Пасха

Значение слова Пасха по Ефремовой:
Пасха - Сладкое кушанье из творога в форме четырехгранной пирамиды, изготовляющееся христианами ко дню Пасхи.

Значение слова Пасха по Ожегову:
Пасха - Весенний праздник воскресения Христа


Пасха Весенний религиозный праздник
Пасха Сладкое творожное кушанье в форме четырехгранной пирамиды, приготовляемое к такому празднику

Пасха в Энциклопедическом словаре:
Пасха - (греч. pascha - от древнеевр. песах, букв. - прохождение), весеннийиудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь ''исхода''евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания мессии. Вхристианстве праздник связан с учением о воскресении Иисуса Христа.Отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия иполнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы(пасхалии). У православных церквей Пасха приходится на период с 22 мартапо 23 апреля по юлианскому календарю (т. н. ст. стиль).

Значение слова Пасха по словарю Ушакова:
ПАСХА
пасхи, ж. (др.-евр. pesah, букв. переход). 1. только ед. Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская пасха. 2. только ед. Христианский праздник, посвященный так называемому воскресению Христа. 3. Кушанье из творога, изготовляемое в форме небольшой широкой четырехгранной пирамиды ко дню этого праздника. Творожная пасха.

Значение слова Пасха по словарю Даля:
Пасха
ж. празднество иудеев, в память исхода их из Египта. | Агнец, закалаемый и съедаемый Иудеями в празднество это. | Ежегодное торжество христиан, в память восстания от мертвых Спасителя; светлое Христово воскресенье, святая, святая неделя. | В

Значение слова Пасха по словарю Брокгауза и Ефрона:
Пасха (иудейск.) (греч. πάσχα от евр. pesakh; также chag-hamazzoth, "праздник опресноков"; έορτή των άξύμον, solemnitas azymorum) — один из трех великих праздников иудейских, установленный в память чудесного избавления евреев от рабства египетского. Праздник этот был назван П. (от евр. pesach — прохождение, пощада) для обозначения того момента, когда ангел погубляющий, видя кровь агнца на дверных косяках и перекладинах, проходил мимо и щадил первенцев еврейских (Исх. XII, 12—13). П. продолжалась семь дней, с вечера 14 по 21 месяца авива или нисана, соответствующего последней половине нашего марта и первой половине апреля. В десятый день этого месяца глава каждого семейства должен был выбрать и отделить однолетнего агнца [Агнец этот наз. П.] (из овец или коз), без порока, который должен был быть заклан вечером в 14-й день, а кровью его помазаны оба косяка двери и верхняя перекладина. впоследствии, вместо помазания косяков дверных, священники кропили жертвенной кровию жертвенник во дворе скинии или храма (2 Парал. XXX, 16—17; XXXV, 11). Мясо животного, вместе с внутренностями, должно быть испечено, а не сварено, и съедено с горькими травами (в воспоминание горестной жизни и тягостного рабства в Египте); кости агнца не должны быть раздроблены; мясо должно быть все съедено, а остатки сожжены (Исх. XII, 6—10). Есть должны были с особенной поспешностью, стоя, опоясанные, обутые и с посохами в руках, как готовые к быстрому отшествию (ib. 11). впоследствии, когда евреи водворились в земле Обетованной, они ели П. неспешно и "возлежа" (см. Mф. XXVI, 20; Иoaн. XIII, 4—5; Лук. XXII, 14—15). В первый и седьмой дни П. был праздничный покой от всяких работ и собирались священные собрания (Исх. XII, 16; Лев. XXIII, 7—8). Ежедневно, в продолжение всего праздника, сожигались великолепные жертвы (Числ. XXVIII, 19, 24). К отличительным особенностям праздника П. относилось употребление евреями только опресночных хлебов, а не кислых, под опасением истребления из среды Израиля (Исх. XII, 1 5, 19). Опресноки должны были напоминать еврейскому народу о его призвании быть народом чистым, святым, свободным от порчи квасом египетским, т. е. чуждым нравственного растления египетского. В таинственном смысле опресноки изображали чистоту духовной жизни во Христе, т. е. что христиане через пасхуХриста — будут очищены от ветхой закваски греха и должны праздновать новую П. "в бесквасии чистоты и истины" (I Кор. V, 7—8). По изъяснению Св. Писания Нового Завета, агнец пасхальный, как жертва Богу, прообразование И. Христа, который есть "Агнец Божий, вземляй грехи мира" (Иоан. I, 29). от сложения мира "заколенный" (Апокал. XIII, 8), принесший себя в жертву искупления всего человечества от рабства греха и смерти (3 Кор. V, 7). Заклание агнца и вкушение его были прообразами страдания и смерти И. Христа и вкушения тела и крови Его в таинстве евхаристии. Несокрушение костей агнца прообразовало неперебитие голеней И. Христа на крест (Иоан. XIX, 33—36). В настоящее время евреи празднуют П. восемь дней, в течение которых они воздерживаются в пище от всего "квасного" и имеющего с ним какую-либо связь. Вечером 13-го нисана еврей производит обследование дома, с целью собрать имеющиеся налицо остатки квасного хлеба, которые на другой день сжигаются. Праздничными днями считаются собственно лишь два первых и два последних дня; остальные четыре дня — это "праздничные будни", в которые работа не возбраняется. В первые два вечера совершается особая торжественная трапеза, с символическими обрядами, напоминающими о рабстве евреев в Египте, об избавлении от него, о жертвоприношении. По приходе из синагоги глава семейства совершает освящение праздника над чашей вина и садится к столу, причем старается по древнему обычаю "возлежать"; затем вкушают горьких трав. Малолетний сын задает отцу четыре установленных вопроса о причинах торжества; в ответ на это вся семья читает "пасхальную агаду", повествующую об исходе евреев из Египта и о праздновании этого события древними евреями. По окончании трапезы наполняют вином чашу в честь пророка Илии, ожидаемого предвестника Мессии, и произносят стихи 6 и 7 пс. LXXIX о бедствиях Израиля, причиненных ему "народами, не познавшими Бога". Трапеза заканчивается хвалебными гимнами и славословиями.

Определение слова «Пасха» по БСЭ:
Пасха (греч. pбscha, от древнееврейского песах, буквально - прохождение)
иудейский и христианский праздник. В древности кочевые семитские племена праздновали П. в связи с весенним отёлом скота. При переходе этих племён к оседлости и земледелию (13-12 вв. до н. э.) П. превратилась в аграрный праздник начала жатвы, сложился обычай из первых зёрен урожая приготовлять пресные лепёшки - опресноки
(«маццот»). С развитием культа Яхве П. стала праздноваться в честь «исхода» евреев из Египта. Затем П. стали связывать с ожиданием мессии. В христианстве праздник П. был переосмыслен и связан с мифами об искупительной силе страданий Христа, его смерти и воскресении. Первоначально иудейская и христианская П. совпадали по времени. В 325 Вселенский собор христианской церкви принял решение о праздновании П. в первое воскресенье после истечения недели со дня иудейской П. Эта дата приходится на период от 4 апреля по 8 мая. Празднование П., как и др. религиозных праздников, одно из средств религиозного воздействия на массы, укрепления религиозной идеологии.

Пасу    Пасха    Пасха*