Колокол
Значение слова Колокол по Ефремовой:
Колокол - 1. Отлитый из меди, медного сплава ударный самозвучащий музыкальный инструмент в форме полого усеченного конуса с подвешенным внутри металлическим стержнем (языком). // Звук, звон такого инструмента.
2. Конусообразное устройство, приспособление, использующееся для каких-л. целей.
Значение слова Колокол по Ожегову:
Колокол - Конусообразный предмет для разных технических надобностей
Колокол Отлитый из медного сплава сплава
полый конус с языком 1 N3 издающий
громкий звон
Колокол Ударный музыкальный инструмент -
набор колоколов N1 разной величины
Колокол в Энциклопедическом словаре:
Колокол - первая русская революционная газета, в 1857-65, Лондон, в1865-67, Женева. Издатели - А. И. Герцен и Н. И. Огарев. Пользовалсябольшим влиянием во всех сферах российского общества. Имел большое числодобровольных корреспондентов в России. В 1868 издавался на французскомязыке с русским приложением.
ударный самозвучащий
музыкальный инструмент. 2 основных типаколоколов: с языком и без языка (ударяемый извне).
Европейский колокол,как
правило, грушеобразной
формы. В культовом обиходе
преимущественно ухристиан и буддистов. Используется и как
сигнальный инструмент (см. в ст.Рында). В православной церкви колокольные звоны развились в самобытноеискусство (см.
Благовест, Трезвон).
Значение слова Колокол по Бизнес словарю:
Колокол - англ. bell
сигнал, подаваемый при открытии и закрытии биржи.
Значение слова Колокол по словарю Символизма:
Колокол - Символизирует посвящение, движение элементов, колдовство против сил разрушения. Покачивания колокольчика знаменуют собой крайности добра и зла, смерти и бессмертия, а его форма олицетворяет небесный свод. Маленькие колокольчики, звенящие на морском ветру, символизируют нежные звуки рая. Звон колокольчика может означать либо вызов, либо предостережение. Для буддиста звон колокольчика - это чистый звук учения совершенной мудрости. В тантрическом буддизме колокольчик олицетворяет женский принцип, а дорже - мужской. У китайцев он означет уважение, обожание, подчинение верных слуг, заслуженных воинов; отводит злой глаз и хранит от злого духа. Ритуальный колокольчик символизирует гармонию между человеком и Небом. В христианстве святой колокол возвещает о присутствие Христа на богослужении. Церковные колокола призывают и ободряют верующих, обращают в бегство злых духов и успокаивают бури. Полость и язык колокола - это уста и язык проповедника. В греко-римской традиции колокольчики привешивались к фигуркам Приапа и использовались в вакхических ритуалах, ассоциируясь с фаллосами. У евреев колокольчики с гранатами есть квинтэссенция, поскольку гранаты - это четыре элемента на ефоде. Предполагалось также, что они символизируют гром и молнию. Кроме того, колокольчики означают девственность, поэтому их носили до свадьбы (Исая, 3:16). У индусов колокол означает знатность и достоинство. Бык Нандин всегда изображается с колокольчиком, висящим на шее на цепочке. В качестве йони колокольчик означает девственность. У тевтонов колокольчик в виде орлиного клюва означал знатность.
Значение слова Колокол по словарю Ушакова:
КОЛОКОЛ
колокола, мн. колокола, м. 1. Массивное изделие из медного сплава в форме неправильного усеченного конуса, полое внутри, производящее громкий Звон при ударах о его стенки подвешенного внутри его раскачивающегося металлического стержня, языка. Звонить в колокол и в колокола. Ударить в колокол. Церковный колокол. Железнодорожный колокол. Звон колоколов. Набатный колокол. Вечевой колокол. (в древней Руси). Лить колокола. Звонят колокола. Ударил колокол. Заунывный гудит-воет колокол, разглашает всюду весть недобрую. Лермонтов. 2. В разных отраслях техники предмет, напоминающий по форме колокол в 1 знач. (тех.). Водолазный колокол. Колокол воздушного насоса. Колокола льют (устар.) - поговорка, означающая, что данный слух неверен, является сплетней, ложью (объясняют существовавшим встарину суеверным обычаем распространять всякие небылицы во время отливки нового колокола, чтобы он громче звучал).
Значение слова Колокол по словарю Даля:
Колокол
м. звон, церк. кампан; вылитый из меди (с примесью олова, серебра и пр.) толстостенный колпак; с развалистым раструбом, с ушами для подвески и с привешенным внутри билом или языком. Большие колокола употреб. почти только при церквах, и по
Значение слова Колокол по словарю Брокгауза и Ефрона:
Колокол — газета, см. Герцен.
Колокол (газета) — см.
Герцен, А. И.
Определение слова «Колокол» по БСЭ:
Колокол - ударный сигнальный инструмент. Имеет форму полой срезанной снизу груши; внутри К. подвешен язык (ударник). Изготовляется из бронзы. Имеет звук определённой высоты, который извлекается раскачиванием самого К. или языка. С древних времён К. применялся для созыва населения (вечевой К.), для объявления тревоги и сбора войск (набат) и т.п. С середины 9 в. на Руси колокольный звон - неотъемлемая часть церковных обрядов. Для К. строились специальные звонницы и колокольни. В Европе сравнительно большие К. стали отливать в 4-6 вв. Самые большие К. изготовлены в России, в том числе
«Царь-колокол» в Московском Кремле.
Лит.: Оловянишников Н. И., История колоколов и колокололитейное дело, 2 изд., М., 1912; Пухначёв Ю., Глагол времен, металла звон..., «Наука и жизнь», 1972, № 8.
Колокол -
вулкан на острове Уруп (Курильские
острова, СССР).
Высота 1328 м. Образовался в послеледниковое
время над цоколем из
более древних лавовых потоков. Название К. отражает
правильность конуса с узкой платообразной вершиной на месте разрушенного кратера. На склонах
заросли ольховника, кедрового стланика и курильского бамбука,
отчасти трав. У
подножия горячие минерализованные
источники.
«Колокол»,
первая
русская революционная
газета, издававшаяся А. И. Герценом и Н. П. Огаревым за границей (в 1857-65 - в Лондоне, в 1865-67 - в Женеве) на русском и французском языках.
Тираж «К.» доходил до 2500 экземпляров. Первоначально
«К.» рассматривался издателями как «прибавочные листы» к «Полярной звезде»,
однако довольно
быстро стал во главе «... общедемократической
бесцензурной печати...» (см. В. И.
Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 93). В качестве
приложений к
«К.» выходили газеты «Под суд» (1859-62) и «Общее вече» (1862-64).
Программа «К.» на первом этапе содержала
демократические требования:
освобождение крестьян с землёй,
отмена цензуры, телесных
наказаний. В её основе лежала разработанная Герценом
теория русского крестьянского социализма.
Вместе с тем в 1858-61 в
«К.» проявлялись либеральные
иллюзии. Кроме статей
Герцена и Огарева, «К.» помещал
разнообразные материалы о
положении народа, общественной борьбе в России,
сведения о злоупотреблениях и секретных планах властей. В
период революционной ситуации 1859-61 количество информации из России
значительно возросло и достигало нескольких сотен
корреспонденций в
месяц. Среди корреспондентов и распространителей
«К.» были Н. А.
Добролюбов, Н. А.
Серно-Соловьевич, М. Л.
Михайлов и др., вернувшиеся из ссылки
декабристы, позже - представители так называемой
молодой эмиграции: Н. И. Утин, Л. М.
Мечников, М. К.
Элпидин и др. В «К.» доставляли материалы и либеральные деятели и писатели: И. С.
Аксаков, Ю. Ф.
Самарин, А. И.
Кошелев, И. С.
Тургенев и др.
После реформы 1861
«К.»
решительно стал на сторону революционной демократии,
против либерализма. В «К.» появляются
резко осуждающие и
разоблачающие реформу статьи Герцена и Огарева, тексты прокламаций и др. документы русского революционного подполья.
Связь с редакцией «К.» способствовала
консолидации русского
подполья, образованию организации «Земля и воля». После реформы 1861 завершился
разрыв «К.» с либералами
из-за активной поддержки Герценом и Огаревым Польского
восстания 1863-64. Для
укрепления связей с
«молодой эмиграцией», сосредоточившейся в
Швейцарии, издание «К.» в 1865 было
перенесено в Женеву, однако
неблагоприятные условия привели в 1867 к
прекращению издания. В 1867-69 были изданы: «Колокол.
Прибавочный лист к первому десятилетию»,
6 номеров «Колокол. Русское прибавление» и «Supplement du Kolokol» на французском языке. В 1870
Огарев вместе с С. Г. Нечаевым выпустили ещё 6 номеров «К.», которые значительно отличались от герценовского «К.».
(См.
также статьи
Герцен А. И., Огарев Н. П.,
Вольная русская типография.)
Публ.: «Колокол».
Газета А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Вольная русская типография, 1857-1867,
Лондон, Женева. Факсимильное изд., в. 1-10. т. 11
(Указатель), М., 1962-64.
Лит.:
Эйдельман Н. Я., Герценовский «Колокол», М., 1963;
Черных В. А., К вопросу о тиражах лондонских изданий Герцена и Огарева, «Археографический
ежегодник за 1969 г.», М., 1971, с. 123-131.
Н. Я. Эйдельман.
Колок
Колокол
Колокола