Раса
Значение слова Раса по Ефремовой:
Раса - Исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения и общностью наследственных физических признаков: цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и т.п. (в антропологии).
Совокупность особей
внутри ареала,
вида или подвида, отличающихся общими биологическими особенностями и связанных общим происхождением и районом распространения (в зоологии, ботанике).
Значение слова Раса по Ожегову:
Раса - Исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения
Значение слова Раса по словарю Ушакова:
РАСА
расы, ж. (фр. race). Одна из групп, на к-рые условно делят человечество в зависимости от наличия той или иной совокупности исторически сложившихся физических признаков (цвета кожи, особенностей волосяного покрова, формы головы, пропорции тела и т. п.), не обладающих неизменностью и чистотой вследствие смешения племен и народов в процессе их экономического и культурного развития. - Раньше "принято было" думать, что мир разделен искони на низшие и высшие расы, на черных и белых, из коих первые неспособны к цивилизации и обречены быть объектом эксплоатации, а вторые являются единственными носителями цивилизации, призванными эксплоатировать первых. Теперь эту легенду нужно считать разбитой и отброшенной. Сталин ("Международный характер Октябрьской революции")....Нации и расы СССР пользуются одинаковыми правами во всех сферах хозяйственной, политической, общественной и культурной жизни страны. Сталин (доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов).
Значение слова Раса по словарю Даля:
Раса
ж. франц. племя, порода, поколение, видоизменение животного и человека, которое ведется родом. Расы человеческого рода, породы, поколения.
Определение слова «Раса» по БСЭ:
Раса - см. Расы человека.
Раса - Раса (от
франц. race - род, порода)
в биологии,
группа организмов, обособившаяся в экологическом или,
иногда, в географическом
отношении внутри Вида или Подвида. Особи, составляющие Р., имеют сходные морфо-физиологические и экологические
особенности, связаны районом
распространения, составляющим
часть Ареала вида или подвида.
Часто разные Р. встречаются в одном и том же месте, но отличаются по условиям
существования (экологические Р.). Так, у многих
растений появляются Р. альпийского типа, ксероморфного, теневого.
Пример подобных Р. у животных - сезонные Р. ракообразных.
Многие Р. паразитов различаются
функциональной приспособленностью (специализацией) к определённым хозяевам - растениям и животным
(«Р. по хозяину»). В ихтиологии термином «Р.» обозначают местные популяции (стада) рыб.
Иногда географические Р. отождествляют с подвидом.
Термин «Р.» используется
также применительно к породам домашних животных.
Раса - Раса (санскр., буквально- вкус)
одна из основных категорий древнеиндийской поэтики. В широком смысле означает эстетическое
наслаждение, восприятие. В
трактате «Натьяшастра»
(приблизительно 2-4 вв.)
сформулировано учение о путях
достижения эстетического наслаждения в
процессе театрального представления.
«Натьяшастра» определяет эротическую, комическую, гневную, героическую, горестную Р., а также Р. страха,
отвращения и
удивления. Философ Абхинавагупта (10-11 вв.) в трактате «Абхинавабхарати» сформулировал учение Р.,
согласно которому Р. соотносятся с
основными эмоциональными комплексами, находящимися в
подсознании у каждого человека.
Обычно эти комплексы обнаруживают себя как простые
чувства (любовь, гнев, горе и т.д.), но под влиянием эстетического объекта, не способного
вызвать эгоистического желания и
эмоции, они трансформируются в Р., доставляющие
только наслаждение. Непременным условием
возникновения Р., по
Абхинавагупте, является
невольное отождествление эстетического субъекта
(читателя или зрителя) с эстетическим объектом (героями поэмы, драмы и т.д.),
отчего эстетический объект воспринимается вне
связи с конкретными личностями и событиями. Основным средством
возбуждения Р. признаётся
Дхвани. Концепция
«дхвани-раса» стала
кардинальной доктриной средневековой индийской поэтики.
Лит.:
История эстетики. Памятники мировой эстетической
мысли, т. 1, М., 1962;
Гринцер П. А.,
Теория эстетического восприятия («раса») в древнеиндийской поэтике, «Вопросы литературы», 1966, № 2;
Анандавардхана. Дхваньялока
(«Свет дхвани»). Пер. с санскрита,
введение и
комментарий Ю. М. Алихановой, М., 1974; Gnoli R., The aesthetic experiens according to Abhinavagupta, Roma, 1956.
П. А. Гринцер.
Рас-Эль-Ануф
Раса
Расборы