Бюджет Государственный
Значение слова Бюджет Государственный по Бизнес словарю:
Бюджет Государственный - годовая смета доходов, поступлений и расходов государства, в которой указываются источники поступления государственных доходов и направления расходования средств. Г.б. составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами.Поступления состоят из доходов и финансирования дифицита бюджета. Доходы - это поступления без роста долга, состоят из налоговых и неналоговых доходов. Расходы - это платежи, представленные безвозвратными платежами и бюджетными кредитами. Дефицит бюджета - разница между доходами и расходами, финансируемая за счет кредитов, займов, резервов. ???????
Определение «Бюджет Государственный» по БСЭ:
Бюджет государственный - составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства (см. также Бюджетная система).
Б. г. в капиталистических странах выражает отношения дополнительной эксплуатации трудящихся. Развитие его подчинено стихийным закономерностям капиталистического производства, и поэтому он выступает лишь как ориентировочная «... роспись предполагаемых доходов и расходов государства на текущий год...»
(Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 78). В соответствии с функциями буржуазного государства средства Б. г. используются в значительной части на непроизводительные цели (на милитаризацию экономики, на аппарат угнетения), и поэтому он отражает паразитический характер потребления национального дохода. В силу циклического характера развития капиталистического хозяйства Б. г. отличается крайней неустойчивостью. Спады и кризисы ведут к сокращению поступлений в бюджет, вызывая одновременно рост его расходов. Неустойчивость бюджета проявляется и в частых его дефицитах, которые в период общего кризиса капитализма становятся хроническими.
Б. г. современного империалистического государств как в фокусе отражает сущность государственно-монополистического капитализма. Непосредственное вмешательство буржуазного государства в экономику, в процесс производства, распределения и перераспределения национального дохода влечёт усиление роли Б. г. Повышается доля национального дохода, сосредоточиваемая в руках государства и перераспределяемая через бюджет. Так, в начале 20 в. в развитых капиталистических странах (США, Великобритании, ФРГ, Франции) государство аккумулировало в бюджете 5-10% национального дохода, а в 1968 уже 30-45%. В ряде стран через Б. г. прямо или косвенно финансируется от 1/3 до Ѕ всех инвестиций в основной капитал.
Главным источником доходов бюджета капиталистического государства являются Налоги, составляющие 85-95% всех бюджетных доходов и падающие в основном на рабочих, служащих, крестьян (фермеров) и мелкую буржуазию. Так, в Б. г. Франции в 1967 налоговые поступления составляли 92,2% всех бюджетных доходов, в ФРГ и США около 95%, в Великобритании 91,2%. На долю неналоговых доходов (поступлений от предприятий, государственного имуществ и т.п.) приходится от 5 до 15%. Хотя налоговый пресс всё более усиливается, налогов не хватает для покрытия растущих расходов и бюджетного дефицита буржуазного государств, и они прибегают к займам и бумажно-денежной эмиссии (см. табл. 1 и 2).
Главная часть расходов государственного бюджета в капиталистических странах занимают расходы, связанные с ведением и подготовкой новых войн (прямые и косвенные военные расходы). В развитых капиталистических странах они составляют до 50% всех расходов бюджета. Монополии получают от военных заказов, оплачиваемых за счёт Б. г., колоссальные прибыли и используют их как средство поддержания высокой конъюнктуры. Значительное место в Б. г. многих капиталистических стран занимают расходы по государственному долгу (выплате процентов по государственному долгу). Эти расходы относятся к косвенным военным затратам, так как сами займы используются в основном на военные цели.
Важной статьей расходов Б. г. являются расходы, связанные с вмешательством буржуазного государства в экономику и её регулированием. Государственное финансирование экономики получило после 2-й мировой войны 1939-45 широкое развитие в ряде развитых капиталистических стран. Крупные расходы связаны со строительством государственных предприятий и выплатой компенсаций бывшим собственникам национализированных предприятий. Например, в Великобритании в отдельные годы эти платежи достигали 120-200 млн. фунтов стерлингов, во Франции - более 200 млн. франков. Государство в виде прямых капиталовложений и субсидий монополиям финансирует во Франции до 50% общей суммы капитальных вложений, в ФРГ до 30-40%, в Италии до 60%. Растут расходы Б. г. на инфраструктуру - строительство дорог, мостов, портов, газопроводов, учреждений просвещения, здравоохранения и других объектов, имеющих высокую капиталоемкость и малую прибыльность и поэтому невыгодных для монополий.
Основная часть расходов на инфраструктуру финансируется из местных бюджетов. В условиях научно-технической революции возрастают затраты на научные исследования: в США с 1954 по 1967 они выросли с 5,7 млрд. долларов до 24 млрд. долларов, причём до 70% этих расходов покрывается за счёт Б. г. В ФРГ эти затраты возросли с 1958 по 1967 почти в 6 раз, более половины их оплачивается за счёт Б. г. Во Франции Б. г. покрывает І/3 этих расходов. Крупные средства идут на поощрение экспорта, предоставление кредитов иностранным государствам и т.д. Значительные средства Б. г. расходуются на содержание государственного аппарата - чиновников, полиции, суда и т.д. Расходы на социально-культурные нужды (образование, здравоохранение и социальное обеспечение) относительно невелики и связаны с подготовкой квалифицированных кадров для капиталистических предприятий, поддержанием работоспособности населения. Буржуазное государство вынуждено увеличивать эти расходы под влиянием классовой борьбы и растущих требований трудящихся. О структуре расходов Б. г. в капиталистических странах дают представление данные (табл. 3 и 4).
Табл. 1.-Доходы федерального бюджета США (млрд. долл.)
| 1968/69 | 1969/70 |
| сумма (ожидаемое исполнение) | % к итогу | сумма (проект) | в % к итогу |
Подоходный налог с населения | 84,4 | 45,3 | 90,4 | 45,5 |
Налог на прибыли корпораций | 38,1 | 20,5 | 37,9 | 19,1 |
Акцизные и таможенные пошлины | 17,1 | 9,2 | 18,0 | 9,1 |
Налоги для социального страхования | 40,5 | 21,8 | 45,9 | 23,1 |
Прочие поступления | 6,0 | 3,2 | 6,5 | 3,2 |
Итого | 186,1 | 100,0 | 198,7 | 100,0 |
Табл. 2.- Доходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)
| 1968/69 | 1969/70 |
| сумма (ожидаемое исполнение) | в % к итогу | сумма (проект) | в % к итогу |
Подоходный налог (основной и дополнительный) | 4,56 | 34,1 | 5,16 | 33,8 |
Налог на прибыли корпораций | 1,35 | 10,1 | 1,69 | 11,1 |
Налог на прирост капитала | 0,05 | 0,4 | 0,13 | 0,8 |
Таможенные пошлины и акцизы | 4,60 | 34,4 | 4,95 | 32,4 |
Выборочный налог регулирования занятости | 1,36 | 10,2 | 1,89 | 12,4 |
Прочие доходы | 1,44 | 10,8 | 1,45 | 9,5 |
Итого | 13,36 | 100,0 | 15,27 | 100,0 |
Табл. 3.-Расходы федерального бюджета США (млрд. долл.)*
| 1968/69 | 1969/70 |
| сумма (ожидаемое исполнение) | в % к итогу | сумма (проект) | в % к итогу |
Прямые военные расходы | 81,0 | 44,1 | 81,5 | 41,7 |
Освоение космоса | 4,2 | 2,3 | 3,9 | 2,0 |
Международные дела и финансы | 3,9 | 2,1 | 3,8 | 1,9 |
Субсидии отраслям экономики | 17,6 | 9,6 | 18,9 | 9,7 |
Военные пенсии | 7,7 | 4,2 | 7,7 | 3,9 |
Платежи по государственному долгу | 15,2 | 8,3 | 16,0 | 8,2 |
Расходы на просвещение и здравоохранение | 18,6 | 10,1 | 20,9 | 10,7 |
Социальное обеспечение | 37,4 | 20,4 | 42,0 | 21,5 |
Прочие расходы | 3,2 | 1,7 | 6,5 | 3,3 |
Минус межведомственные начисления и отчисления | -5,1 | -2,8 | -5,7 | -2,9 |
Итого | 183,7 | 100,0 | 195,3 | 100,0 |
* В 1968 федеральный бюджет был перестроен и в него были включены средства социального
страхования и др.
фонды казначейства, что привело к
снижению удельного веса военных расходов (достигавшего
ранее 70% собственно федерального бюджета) и
повышению удельного веса социально-культурных расходов.
Табл. 4.-Расходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)
| 1968/69 | 1969/70 |
| сумма (ожидаемое исполнение) | в % к итогу | сумма (проект) | в % к итогу |
Военные расходы | 2,2 | 17,1 | 2,3 | 16,2 |
Гражданские расходы | 8,6 | 65,8 | 9,3 | 66,5 |
Консолидированный фонд для постоянного обслуживания | 0,8 | 6,2 | 0,8 | 5,6 |
Итого | 11,6 | 89,1 | 12,4 | 88,3 |
Превышение доходов над расходами | 1,7 | 10,9 | 2,2 | 11,7 |
Прирост и движение консолидированного фонда | 1,4 | - | 1,6 | - |
Всего расходов с учётом прироста консолидированного фонда | 13,0 | 100 | 14,0 | 100 |
Специфические
черты имеют Б. г. в развивающихся странах. Они в значительной части используются для развития национального хозяйства,
расширения государственного сектора и социально-культурного строительства, для ликвидации
последствий колониализма и
создания независимой экономики. В ОАР, Бирме,
Индии и ряде др. стран
свыше 50% расходов Б. г. направляется на эти цели.
Причём в этих странах существуют также специальные бюджеты капитальных вложений, средства которых предназначены на инвестиции в
народное хозяйство и на социально-культурное строительство.
Б. г. в дореволюционной России.
Первые сведения об общей смете государственных доходов и расходов дореволюционной России и городовых сметах относятся к 1645. При Петре I были проведены крупные финансовые
реформы в целях
увеличения доходов казны и
улучшения порядка их
взимания, созданы коллегии для руководства финансовыми делами (1718). Петровская роспись на 1723 включала 9200 тыс.руб. доходов и 9578 тыс.руб. расходов.
Среди доходов главное место занимали
подушная подать (5096 тыс.руб.),
кабацкие сборы (1002 тыс.руб.) и таможенный
доход (656 тыс.руб.). Расходы на армию и флот составляли 6899 тыс.руб. В 1802
учреждено министерство финансов, которое
начало регулярно
составлять ежегодные бюджеты. Хотя с 1897 бюджет ежегодно сводился с превышением доходов над расходами,
фактически он был хронически дефицитным.
«Свободная наличность» казначейства образовывалась за счёт
роста государственного долга, повышения цен на водку и др.
источников (см. В. И.
Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 257-63 и т. 23, с. 25-27).
Главными статьями доходов Б. г. были
доходы от водочной монополии, косвенные и прямые
налоги, пошлины. Среди расходов на 1-м месте стояли прямые военные расходы и платежи по государственным займам. В годы 1-й мировой войны 1914-18 бюджетный
дефицит возрос с 39,1% ко всей сумме расходов в 1913 до 81,7% в 1917. Государственный долг России увеличился с 8,8 млрд.руб. в 1913 до 60 млрд.руб. к весне 1917.
Б. г. социалистических стран выражает экономическое отношения планового распределения общественного продукта и национального дохода
между подразделениями общественного производства и экономическими районами страны, классами и социальными группами населения на базе общественной
собственности. Государственный бюджет СССР - основной финансовый план образования и
использования общегосударственного
фонда денежных средств Советского государства. В Б. г. СССР сосредоточивается часть национального дохода Советского Союза, направляемая на
планомерное развитие
промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и др. отраслей народного хозяйства, на повышение материального
благосостояния и культурного уровня трудящихся, на оборону страны, на содержание органов государственного управления.
В СССР через Б. г. обеспечивается
примерно половина затрат, связанных с расширенным воспроизводством (капитальные вложения, прирост оборотных средств, образование резервов) и около 80% средств, предназначенных на социально-культурные нужды, а также расходы на содержание органов государственного
управления и оборону страны.
Централизация в Б. г. значительной части денежных
накоплений социалистического хозяйства и некоторой доли доходов населения служит важным условием планового развития народного хозяйства,
соблюдения оптимальных пропорций между фондами накопления и потребления национального дохода, обеспечения рациональных балансовых связей между отраслями народного хозяйства.
Б. г. СССР сыграл большую роль в создании фундамента социалистической экономики и
построении социализма.
Распределение и перераспределение в годы первых пятилеток (1929-40) через Б. г. накоплений хозяйства и доходов населения,
обеспечивая государство необходимыми ресурсами, способствовало
становлению и развитию производственных отношений социализма,
ограничению, вытеснению, а
затем и ликвидации капиталистических элементов. При помощи Б. г.
большая часть национального дохода направлялась на
индустриализацию страны, в первую
очередь на создание и развитие тяжёлой промышленности, на социалистическое
переустройство сельского хозяйства,
осуществление культурной революции,
укрепление оборонной мощи страны. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 через Б. г. были мобилизованы
огромные денежные
ресурсы на развитие военной экономики,
удовлетворение нужд фронта и тыла. В
послевоенные годы бюджет являлся основным источником затрат по
восстановлению и развитию всех отраслей народного хозяйства, повышению народного благосостояния. В современных условиях Б. г. служит
одним из важных инструментов построения материально-технической базы коммунизма.
Через бюджет распределяется около половины национального дохода страны, в том числе свыше 80% денежных накоплений социалистического хозяйства и некоторая часть доходов населения (см. Бюджетное планирование).
Основная часть доходов Б. г. СССР - поступления от социалистических предприятий, составляющие более 90% всех его доходов. Эти поступления увеличиваются в
результате развития быстрыми темпами всех отраслей социалистического хозяйства. Доходы социалистических предприятий вносятся в бюджет в виде платежей из прибыли [плата за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли],
налога с оборота, взносов государственных предприятий на государственное социальное страхование и некоторых других платежей. Платежи из прибыли в бюджет в
связи с проведением с 1966 экономической реформы перестроены
таким образом,
чтобы повысить заинтересованность работников предприятий в расширении производства, его техническом
совершенствовании и увеличении прибыли.
Для этого более значительная, чем
прежде, часть прибыли оставляется в
распоряжении предприятий на расширение производства (капиталовложения, прирост оборотных средств и др.) и отчисляется в фонды материального поощрения их работников.
Налог с оборота
полностью вносится предприятиями в бюджет. Платежи населения занимали в 1970
менее 10% всех доходов бюджета. Роль их в послевоенный период
значительно снизилась в связи с освобождением многих плательщиков полностью или частично от уплаты налогов, отменой в 1957 выпуска государственных внутренних займов, реализуемых по
подписке. Рост
абсолютной суммы налогов с населения связан с увеличением
численности рабочих и служащих и фонда их зарплаты и средней зарплаты при одновременном снижении
ставок обложения (см. табл. 5).
Табл. 5.-Структура доходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
| 1940 | 1950 | 1960 | 1965 | 1971 (план) |
| сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу |
Всего | 18,0 | 100 | 42,3 | 100 | 77,1 | 100 | 102,3 | 100 | 161,0 | 100 |
В том числе |
Поступления от соц. хозяйства | 16,0 | 88,8 | 35,4 | 83,7 | 70,1 | 91,0 | 93,9 | 91,8 | 146,1 | 90,8 |
из них: |
платежи из прибыли государств. предприятий | 2,2 | 12,2 | 4,0 | 9,5 | 18,6 | 24,1 | 30,9 | 30,2 | 54,8 | 34,1 |
налог с оборота | 10,6 | 58,8 | 23,6 | 55,8 | 31,3 | 40,6 | 38,7 | 37,8 | 54,2 | 33,6 |
подоходный налог с кооперации, колхозов и обществ. организаций | 0,3 | 1,6 | 0,6 | 1,4 | 1,8 | 2,4 | 1,5 | 1,5 | 1,4 | 0,9 |
Средства государственного социального страхования | 0,8 | 5,0 | 1,9 | 4.7 | 3,7 | 4,9 | 5,6 | 5,5 | 8,9 | 5,5 |
Поступления от населения | 2,0 | 11,2 | 6,9 | 16,3 | 6,9 | 9,0 | 8,4 | 8,2 | 14,9 | 9.2 |
из них: |
налоги с населения | 0,9 | 5,1 | 3,6 | 8,5 | 5,6 | 7,3 | 7,7 | 7,5 | 13,8 | 8,6 |
государственные займы | 0,9 | 6,1 | 2,7 | 7,3 | 0,9 | 1,2 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,3 |
Свыше 80% расходов бюджета составляют затраты на финансирование народного хозяйства и социально-культурных нужд (см. табл. 6). Первые включают
преимущественно капитальные и др. затраты, связанные с постройкой новых предприятий, расширением и техническим обновлением действующих предприятий, увеличением их оборотных фондов и др. расходами на развитие хозяйства. С проведением экономической реформы
намного повышается роль собственных средств, а также кредитов
банка в финансировании расходов на увеличение основных и оборотных фондов предприятий.
Расходы на социально-культурные
мероприятия включают финансирование затрат на просвещение и здравоохранение, строительство учебных
заведений и лечебных учреждений, выплату стипендий, пенсий и пособий по государственному социальному страхованию и обеспечению и др. затраты, связанные с удовлетворением материальных и культурных потребностей населения. Значительный рост этих расходов, в послевоенный период связан с расширением сети учреждений просвещения и здравоохранения, с повышением уровня пенсионного обеспечения, повышением зарплаты работникам просвещения и здравоохранения и др. мероприятиями. Расходы на оборону включают содержание Вооруженных Сил СССР и их
оснащение необходимыми техническими средствами. Проводя
политику мирного
сосуществования государств с различным социальным строем, Советский Союз принимает
вместе с тем необходимые меры к укреплению своей обороноспособности.
Табл. 6.-Структура расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
| 1940 | 1950 | 1960 | 1965 | 1971 (план) |
| сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу |
Всего | 17 4 | 100 | 41 3 | 100 | 73 1 | 100 | 101 6 | 100 | 160,8 | 100 |
В том числе |
Народное хозяйство | 5,8 | 33,5 | 15,8 | 38,2 | 34,1 | 46,7 | 44,9 | 44,2 | 77,0 | 47,9 |
Социально-культурные мероприятия | 4,1 | 23,5 | 11,7 | 28,2 | 24,9 | 34,1 | 38,2 | 37,6 | 58,5 | 36,4 |
Оборона | 5,7 | 32,6 | 8,3 | 20,0 | 9,3 | 12,7 | 12,8 | 12,6 | 17,9 | 11,1 |
Управление | 0,7 | 3,9 | 1,4 | 3,4 | 1,1 | 1,5 | 1,3 | 1,3 | 1,7 | 1,1 |
Расходы на управление включают финансирование органов государственной
власти и управления (Верховных
Советов, Советов Министров, министерств и ведомств, местных органов государственной власти и управления). Они
тесно связаны с расходами по организации производства и культурному
обслуживанию населения.
Б. г. др. социалистических стран сходны по своей природе и функциям с Б. г. СССР. Главными источниками доходов (80-94% всех доходов бюджета) являются доходы от социалистического хозяйства, а в расходах основное место занимают затраты на развитие народного хозяйства (45-55% всех расходов) и социально-культурные мероприятия (25-40% расходов).
На базе планомерного и быстрого развития экономики социалистических стран высокими темпами вырастает
объём их Б. г. Например, объём бюджета
(включая государственные и местные бюджеты) вырос с 1950 по 1968 в
Болгарии почти в 5 раз, в Венгрии
больше чем в 5,7 раза, в Польше почти в 6 раз. Это позволяет систематически увеличивать Бюджетное финансирование хозяйственного и культурного строительства.
Б. г. сыграл огромную роль в социалистических преобразованиях, причём производительный характер его расходов способствовал
ускорению темпов экономического и культурного развития социалистических стран. Б. г. служит средством активного
воздействия на рост производства и товарооборота, на увеличение источников накопления. Его роль
особенно поднялась в условиях
проведения хозяйственных реформ:
введения платы за фонды и землю (в ГДР и Венгрии),
изменений в системе
отчислений от прибыли в бюджет, перехода к финансированию предприятий и
объединений в первую очередь за счёт собственных ресурсов, повышения роли прибыли в материальном
стимулировании, совершенствования
хозяйственной деятельности и увеличения роли кредита в расширенном воспроизводстве на предприятиях. За счёт Б. г. производятся
наиболее крупные капитальные вложения, имеющие
важное значение в реализации плановых пропорций в развитии хозяйства, что повышает роль Б. г. в общей системе
планирования народного хозяйства.
Лит.: Маркс К., Бюджет Соединенных Штатов и христианско-германский бюджет. Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 6; его же,
Парламент. Голосование 26 ноября.- Бюджет
Дизраэли, там же, т. 8; его же, Мыло для народа,
лакомый кусок для «Times».
- Бюджет коалиционного
министерства, там же, т. 9; Ленин В. И., По поводу государственной росписи, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6; Б у
таков Д., Бочкова В., Шевель И.,
Финансы стран народной демократии, М., 1959; Финансы капиталистических государств, М., 1964; Финансы развивающихся государств, М., 1965;
Болдырев Б. Т., Бюджет современного капиталистического государства, М., 1968: Государственный бюджет СССР,
Авторский коллектив под руководством Лаврова В. В. и Плотникова К. Н., М., 1968;
Ситарян С., Хозяйственная
реформа и бюджет, М., 1968.
А. М.
Александров, В. В.
Лавров.
Бюджет Геллера
Бюджет Государственный
Бюджет Государственный Консолидированный