Пресвитериане

Пресвитериане в Энциклопедическом словаре:
Пресвитериане - (от пресвитер) - в период Английской революции 17 в.религиозно-политическая партия, правое крыло пуритан; в 1640-48 фактическиу власти (до т. н. Прайдовой чистки). Как религиозное течениепресвитерианство - разновидность кальвинизма в англоязычных странах.

Значение слова Пресвитериане по Религиозному словарю:
Пресвитериане - Протестантская ересь, возникшая в Шотландии и Англии в конце XVI века. По сути пресвитериане являются последователями протестантских церквей кальвинистской ориентации. Пресвитериане отвергали церковную централизацию и епископат, боролись против католици

Значение слова Пресвитериане по словарю Ушакова:
ПРЕСВИТЕРИАНЕ
пресвитериан, ед. пресвитерианин, а, м. (религ.). Последователи одного из протестантских религиозных исповеданий в Англии и Америке, отвергающего епископат и признающего лишь сан священника (пресвитера).

Значение слова Пресвитериане по словарю Брокгауза и Ефрона:
Пресвитериане — кальвинисты, преимущественно XVI и XVII вв., в Англии, Шотландии и североамериканских английских колониях, державшиеся пресвитериально-синодального устройства церкви (см. Пресвитерианство). В Шотландии направление это возобладало с самого начала Реформации. В 1560 г. под влиянием Нокса был установлен пресвитерианский строй; в 1578 г. он был дополнен Мельвилем, в 1592 г. получил утверждение парламента и был признан государственной церковью Шотландии. В царствование Иакова I и Карла I, старавшихся перенести в Шотландию епископальную церковь, шотландские П. подверглись стеснениям. В 1638 г. введение англиканской литургии в Эдинбурге вызвало восстание и образование церковно-политического союза под именем ковенанта (см.). Шотландские П. соединились во время революции с английскими (1643). После новых попыток Стюартов в эпоху Реставрации стеснить П. церковное устройство их окончательно утвердилось в 1689 г. Многие шотландские П. перешли в XVII в. в качестве колонистов в Ирландию и американские колонии. В Англии при Елизавете П. выделяются в качестве особой церковной партии из общей массы пуритан. Направителями движения были английские беглецы эпохи Марии Кровавой, побывавшие главным образом в Швейцарии, и ученики Кальвина и Нокса. Сначала заметно только стремление упростить культ и устранить символикуприменение креста при крещении, коленопреклонения, особой священнической одежды и т. п. С принятием Елизаветой супрематии и единообразия веры, последовательные кальвинисты высказались против епископализма как иерархического злоупотребления и против королевского верховенства над церковью; они требовали отделения церкви от государства, сохранения одного священнического сана, более строгой церковной дисциплины, в духе женевской. Смещение в 1566 г. целой трети лондонских священников за несогласие с установленной церковью и другие суровые меры привели к разрыву; недовольные стали устраивать тайные сборища; в 1572 г. в Уондсворте близ Лондона они образовали первую приходскую организацию, с пресвитерием, т. е. советом священников и светских старейшин, во главе. Теоретическое обоснование английскому пресвитерианству дал Картрайт, бывший кембриджский профессор (в своем "Увещании к парламенту", 1572 г.). Уверенные, что воспроизводят у себя апостольскую церковь, П. необыкновенно строго держались "библейского" принципа, допуская лишь те черты, которые прямо указаны в Писании. Вопросы церковного устройства выступали у них все более и более на первый план. К концу царствования Елизаветы, несмотря на преследования, число П. значительно увеличилось, и общины в отдельных областях объединились в "классы". При Иакове I П. все более становятся в оппозицию правительству, особенно после неудачи церковного совещания в Гамитон-корте (1604). В парламентах конца правления Иакова и начала Карла I сила П. очень заметна; они являются ревностными поборниками старинных вольностей. В то же время пресвитерианские богословы и публицисты ратуют против светского направления в официальной церкви, против театра и фривольной литературы. Преследования правительства заставляют многих эмигрировать в Новую Англию. В социальном отношении к П. примыкают теперь городской зажиточный класс, в значительной мере среднее дворянство и отчасти крупная аристократия. В Долгом парламенте 1640 г. П. имеют преобладание. Они выражают явное сочувствие шотландскому ковенанту и в 1643 г., когда разгорается война с королем, заключают союз с шотландцами. Одновременно с установлением парламентского верховенства, П. начинают проводить церковную реформу, отменяют епископат и англиканский молитвенник (1643—1644). Съезд пресвитерианских богословов в Вестминстере решил приступить к организации английской церкви наподобие шотландской, но не добился того, чтобы парламент отказался от верховного надзора над церковью с предоставлением его национальному синоду. Скоро П. были оттеснены более крайними сектантами вследствие побед индепендентского войска. Это направило П. в сторону реакции. Так называемая вторая гражданская война (1647—49) представляет, в сущности, столкновение между пресвитерианской и индепендентской партиями, причем первая готова была пойти на соглашение с королем. Военные вожди торжествующих индепендентов изгоняют пресвитерианских представителей парламента, и это решает участь короля. Во время республики и протектората Кромвеля П. располагают частью приходов; в других преобладают более крайние сектанты. Недовольство существующими церковными порядками заставляет П. после смерти Кромвеля искать соглашения с Карлом II Стюартом. Парламент, реставрировавший в 1660 г. династию, состоял наполовину из П.; но король скоро стал на сторону непримиримого англиканства. Целым рядом актов П. вместе с другими диссидентами были лишены права занимать должности, потеряли своих проповедников и право свободного богослужения. Снова началась эмиграция, которая перенесла главную силу П. в Америку. В 1689 г. П. получили веротерпимость и при известных ограничениях были допущены к должностям. Эти ограничения были уничтожены актами 1779 и 1828 гг. В течение XVIII в. пресвитерианство потеряло свою силу в Англии, отчасти приблизившись к латитудинаризму и социнианству. В настоящее время П. насчитывают в Англии около 270 общин, в Ирландии (преимущественно потомки шотландских П.) — 560; в Северной Америке, где в эпоху основания колоний П. преобладали над другими сектантами, у них теперь около 7000 общин, распадающихся на много фракций. См. Weingarten, "Die Revolutionskirchen Englands" (1868); Webster, "History of the Presbyterian church in America" (Филадельфия, 1857); Lechler, "Geschichte der Presbyterial- und Synodalverfassung seit der Reformation" (Лейден, 1854). P. B.

Определение слова «Пресвитериане» по БСЭ:
Пресвитериане (англ., единственное число presbyterian, от греч. presbэteros - старейшина)
умеренное крыло английских и шотландских пуритан; политическая партия периода Английской буржуазной революции 17 века. Пресвитерианство основано в Шотландии учеником Ж. Кальвина Дж. Ноксом в середине 16 в.; признано государственной религией Шотландии в 1592. Пресвитерианство требовало строгого единообразия, упрощения и удешевления церковного культа, замены епископов выборными старейшинами (пресвитерами), централизации церкви, ослабления её зависимости от гражданской власти. В Англии общины П. возникли в 70-е гг. 16 в., а с началом революции приобрели значение политической партии, которая выражала интересы купечества и буржуазии, а также части нового дворянства. В Долгом парламенте с 1640 до 1648 П. имели твёрдое большинство. В 1643 под их влиянием была заключена
«Торжественная лига и ковенант» с Шотландией (см. «Ковенант»), а в 1644 пресвитерианство стало в Англии государственной церковью. П. боялись углубления революции и стремились достигнуть соглашения с королём, что вызвало недовольство не только широких народных масс, но и радикальных кругов буржуазии и нового дворянства, группировавшихся вокруг индепендентов, и привело к изгнанию П. из Долгого парламента (см. Прайдова чистка) в конце 1648. После смерти О. Кромвеля (1658) П. активно стремились вернуть себе власть и заключить соглашение с королём; в 1660 способствовали реставрации Стюартов, после чего сошли как партия с политической арены. О П. как религиозно-церковном течении см. также в ст. Пресвитерианская церковь.
Т. А. Павлова.

Пресвитер    Пресвитериане    Пресвитерианин