Идея

Значение слова Идея по Ефремовой:
Идея - Основная причина и источник исторического развития в идеалистической философии.


1. Понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся важнейшим принципом мировоззрения.
2. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-л.
3. План, мысль, намерение.
4. Воображаемый образ чего-л., понятие о чем-л.

Значение слова Идея по Ожегову:
Идея - Мысль, намерение, план


Идея Это хорошая мысль, хорошо придумано, мысль N5
Идея Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь
Идея Мысленный образ чего-нибудь, понятие о чем-нибудь Lib
Идея Сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности

Идея в Энциклопедическом словаре:
Идея - (греч. idea) - 1) первоначально ''то, что видно'', ''видимое'' (как иэйдос), затем ''видимая сущность'', прообраз. Платон называл идеейумопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. ПоКанту, идеи - понятия разума, которым нет соответствующего предмета вчувственном опыте (свобода, бессмертие, бог)...2) Мысль,представление...3) Намерение, план.

Значение слова Идея по словарю Ушакова:
ИДЕЯ
идеи, ж. (греч. idea). 1. Мысль, понятие о каком-н. предмете, постигаемый разумом образ (книжн.). Идея общего блага. Идея добра. Идея рыцарства. 2. В идеалистической философии - умопостигаемая, вечная сущность предмета, явления (филос.). Мир идей у Платона. 3. Основной, существенный Принцип мировоззрения. Господствующие идеи. Политические идеи. Борьба за идею. 4. Основная, главная Мысль. Идея романа. Идея пьесы. Идея картины. || Принцип устройства. Мне стала понятна идея этой машины. 5. Мысль, намерение, план. Он первый подал эту идею. Что за глупая идея пришла вам в голову? Счастливая идея Навязчивая идея - см. навязчивый.

Значение слова Идея по словарю Даля:
Идея
ж. лат. понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображенье предмета; умственное изображенье. | Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел; | намеренье, замысел. Идеология ж. мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли. Идеал м. мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз; представитель; образец-мечта. Идеаловый, к идеалу относящ.; идеальный, воображаемый, думный, мысленный; первообразный, прообразный или началообразный. Идеальность противоположна реальности, мыслимый первообраз насущному. Идеалист м. -тка ж. умствователь, кто увлекается несбыточными на деле выдумками; мечтатель, мнитель. Идеализм м. философия, основанная не на явлениях вещественного мира, а духовного или умственного. | Наклонность человека к мечтательности этого рода.

Определение слова «Идея» по БСЭ:
Идея (греч. idйa)
форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Понятие И. было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл И., неделимыми умопостигаемыми формами, атомы; для Платона И. - это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир. В средние века И. понимались как прообраз вещей, принадлежащий божественному духу; бог творил вещи согласно своим И., идеальным формам. В новое время, в 17-18 вв., на первый план выдвигается теоретико-познавательный аспект И. - разрабатывается учение об И., как способе человеческого познания, ставится вопрос о происхождении И., их познавательной ценности и отношении к объективному миру. Эмпиризм связывал И. с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм - со спонтанной деятельностью мышления. Большое место учение об И. занимало в немецком классическом идеализме. Кант называл И. понятия разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности; по Фихте, И. - это имманентные цели, согласно которым
«Я» творит мир; для Гегеля И. является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития (см. Соч., т. 6, М., 1939, с. 214).
В марксистско-ленинской концепции исходным является материалистический тезис о познании как отражении действительности, об И. как специфической форме этого отражения. «Все идеи извлечены из опыта, они - отражения действительности, верные или искаженные»
(Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 629). Однако И. не сводится к фиксации результатов опыта, но является отражением вещи, свойства или отношения не просто в их наличном бытии, а в необходимости и возможности, в тенденции развития. В. И. Ленин рассматривал И. как высшую форму теоретического освоения действительности. Конспектируя Гегеля, он пишет:
«Begriff еще не высшее понятие: еще выше идея = единство Begriff’а с реальностью» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 151). В И. происходит наиболее полное совпадение содержания мысли с объективной реальностью, это - объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, которое готово для своего практического воплощения. Эти два момента в И.: отражение объективной реальности и постановка практической цели перед человеком, находящиеся в органическом единстве, определяют специфику И. и ее место в движении человеческого сознания. Таким образом, И. является активным, посредствующим звеном в развитии действительности, в процессе практической деятельности человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности.
В науке И. выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблемы. В зависимости от своего содержания И., отражающие общественное бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. Реакционные И., искажающие действительность и служащие уходящим с исторической арены классам, выступают тормозом общественного прогресса. И., верно и глубоко отражающие процессы действительности, выражающие интересы передовых общественных классов, ускоряют социальный процесс, организуют, мобилизуют эти классы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного.
П. В. Копнин.

Идефикс    Идея    Идея Товара