Леонардо Пизанский