Латыши

Значение слова Латыши по Ефремовой:
Латыши - 1. Народ балтийской группы индоевропейской этноязыковой семьи, составляющий основное население Латвии.
2. Представители этого народа.

Значение слова Латыши по Ожегову:
Латыши - Народ, составляющий основное население Латвийской ССР

Латыши в Энциклопедическом словаре:
Латыши - (самоназвание - латвиеши) - народ, основное население Латвии (1390тыс. человек, 1992). В Российской Федерации 47 тыс. жителей. Общаячисленность 1,54 млн. человек (1992). Язык латышский. Верующие латыши восновном протестанты, часть - католики.

Значение слова Латыши по словарю Ушакова:
ЛАТЫШИ
латышей, ед. латыш, латыша, м. Народ, составляющий основное население Латвии.

Значение слова Латыши по словарю Брокгауза и Ефрона:
Латыши (нем. Letten, лат. Latweeszi от Latweetis, лит. Latwis, эстл. l ä ti, пол. Ł otwa, Łotwak) — коренные обитатели Прибалтийского края и инфлянтских уездов Витебской губернии, арийцы по происхождению, соплеменники литовцев (лат. лейтис-ов), древних прусов и ятвягов (alias дейновцев или судавитов), жили с давних пор в смежности и вперемешку с представителями финно-эстского племени, подвергаясь влиянию корси и ливов и изменясь во многих местах в расовом типе, в противоположность литовцам, которые только в Тельшевском у. (так называемая Жмудь) имели в историческое время соприкосновение с финно-корским племенем. Число Л. в Курляндии 479978, в Лифляндии 490345, инфлянтов-католиков 189000, лютеран-Л. Витебской губ. 28000, Л. в Ковенской губ. 26000, в Псковской 11000, в Пруссии 1500, итого 1225823 (Биленштейн, "Grenzen d. lett. Volksstammes"). Цифры эти относятся к 1881—85 гг. По "Памятной книжке Псковской губ." на 1893 г. латышей-переселенцев показано всего 6686, из них 406 в городах и 6280 в уездах, преимущественно Псковском и Островском. По исчислению X. Вольдемара, в Курляндии 525000, в Лифляндии 400000, в Витебской губ. 243000 Л. Немало Л. живет еще в губ. Могилевской и Уфимской, а также в Кубанской обл. и в обеих столицах. За исключением инфлянтчиков в уу. Двинском, Режицком и Люцинском (Витеб. губ.), возвратившихся в католицизм во время контр-реформации, Л. исповедуют веру лютеранскую, а с 1840 г. в Лифляндии и Курляндии некоторая их часть перешла в православие. По антропологическим исследованиям Отто Вэбера (Otto Waeber, "Beitr ä ge zur Anthropologie der Letten", Дерпт, 1879), Л. — среднего роста, часто выше среднего, сильного, пропорционального телосложения. Цвет кожи белый, волосы на голове гладкие, часто легко, редко сильно вьющиеся, большей частью русые, но встречаются и светло-каштановые, редко темно-каштановые. Чисто рыжих и черных волос Вэбер ни разу не встретил. Цвет глаз преимущественно серо-голубой, серый или голубой, редко карий. Обыкновенно Л. бреют бороду. Лицо вообще овальной формы, редко широкое или угловатое. Цвет лица хотя и не свежий, но и не бледный. Лоб высокий, нос большей частью прямой и довольно длинный, зубы хорошие и прямые. Красивых женщин немало. Антропометрические измерения Вэбера, Купфера и Штиды над живыми Л. обнаруживают исключительно мезокефальный тип. Средним ростом своим Л. и литовцы сближаются с финно-эстами, отличаясь от белоруссов большим процентом лиц высокого роста. Первоначально на берегу Балтийского моря обитали леты; ливо-куроны явились туда путем морского переселения, только в более позднее время. История языка и в особенности культурных слов показывает, что ливы и финны заимствовали в древнее время от лето-литовцев весьма важные культурные понятия по лесоводству, пчеловодству, земледелию и рыбоводству, между тем как, наоборот, число ливизмов в латышском языке невелико. Л. общего государственного устройства не имели, а жили под предводительством своих старейшин и родоначальников, разбросанными по лесистым и болотистым местам, заселяя страну посредством выдела младших сыновей на особых новоселках и пустырях. Старший сын или младший наследовал обыкновенно усадьбу и хозяйство, обязываясь, как это поныне в обычае у жмудинов и литовцев Сувалкской губ., поддержать братьев при основании нового поселка. Тип первоначального лат. дома подходит к лапланд. "коту" и черемисск. куала; это бревенчатая постройка, в 10—15 саж. длины, 5—6 саж. ширины. В средине помещался очаг, окруженный низкой каменной стеной; он состоял из ямы, выкопанной на локоть в глубину, и имел в окружности, в форме квадрата или круга, от 3 до 4 локтей. Еще в XVIII в. курляндская хата была под одной крышей, без разделения сеней-кухни от жилой половины, без окон, с дверью, служившей вместе дымволоком и просветом. Когда, кроме очага, у более богатых явилась печь для хлебопечения, дом разделился в две половины: намс (кухня и сени) и истаба— изба с русской печкой. В Лифляндии в ХVIII в. существовали типы жилых построек, соединявших в себе ригу или овин (в зимнее время теплая спальня), холодное помещение с земляным полом для молотьбы и коморку для ручной мельницы и для сохранения разной рухляди, с картофельной ямой. До настоящего времени хозяйский двор имеет еще особую чистую клеть, без окон, с крепким потолком и полом, для сохранения сундуков и одежды дочерей-невест и неженатых сыновей; здесь принимают, как и у жмудинов Ковенской губ. и литовцев Сувалкской губ., почетных гостей и спят в летнее время хозяйские дочери и сыновья. Амбар с овином, сарай, хлева, конюшни и бани строятся особняком и отделены от двора цветником, огородом и фруктовым садиком. Окна и фронт дома поныне выходят не на улицу, а на чистый двор. Крыши кроются в Лифляндии и Витебской губ. соломой, в Курляндии кое-где гонтом. Домашняя утварь и хозяйственные орудия большей частью из дерева; перечисление их см. в коллекции Я. Трейланда, пожертв. им в Дашковский этнографический музей (систем. описание сост. В. Ф. Миллером, вып. II, 1889). Общая национальная одежда почти везде подверглась видоизменению под влиянием городской культуры. По отзывам латыша Я. И. Вельма, редактора латышского ежемесячника "Austrums", национальный костюм почти исчез около Риги, Митавы и Вендена, более сохранился на З, близ Либавы и Гольдингена, и на В, близ Якобштадта, Крейцбурга и Мариенбурга. Материал для одежды еще домашнего изделия; господствующий цвет — серый, разных оттенков; только юбки и лифы у женщин окрашиваются в темно-синий или темно-коричневый цвет. Мужская одежда состоит из полотняных рубах и штанов, шерстян. штанов, камзола, жилета и кафтана. В Витебской губ. верхняя праздничная одежда как мужчин, так и женщин — свита из серого сукна, зимойкожух. Рубашка под подбородком застегивается металлической, большей частью серебряной застежкой, у женщин более крупной, чем у мужчин. Верхняя часть женской рубашки из более тонкого, нижняя — из грубого холста. Женские рубашки у витебских Л. иногда с вышивками; юбки шерстяные и холщевые. Голову покрывают платком, который у девушек завязывается под подбородком, у женщин обматывается два раза вокруг головы и повязывается на лбу. В праздник женщины носили чепцы, обшитые металлическими украшениями и бусами, девушки — венец из цветов, шерстяной материи или металлический с бусами, походящий на корону. Обувь прежде состояла из лаптей и кожаных пастал. Домашние женские ткацкие работы отличаются иногда не только прочностью, но и художественностью рисунка. Л. славятся как льноводы и отчасти садоводы, за пределами своей родины. В Витебской губ. Л., в сравнении с щеголеватыми староверами, отличаются скромностью и бережливостью. Как и литовцы, они любят свой костел и сыновей охотнее всего приготовляют в ксендзы. Балтийские Л. гораздо развитее; их литературные произведения у инфлянтцев находят малый сбыт. Семейные обычаи и праздники одинаковы у восточных и западных Л. Множество бытовых черт языческого характера сохранилось в родинных, свадебных и похоронных обрядах и песнях (обычай угощения домочадцев при рождении, банный вечер, отыскание колыбельного очепа и т. п.). При свадьбах заметно также влияние общих нем.-мещанских обычаев, с надеванием чепчика. Ср. A. Winter, "Hochzeitsgebr ä uche d. Letten", Дерпт, 1894). В похоронных обрядах характеристично изгнание смерти еловыми ветками (см. "Живая Старина", 1891, т. I, вып. 3, отд. 5, стр. 525 сл.; И. Спрогис, "Похоронный обряд у Л. в 40-х гг."). В сборнике Трейланда: "Мат. по этнографии Л. племени" (Москва, 1881, II, 114—192) записано 663 наговора и заклинания. На основании этих мат. издана брошюра д-ра Алксниса, "Materialien z. lett. Volksmedicin" (Галле, 18 9 4). В народном лечении играют важную роль народный массаж, кровопускание, наложение горшков, средства гомеопатические и симпатические. О санитарных условиях латышского быта старого Л. начала XIX в. см. Beuningen, "Verschiedenheit d. lett. u. lit. Bauern i n ä rtzlicher Beziehung" (1840). Ср. Г. Меркель, "Латыши" (M. 1870). Богатые мат. по этнографии Л. см. у Вецценбергера, "Kurische Nehrung" (1889), в этнографич. приложениях к газете "Deenas Lapa", в изд. Латыш. общ. в Риге и Митаве, Трейланда, изд. моск. общ. люб. естествознания, этнографии и антропологии. Э. В.

Определение слова «Латыши» по БСЭ:
Латыши - нация, основное население Латвийской ССР. Численность в СССР 1430 тыс. человек (1970, перепись), из них в Латвийской ССР 1342 тыс. человек, а в др. республиках (РСФСР, Эстонской ССР, Литовской ССР, БССР) 88 тыс. человек. За пределами СССР - в Европе, Америке (главным образом в США, Канаде и Аргентине), Австралии - расселено около 160 тыс. Л. Говорят на латышском языке. Верующие Л. - большей частью протестанты различных толков, в Латгале - католики. Самоназвание Л. - латвиеши, происходит от этнонима латгалов, или летгалов (в русских летописях - летьгола), - древнелатвийской народности. Соседями латгалов были родственные им сёлы, земгалы (земигола) и курши (корсь).
Предки всех этих древнелатвийских народностей проникли на территорию современной Латвии с Ю. ещё в период неолита (начала 2-го тыс. до н. э.). Постепенно они продвигались на С., оттесняя или ассимилируя жившие в Видземе и Курземе бротяжении 1-го тыс. н. э. у Л., в связи с широким распространением железных орудий, а затем и пашенного земледелия, животноводства и различных ремёсел, происходило сравнительно быстрое развитие производительных сил, углублялось социальное неравенство; старые племенные группы преобразовывались в древнелатвийские народности. В конце 1-го - начале 2-го тыс. н. э. у Л. возникли уже раннефеодальные отношения. В процессе этнической консолидации отдельных древнелатвийских народностей начала складываться латышская народность. Однако процесс этот был заторможен в конце 12 - начале 13 вв. вторжением немецких захватчиков - крестоносцев, подчинивших себе почти всю территорию Прибалтики (кроме Литвы), обративших коренное население в бесправных крепостных крестьян и насильственно навязавших им католичество.
Консолидация латышской народности завершилась к началу 17 в. В период феодализма в Латвии существовали 2 различные культуры - культура господствующих классов, говоривших по-немецки, и культура эксплуатируемых трудящихся (главным образом крестьян), стойко сохранявших свой родной язык, многие древние бытовые навыки, обычаи и обряды. Феодальная раздробленность способствовала также образованию в составе Л. местных этнографических групп, частично соответствовавших древнему племенному делению. В 16 в. почти во всей Латвии распространилось лютеранство (в Латгале после контрреформации и вследствие того, что она входила в состав католической Польши до последней четверти 18 в., лютеранство было искоренено). Крайне неблагополучно отразились на экономическом и культурном развитии Л. кровавые события периода Ливонской войны 1558-83 и польско-шведской войны 1600-29. После отмены в Латвии крепостного права (1817-19, в Латгале в 1861) и промышленного переворота 30-50-х гг. 19 в. стали складываться национальная буржуазия и пролетариат.
В 19 в. формируется латышская буржуазная нация. С 1940 в составе Союза ССР латышский народ пошёл по пути социалистического развития, которое в послевоенные годы привело к ликвидации эксплуататорских классов и консолидации Л. в социалистическую нацию. Л. создали богатую и яркую материальную и духовную культуру. Лучшие традиционные формы культуры Л., особенно связанные с прикладным и декоративным искусством, устным народным творчеством, музыкой и танцами, массовыми певческими праздниками, получили новую жизнь, стали популярными не только в Латвии. Одновременно и культура Л. обогатилась новыми чертами, заимствованными от др. народов СССР. Об истории, экономике и культуре Л. см. в ст. Латвийская Советская Социалистическая Республика.
Лит.: История Латвийской ССР, 2 изд., Рига, 1971; Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964; Терентьева Л. Н., Колхозное крестьянство Латвии, М., 1960 (Труды Института этнографии, Новая серия, т. 59); Чебоксаров Н. Н., О древних хозяйственно-культурных связях народов Прибалтики,
«Советская этнография», 1960, № 3; Strazdinš К., Latviešu socialistiska nacija, Riga, 1961.
Н. Н. Чебоксаров.

Латышев    Латыши    Латышские Стрелки