Раса

Значение слова Раса по Ефремовой:
Раса - Исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения и общностью наследственных физических признаков: цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и т.п. (в антропологии).


Совокупность особей внутри ареала, вида или подвида, отличающихся общими биологическими особенностями и связанных общим происхождением и районом распространения (в зоологии, ботанике).

Значение слова Раса по Ожегову:
Раса - Исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения

Значение слова Раса по словарю Ушакова:
РАСА
расы, ж. (фр. race). Одна из групп, на к-рые условно делят человечество в зависимости от наличия той или иной совокупности исторически сложившихся физических признаков (цвета кожи, особенностей волосяного покрова, формы головы, пропорции тела и т. п.), не обладающих неизменностью и чистотой вследствие смешения племен и народов в процессе их экономического и культурного развития. - Раньше "принято было" думать, что мир разделен искони на низшие и высшие расы, на черных и белых, из коих первые неспособны к цивилизации и обречены быть объектом эксплоатации, а вторые являются единственными носителями цивилизации, призванными эксплоатировать первых. Теперь эту легенду нужно считать разбитой и отброшенной. Сталин ("Международный характер Октябрьской революции")....Нации и расы СССР пользуются одинаковыми правами во всех сферах хозяйственной, политической, общественной и культурной жизни страны. Сталин (доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов).

Значение слова Раса по словарю Даля:
Раса
ж. франц. племя, порода, поколение, видоизменение животного и человека, которое ведется родом. Расы человеческого рода, породы, поколения.

Определение слова «Раса» по БСЭ:
Раса - см. Расы человека.


Раса - Раса (от франц. race - род, порода)
в биологии, группа организмов, обособившаяся в экологическом или, иногда, в географическом отношении внутри Вида или Подвида. Особи, составляющие Р., имеют сходные морфо-физиологические и экологические особенности, связаны районом распространения, составляющим часть Ареала вида или подвида. Часто разные Р. встречаются в одном и том же месте, но отличаются по условиям существования (экологические Р.). Так, у многих растений появляются Р. альпийского типа, ксероморфного, теневого. Пример подобных Р. у животных - сезонные Р. ракообразных. Многие Р. паразитов различаются функциональной приспособленностью (специализацией) к определённым хозяевам - растениям и животным
(«Р. по хозяину»). В ихтиологии термином «Р.» обозначают местные популяции (стада) рыб. Иногда географические Р. отождествляют с подвидом. Термин «Р.» используется также применительно к породам домашних животных.
Раса - Раса (санскр., буквально- вкус)
одна из основных категорий древнеиндийской поэтики. В широком смысле означает эстетическое наслаждение, восприятие. В трактате «Натьяшастра» (приблизительно 2-4 вв.) сформулировано учение о путях достижения эстетического наслаждения в процессе театрального представления.
«Натьяшастра» определяет эротическую, комическую, гневную, героическую, горестную Р., а также Р. страха, отвращения и удивления. Философ Абхинавагупта (10-11 вв.) в трактате «Абхинавабхарати» сформулировал учение Р., согласно которому Р. соотносятся с основными эмоциональными комплексами, находящимися в подсознании у каждого человека. Обычно эти комплексы обнаруживают себя как простые чувства (любовь, гнев, горе и т.д.), но под влиянием эстетического объекта, не способного вызвать эгоистического желания и эмоции, они трансформируются в Р., доставляющие только наслаждение. Непременным условием возникновения Р., по Абхинавагупте, является невольное отождествление эстетического субъекта (читателя или зрителя) с эстетическим объектом (героями поэмы, драмы и т.д.), отчего эстетический объект воспринимается вне связи с конкретными личностями и событиями. Основным средством возбуждения Р. признаётся Дхвани. Концепция
«дхвани-раса» стала кардинальной доктриной средневековой индийской поэтики.
Лит.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1, М., 1962; Гринцер П. А., Теория эстетического восприятия («раса») в древнеиндийской поэтике, «Вопросы литературы», 1966, № 2; Анандавардхана. Дхваньялока
(«Свет дхвани»). Пер. с санскрита, введение и комментарий Ю. М. Алихановой, М., 1974; Gnoli R., The aesthetic experiens according to Abhinavagupta, Roma, 1956.
П. А. Гринцер.

Рас-Эль-Ануф    Раса    Расборы