Гармония
Значение слова Гармония по Ефремовой:
Гармония - 1. Взаимное соответствие (явлений, предметов, качеств и т.п.).
2. Стройность звучания; благозвучие.
3. Одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи в последовательности таких созвучий. // Созвучия, аккорды, а также их последовательность в каком-л. произведении или характерные для того или иного композитора, композиторской школы, направления. // Область изучения способов и правил построения, взаимосвязи аккордов (в теории музыки).
Гармония в Энциклопедическом словаре:
Гармония - выразительные средства музыки, основанные на объединении тоновв созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основнойтип созвучия - аккорд. Гармония строится по определенным законам лада вмногоголосной музыке любого склада - гомофонии, полифонии. Элементыгармонии - каденции и модуляции - важнейшие факторы музыкальной формы.Учение о гармонии - один из главных разделов теории музыки (см.Музыковедение).
(греч. harmonia -
связь -
стройность, соразмерность),соразмерность частей,
слияние различных компонентов объекта в единоеорганическое
целое. В древнегреческой философии - организованностькосмоса, в
противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась каксущественная
характеристика прекрасного. См.
также Гармония сфер,Предустановленная гармония.
Значение слова Гармония по словарю Ушакова:
ГАРМОНИЯ
гармонии, ж. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию. Пушкин. 2. Благозвучие, Стройность и приятность звуков (книжн.). Мелодия, исполненная гармонии. Гармония поэтического ритма. 3. Согласованность, взаимное соответствие (книжн.). Гармония интересов. Между нами установилась полная гармония. Гармония красок. || Согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-н. целого, внутренняя цельность, полнота, согласие (книжн.). Мировая гармония. Душевная гармония. Лицо его выражало запас силы, воли, внутренней гармонии и самообладания. Гончаров. || Стройность, пластичность, мерность, полнота и законченность внешнего выражения (книжн.). Каждый жест актрисы исполнен гармонии. всё в ней гармония, всё диво, всё выше мира и страстей. Пушкин. 4. То же, что гармоника в 1 знач. (обл., простореч.).
Значение слова Гармония по словарю Даля:
Гармония
ж. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение
Определение слова «Гармония» по БСЭ:
Гармония - Гармония (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность)
соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В Г. получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия.
В древнегреческой философии Г. означала организованность Вселенной, космоса, противостоящую хаосу. У пифагорейцев Г. вытекает из центрального для них понятия числа как синтеза предела и беспредельного; космос, по их учению, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли сфер, расстояния между которыми соответствуют числовым соотношениям музыкальной октавы (Г. сфер). Гераклит углубил понятие
«Г.», истолковывая её как единство противоположностей: «Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу» (Аристотель, Никомахова этика, VIII, 2,1155 в. 4). У Гераклита Г. - не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутреннее единство:
«Скрытая гармония сильнее явной» (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г. космоса развил Платон в диалоге «Тимей». Кроме того, он придал понятию «Г.» социальное, нравственное значение: Г. как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющаяся в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях (см. «Государство», III, 400 Е-401А).
Аристотель рассматривал Г. как единство и завершённость целого, как единство в многообразии.
Эпоха Возрождения выдвинула идеал гармонически развитого человека, который стал знаменем Гуманизма. Основы Г. эстетика Возрождения видела в идеальной пластической организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математической точности законов перспективы и др. Г. считалась существенным признаком и даже источником прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи,
«... гармония складывается, не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота» (Избранные произв., т. 2, М. - Л., 1935, с. 76).
В 18 в. понятие Г. разрабатывалось метафизиками-рационалистами. Г. Лейбниц развил учение о «предустановленной» Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено богом (см. «Монадология», § 51 сл.);
в частности, соответствуют друг другу душа и тело (см. там же, § 78). Эстетика Просвещения, восприняв античное понимание Г., подчёркивала её воспитательное значение. Английский философ А. Шефтсбери считает главной задачей воспитание в человеке гармонической уравновешенности различных аффектов, достигающейся полнотой человеческих чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions and times, 1711). Понятие Г. играло большую роль в эстетике И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Кант, перенеся источник Г. в человеческий субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью
(«Критика способности суждения»). Развёрнутую теорию Г. дал Гегель. «Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи, « («Эстетика», т. 1, М., 1968 с. 149). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувственную определённость материала искусства. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазии характерна для сравнительно ранних этапов истории, особенно для Древней Греции, и не способна выразить богатства духовной жизни, которое несёт в себе
«романтическое искусство», т. е. искусство нового времени. Она уступает место коллизиям, которые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Понятие Г. заняло видное место в утопическом социализме 19 в., в особенности у Фурье, подробно изображавшего будущее идеальное общество как «строй гармонии».
В своём понимании Г. как формы выражения Идеала марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистические противоречия буржуазного общества могут быть преодолены путём социалистической революции и построения коммунизма - неантагонистического общества, которое обеспечивает свободное и гармоническое развитие человека. Отрицая нормативистскую трактовку Г. как внешней согласованности частей, как отсутствия конфликтов, советская эстетика понимает Г. как отражение в искусстве единства противоположностей и закономерности развития действительности.
Лит.: Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963; Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 36-84; Zederbauer Е., Die Harmonic im Weltall in der Natur und Kunst. W.,1917; Burchartz М., Gleichnis der Harmonic, Gesetz und Gestaltung der bildenden K
ьnste, Mьnch., 1949.
А. Ф. Лосев.
Гармония - выразительные
средства музыки,
основанные на объединении музыкальных звуков в
созвучия и последованиях созвучий в условиях Лада и
тональности. Важнейшее значение в Г. имеют Аккорды - созвучия, звуки которых расположены или могут быть расположены по терциям. Терцовое построение аккордов опирается на естественные акустические
предпосылки, в первую
очередь на Натуральный
звукоряд (порой применяются и др.
принципы построения аккордов,
например квартовый). В последованиях аккордов выявляются их ладовые
функции (см.
Функции ладовые)-,
некоторые воспринимаются как устойчивые (центральный
аккорд лада,
определяющий тональность, тоника), другие - как
неустойчивые (группы
доминанты и субдоминанты).
Логика ладофункционального
движения сочетается в последованиях аккордов с
естественностью движения составляющих их
голосов (Голосоведение). Аккорды и их
последования не
только подчиняются ладофункциональным закономерностям, но и обладают своими колористическими (фоническими) качествами.
Однако выразительность Г. зависит от всех элементов музыкального языка, и в первую очередь от мелодии. Со своей
стороны, Г. влияет на
восприятие мелодии (см.
Гармонизация). Г. участвует в
созидании музыкальной формы. В построении различных форм
существенно значение многих гармонических средств, например
каденций, модуляций, соотношения и последования тональностей.
Особенности гармонического языка составляют один из компонентов музыкального стиля - как стиля творчества какого-либо композитора, так и стиля, понимаемого в качестве
более широкой музыкально-исторической категории.
Истоки Г.
профессиональной музыки лежат в народном музыкальном искусстве. С течением времени Г.
постепенно и
всесторонне обогащается. При этом
эволюция разных сторон Г. происходит неодинаковыми темпами. Так, развитие в области аккордики протекает быстрее, чем в области ладовых функций. Необходимым условием
существования Г. на всех этапах её развития остаётся лад,
проявления которого гибки, широки и изменчивы.
Примерно с
начала 17 в. наблюдался
значительный прогресс в области Г.
Важнейший этап развития Г. связан с музыкой венских классиков. В особенности
пышный расцвет Г. переживает в 19 в. Это
время ознаменовалось гармоническими нововведениями Л. Бетховена и композиторов-романтиков, выдвижением национальных музыкальных школ, в частности русской музыкальной
классики. Одна из ярких глав эволюции Г. - музыкальный
импрессионизм. Современный
период развития Г. характеризуется своими достижениями, в частности в
современной музыке.
Учение о Г. представляет собой один из основных разделов
музыкознания. Основополагающее значение для этого учения, в современном понимании, имели
труды Ж. Ф. Рамо, а в
последующее время - Х. Римана, Э.
Курта и др. В нашей стране ещё до
появления трудов Римана
большой вклад в
разработку учения о Г. внесли П. И.
Чайковский и Н. Л.
Римский-Корсаков. Многое здесь сделано и в сов. время. Важнейшим направлением в учении о Г. является ладофункциональная
теория (см. Функциональная
школа). Г. как
учебный предмет входит в основу профессионального музыкального образования.
Лит.: Чайковский П.,
Руководство к практическому
изучению гармонии, Полн. собр. соч., т. Ill а, М., 1957; Римский-Корсаков Н.,
Практический учебник гармонии, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960;
Риман Г., Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, пер. с нем., М., 1896;
Катуар Г.,
Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-25;
Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с
франц.. М., 1932;
Учебник гармонии, М., 1969;
Тюлин Ю. и Привано Н., Теоретические
основы гармонии, 2 изд., М., 1965; их же. Учебник гармонии, 2 изд., М., 1964;
Берков В., Гармония. Учебник, 2 изд., М., 1970;
Скребков С., Гармония в современной музыке, М., 1965; Rameau I. Ph., Traite de lharmonie reduite
б ses principes naturels, N. Y., [1965]; Koechlin Ch., Traite de lharmonie, т. 1-3, P., 1928-30.
В. О. Берков.
Гармоничный
Гармония
Гармония I