Психофизическая Проблема

Психофизическая Проблема в Энциклопедическом словаре:
Психофизическая Проблема - в широком смысле - вопрос об отношениипсихических явлений к физическим, в узком - о соотношении междупсихическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. На баземеханистической философии 17 в. возникли два варианта решения:психофизическое взаимодействие (Декарт; сознание испытывает влияние тела -в ощущениях, аффектах и т. п. и воздействует на него - в актах воли) ипсихофизический параллелизм (параллельное протекание психических ифизических процессов), который обосновывался с различных позиций Г. В.Лейбницем, Н. Мальбраншем, Д. Гартли и приобрел особую популярность в 19 в.

Определение «Психофизическая Проблема» по БСЭ:
Психофизическая проблема - в широком смысле - вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком - о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. Мысль о зависимости психики (душевных проявлений) от внешней природы и от жизни тела обосновывалась ещё в древнегреческой натурфилософии. Особую разработку П. п. получила в новое время, когда в философии 17 в. сложилась механистическая картина мира и психические явления стали рассматриваться в качестве неотделимых от тела и подчинённых единым для всего мироздания законам. В 17 в. возникли два варианта решения П. п., оказавшие большое влияние на последующую философскую и научную мысль, - психофизическое взаимодействие (Р. Декарт) и психофизический параллелизм (Г. Лейбниц). Согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т.д.), с другой - способно воздействовать на него (например, при волевом усилии).
Это учение о взаимодействии психического и физического было отвергнуто сторонниками неразделённости сознания и мозга, как с идеалистических (Лейбниц, Н. Мальбранш), так и с материалистических (Д. Гартли) позиций. Идее взаимодействия был противопоставлен принцип параллельного протекания психических и физических процессов. Он приобрёл большую популярность в 19 в., когда открытие закона сохранения энергии сделало невозможным представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понять психику как активный фактор регуляции жизненных процессов. Это требование получило ложное преломление в новых вариантах психофизического взаимодействия (У. Джемс). В конце 19 - начале 20 вв. распространилась махистская трактовка П. п. (см. Махизм), согласно которой душа и тело
«построены» из одних и тех же «элементов» (ощущений), и поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов - физиологических и психических, а о различных «комплексах ощущений». Эта идеалистическая концепция была подвергнута критике В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм».
Диалектический материализм решает П. п. на основе понимания психики как активного отображения реальности, возникающего в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых систем с внешним миром. Будучи неотделимо от этого процесса, психическое выполняет по отношению к нему регулирующую функцию.
Лит.: Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957.
М. Г. Ярошевский.

Психофизиология Эмоций    Психофизическая Проблема    Психофизические Методы