Туркмены

Значение слова Туркмены по Ефремовой:
Туркмены - 1. Народ, составляющий основное население Туркменистана.
2. Представители этого народа.

Значение слова Туркмены по Ожегову:
Туркмены - Народ, составляющий основное население Туркменской ССР

Туркмены в Энциклопедическом словаре:
Туркмены - (самоназвание - туркмен) - народ, основное население Туркмении(2537 тыс. человек, 1992). Живут также в Афганистане, Иране, Турции идругих странах. Общая численность св. 4,6 млн. человек. Язык туркменский.Верующие - мусульмане-сунниты.

Значение слова Туркмены по словарю Ушакова:
ТУРКМЕНЫ
туркмен, ед. туркмен, туркмена, м. Народ, составляющий основное население Туркменской ССР, а также живущий в нек-рых провинциях Афганистана и Ирана.

Значение слова Туркмены по словарю Брокгауза и Ефрона:
Туркменынарод юго-западной ветви алтайской группы тюркского (см. Тюрки) племени, по языку более всего родственные османским туркам (см.) и азербайджанам, еще более близкие с киргизами и в особенности с узбеками, от которых Т. отделились лишь всего ок. 300 лет тому назад. Территория Т. в настоящее время охватывает площадь, граничащую с Ю р. Гюргеном, хребтом Копетдагом и Парапамизом, с СЗ берегом Каспийского моря, затем Чинком почти до Аральского моря, а с СВ рекой Амударьей, врезываясь у Аральского моря в Хивинское ханство. Численность Т., разбросанных по этой огромной, в 500000 кв. км, площади, представляющей типичную среднеазиатскую пустыню с немногочисленными оазисами (см. Закаспийская обл.), равна 545347 д. об. пола, причем на русские владения приходится 261597 душ, Хиву и Бухару — 203750, Афганистан и Персию — 80000. Т. делятся на племена: 1) Текке (каменный баран), в Закаспийской области, занимающие весь Мервский оазис, также Ахал и Атекский и по р. Теджену; наиболее многочисленное Т. племя (200 тыс. д.), наиболее одаренное и зажиточное. Делится на два отдела: ахал-текке и мерв-текке, а последние на тохтамыш и утамыш. 2) Чаудуры, или чодоры, и имрайли, предполагаемые остатки обитавшего некогда на восточном побережье Каспия племени адали-Т., ныне живут в северо-зап. части Хивы. 3) Иомуты — на р. Гургене, частью на Красноводском и Мангышлакском полуо-вах, частью в Хиве, частью в Персии, ведущие полукочевой, полуоседлый образ жизни. 4) Гоклены по р. Атреку и его притокам, главным образом в персидских владениях, почти все оседлы. 5) Сарыки, на среднем течении Мурхаба, по большей части оседлые. 6) Салоры, или салыры, древнейшее из Т. племен, упоминаемые арабами в VII в. в области Амударьи, живут перемешанно с другими племенами в русских, персидских, бухарских, хивинских и афганских владениях. 7) Ерсари по берегам Амударьи, главным образом по левому, на протяжении почти от Хивинского оазиса до меридиана Мазара Шерифа и Ширибада, почти все оседлы. — Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип Т. менее всего можно назвать чисто тюркским. "Кочевники, — говорит Вамбери,испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, таджиками, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским". Более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5—6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных Т. османов. То же можно сказать вообще о Т. более или менее соседних Северному Ирану, хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них % персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок. Проф. Яворский, производивший антропометрические исследования среди Т., главным образом среди текке, дает следующие данные о типе этой многочисленной отрасли Т. Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный % умеренно упитанных и полных (26 из 59). Рост высокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение в росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающийбронзовый загорелый (у 31 чел.), далее, желтовато-бледный (у 15 чел.), но есть и светлый (у 4-х); на закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий темный, но есть и темно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. У одного субъекта длина бороды 97 стм. Цвет райка — темный (карий), но есть большой % светло-серых (24%). Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: имеет вид толкоча, вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°—80°. Головной указатель колеблется между 68,69 и 81,78; преобладают долихоцефалы; средний: 75,64 (субдолихоцефалы). Диаметр переднезадний наибольший средний — 193, горизонтальный обхват головы средний — 548. Лицевая линия средняя 185, лицевой показатель средний 69,73, носовой показатель — средний 66,66. У Т., как у многих других народов Азии, замечается значительный перевес мужского над женским населением, в некоторых местах в отношении 100:80, не падая ниже 100:90, что находится в строгой зависимости от % рождаемости того и другого пола (76 дев. на 100 мал.), но в последующем возрасте смертность мужского пола выше, чем у лиц женского пола, в конечном результате все же значительный перевес мужского населения. Выкидыши часты. Плодовитость — 5,6 на каждую мать в среднем, в то время как у башкир, напр., 8,8. Естественный прирост 1,8% (средний прирост в России). Наступление менструаций самое раннее в 10 л., самое позднее — в 19 л., среднее время окончания менструаций — 45 л. Выход замуж между 12—15 годами, хотя ранние браки бывают часто до поры до времени только фиктивными. Национальный костюм Т. нечто промежуточное между среднеазиатским и персидским, с преобладанием первого. Поверх рубахи и штанов мужчины и женщины носят длинный плащ (чапак), который у зажиточных приготовляется из полушелковых, полушерстяных в тонких полосках материй из Хивы и Бухары. Походная верхняя одежда короче, до колен. В летнее время женщины обходятся одной только рубахой и длинными до лодыжек штанами, внизу плотно прилегающими. Головной убор у мужчин — меховая шапка (телпек), обвитая тюрбаном, у женщин — круглый капюшон со спускающейся кзади вуалью, также и общесреднеазиатский высокий убор ше ö келе. Украшения вроде ожерелий, ручных и ножных браслетов, кораллов и т. п. весьма обычны у Т. женщин, которые не расстаются с ними даже ночью; особенно ценятся серебряные футляры для талисманов. В украшении жилища Т., менее зажиточные, чем киргизы, очень скромны. В пище Т. мало напоминают других среднеазиатских номадов: кумыс и кази (колбаса из конины) редко употребляется, но зато рис и хлеб (лепешки из муки) в общем употреблении, весьма любимы сладости (персидские и русские). Вообще же пища туркменов самая неприхотливая: лепешка, молоко, кашица из растертой джугары, отвар бураков с кунжутным маслом. Плов с бараньим или верблюжьим жиром считается роскошью. Т. — трезвы, хотя приготовляют легкий опьяняющий напиток (чал) из бродящего молока. В некоторых местах начинает прививаться курение опия. Еще очень недавно Т. преимущественно были кочевниками, систематически предававшимися аламанам, т.е. разбойничьим набегам для увода скота, женщин и рабов, главным образом из Персии. В настоящее время прекратились набеги, рабство уничтожено, и оседлое население преобладает, и близко время, когда Т. поголовно обратятся к оседлой жизни. "Скоро совсем исчезнет из языка Т. слова чомур и чорва, обозначающих кочевых и оседлых Т." (Яворский). Но пока при первой возможности всякий Т., более или менее разжившись, обзаводится стадом и становится чорвой. Старые привычки номада и особенные благоприятные местные условии вырабатывают новый хозяйственный тип, земледельческо-пастушеский. Овцеводство и культура хлопка находят сильный стимул в широком спросе из самых далеких мест (Франция, Польша, московский промышленный район); урожаи хлеба благодаря искусственному орошению всегда обеспечены, сбыт кустарных изделий (ковровые) тоже, так что экономическое благосостояние значительного большинства Т., особенно текке, вполне удовлетворительно (Яворский; о хозяйственном быте — см. также Закаспийская обл.). В своих обычаях Т. далеко уже отошли от родственных им других номадов, как киргизы, например. Календарь — мусульманский, обычаи при рождении, свадьбах, похоронах и т. п. значительно утратили первобытный характер, благодаря недостатку женщин, многоженство редкое явление. Поражает большой % холостых, иногда до 27% (Яворский). Калым высок (от 250—1500 руб.), не считая обязательных подарков родственникам невесты халатами, скотом, съестным. По доставлении выкупа невеста переходит в дом жениха, где брак оформляется молитвой. Свадебные празднества сопровождаются пиршествами, конскими ристалищами, песнями бахшиев (профессиональные певцы), борьбой и т. п. Благодаря прежнему обычаю добывания женщин во время аламанов и высокому калыму, сводящему женщину на предмет купли и продажи, положение женщины у большинства Т. племен тяжелое, унизительное. Часто родственники умершего продают в замужество его вдову, оставляя у себя детей. Дочери часто служат обеспечением гражданского иска и за долги отца заимодавцем продаются в рабство. Наиболее трудящийся элемент в семье — женщина. Мужчина еще недавно знал одни только набеги. Измена женщин карается смертью на месте преступления. Еще Вамбери заметил, что репутация Т. как отчаянных, ни перед чем не останавливающихся головорезов не вытекает из коренных черт их характера, явившись результатом исторических условий, вековой борьбы с преследовавшими их сильнейшими врагами, скудостью природы страны, куда они были загнаны насильно. В действительности доминирующая черта характера Т. — добродушие, мягкость, гостеприимство до самопожертвования даже по отношению к врагу, правдивость, честность, экспансивность в соединении с беззаветной храбростью, отвагой, умением постоять за себя в нужную минуту. В обыденной жизни Т. более или менее ленивы и не легко входят в новую для них колею систематического труда. По религии — мусульмане суннитского толка, но мало религиозны и нисколько не фанатичны. Грамотность распространена в ограниченных размерах. Народная поэзия весьма далека от киргизской, но зато весьма близка поэзии османов Анатолии и азербайджанов. Песни Фузули, Бадиля и Мемреба распеваются на Т. диалекте. Но Т. имеют и национальных поэтов, самый замечательный из них Махдумкули, почитаемый за святого. Правосудие отправляется в русских владениях под председательством уездного начальника по адату, видоизмененному в более серьезных делах в духе русского законодательства. Наиболее частые преступления — кражи, за ними следуют угон скота и грабежи. Убийства относительно редки. См. также ст. Закаспийский край. Ср. Vambery, "Das T ü rkenvolk" (Лпц., 1885); H. Аристов, "Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей" 1896, вып. III и IV); Куропаткин, "Туркмения и Т." ("Военный сборник", 1871); проф. И. Яворский, "Антропологический очерк Т." ("Труды Антропологического общества при Военно - медицинской академии", т. II, 1897). Л. Ш.

Определение слова «Туркмены» по БСЭ:
Туркмены (самоназвание - туркмен)
нация, основное население Туркменской ССР, где численность Т. составляет 1416,7 тыс. чел. (1970, перепись). Живут также в Узбекской ССР, Таджикской ССР, на Северном Кавказе, в Астраханской области и ряде городов РСФСР. Общая численность в СССР - 1525,3 тыс. чел. (1970). За рубежом большие группы Т. живут в Афганистане и Иране (свыше 750 тыс.), арабских странах Передней Азии (свыше 150 тыс.) и в Турции (около 80 тыс.). Говорят на туркменском языке. Антропологически Т. - европеоиды с небольшой монголоидной примесью. Верующие Т. - мусульмане-сунниты.
Наиболее раннюю основу в этногенезе Т. составили древние местные ирано-язычные дахо-массагетские и сармато-аланские племена степей и отчасти жители древних государств - Маргианы, Парфии и Хорезма. В середине 1-го тыс. в прикаспийских степях появляются ранние тюрки, а в 9-11 вв.- гузы (сельджуки), сыгравшие главную роль в этногенезе Т. Процесс формирования туркменской народности в основном завершился в 15 в., когда сложившиеся после монгольского завоевания новые племенные объединения включили в свой состав тюркские племена неогузского происхождения, в частности кыпчаков.
Вплоть до 20 в. у Т. сохранялись племена с многостепенным родовым делением. Самыми крупными из них были текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, сарыки, гоклены и чаудоры.
Социальные отношения Т. во 2-й половине 19 в. (накануне присоединения к России) были патриархально-феодальными. Политическая и экономическая разобщённость (у Т. не сложилось своего государства) и ряд др. причин способствовали консервации архаических родоплеменных социальных институтов, уживавшихся с феодализмом. Эти племенные и родовые связи играли большую роль и использовались родовыми вождями - феодалами для эксплуатации своих сородичей. В 80-х гг. 19 в. Туркменистан был присоединён к России. В результате включения его в орбиту общероссийского экономического развития здесь возникают зачатки капиталистических отношений.
Для хозяйства Т. в дореволюционное время были характерны сочетание орошаемого земледелия со скотоводством и связанный с этим полукочевой образ жизни, при котором жители одного аула делились на скотоводов (чарва), кочевавших со стадами, и оседлых земледельцев (чомры). Однако у некоторых племён, живших в оазисах [емрели, карадашлы (языр), нохурли и др.], преобладало земледельческое хозяйство (пшеница, джугара, хлопчатник, бахчевые), другие племена (игдыр, ата и т.д.) занимались преимущественно скотоводством (овцы, верблюды и лошади). После Октябрьской революции 1917 территория, населённая Т., входила в состав Туркестанской АССР, Хорезмской и Бухарской народных советских республик, в 1924 в результате национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии была создана Туркменская ССР в составе Союза ССР.
За годы Советской власти в ходе социалистического строительства в хозяйстве и культуре Т. произошли коренные изменения. Туркменская ССР стала индустриально-аграрной республикой. Появились новые отрасли промышленности: нефтеперерабатывающая, химическая, газовая, цементная, стекольная и др. Сельское хозяйство механизировано; основные культуры: хлопчатник и зерновые, имеются бахчеводство, садоводство, виноградарство, развиты также животноводство (особенно каракулеводство), шелководство, ковроткачество. В прошлом экономически и культурно отсталая страна стала республикой высокой культуры. Получили развитие национальная литература и искусство. В результате социалистических преобразований Т. сложились в социалистическую нацию. Об истории, экономике и культуре Т. см. также в ст. Туркменская ССР (См. Туркменская Советская Социалистическая республика).
Т. за рубежом (в Иране, Афганистане, Турции) являются национальным меньшинством, сохраняя в образе жизни и в социальной структуре черты патриархально-феодального уклада.
Лит.: Бартольд В. В., Очерк истории туркменского народа. Соч., т. 2, ч. 1, М., 1963; Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2, М., 1963; История Туркменской ССР, т. 1-2, Аш., 1957.
Г. П. Васильева.

Туркменский Язык    Туркмены    Турков