Афазия

Значение слова Афазия по Ефремовой:
Афазия - Расстройство или полная потеря речи, вызываемые поражением определенных участков головного мозга (в медицине).

Афазия в Энциклопедическом словаре:
Афазия - (от a - отрицательная приставка и греч. phasis - высказывание) -расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловленноепоражением коры больших полушарий головного мозга. Основные формы:моторная (потеря способности говорить при сохранности понимания речи) исенсорная (нарушается понимание речи; способность произносить слова ифразы часто сохраняется). Обычно сопровождается алексией и аграфией.

Значение слова Афазия по словарю медицинских терминов:
афазия (aphasia; греч. утрата речи, немота; а- phasis речь; син. афразия - устар.) - нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Значение слова Афазия по Психологическому словарю:
Афазия - Афазия (от греч. a - отрицат. частица и phasis - высказывание) - системные нарушения речи - , вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфоло

Значение слова Афазия по словарю Ушакова:
АФАЗИЯ
афазии, мн, нет, ж. (греч. aphasia) (мед.). Утрата способности речи или понимания ее вследствие частичного расстройства в нервной системе.

Значение слова Афазия по словарю Брокгауза и Ефрона:
Афазия (греч.) — см. Расстройство речи.

Определение слова «Афазия» по БСЭ:
Афазия (греч. aphasia, от а - отрицательная частица и phasis - высказывание)
расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга. Экспрессивная речь (т. е. произношение слов и фраз) может нарушаться и при поражениях исполнительного речевого аппарата (языка, губ, голосовых связок). Однако эти нарушения в понятие А. не входят, т. к. при А. больной может произнести любые звуки, но не умеет говорить. Нарушение импрессивной речи (т. е. понимание речи по слуху) при А. отличается от глухоты, т. к. все звуки воспринимаются, но слово звучит как неизвестный сигнал. А. возникает при поражении коры левого полушария головного мозга у правшей и правого - у левшей. Различают моторную, сенсорную, амнестическую, проводниковую и тотальную А. Моторная А. обусловлена поражением главным образом задних отделов нижней лобной извилины и проявляется в нарушении экспрессивной речи (речь либо совсем невозможна, либо затруднена); нарушается грамматическая структура речи, больной переставляет или заменяет буквы в слове. Произвольная речь (рассказ, разговорная речь) страдает больше, чем повторения или автоматическая речь. Часто эта форма А. комбинируется с нарушением письма - аграфией. Сенсорная А. возникает при очагах поражения в поверхностных зонах височной доли мозга.
Проявляется нарушением импрессивной речи, вплоть до полного её непонимания, а также и экспрессивной вследствие отсутствия слухового контроля за произносимым словом. Возникают парафазии - слово заменяется сходным по звучанию, но чуждым по смыслу. В тяжёлых случаях речь становится совершенно непонятной. Эта форма часто сочетается с нарушением чтения (Алексия). Амнестич. А. заключается в забывании названия предметов и попытке заменить название забытого предмета его описанием; часто сочетается с сенсорной А. Др. формы А. - тотальная и проводниковая - наблюдаются реже. Тотальная А. проявляется нарушением как экспрессивной, так и импрессивной речи. Проводниковая А. возникает при крупных очагах поражения в белом веществе полушарий коры головного мозга. Описываются А., обусловленные поражением не только корковых, но и глубинных образований, что свидетельствует о сложной архитектуре функциональной системы, обеспечивающей речь. Причинами А. являются сосудистые поражения мозга, энцефалиты, травмы, опухоли головного мозга. Лечение направлено на заболевание, вызвавшее А. Речевые процессы, нарушенные при А., могут восстанавливаться в результате длительного обучения, основанного на том, что выполнение актов речи, письма, чтения перестраивается и в них включаются процессы зрительного и кинестезического анализа, опирающиеся на сохранённые участки коры.
А., возникающая в детстве, нарушает общий ход развития ребёнка. Сенсорная А., появившаяся в возрасте 5-7 лет, чаще всего приводит к постепенному исчезновению речи. Восстановительная работа при этой форме А. представляет крайнюю сложность. Ребёнок обычно не достигает нормального развития речи. Другие формы А. у детей имеют более благоприятный прогноз. Детей, страдающих А., обучают вместе с больными алалией. Большое значение имеют систематические упражнения в речи и письме.
Лит.: Лебединский М. С., Афазии, агнозии, апраксии, Хар., 1941; Филимонов И. Н., Архитектоника и локализация функций в коре большого мозга. Многотомное руководство по неврологии под ред. Н. И. Гращенкова, т. 1, кн. 2, М., 1957, с. 147; Тонконогий И. М., Инсульт и афазия, Л., 1968 (библ. с. 262-66): Nielsen J. М., Agnosias, apraxias, speech and aphasia, в кн. Clinical neurologie, ed. by A. B. Baker, v. I, N, Y., 1962, p. 433.
А. М. Вейн.

Ауэрштедт    Афазия    афазия проводниковая