Мабли
Мабли в Энциклопедическом словаре:
Мабли - (Mably) Габриель Бонно де (1709-1785) - французский просветитель исоциальный философ, составитель свода международного права.
(Mably)
Габриель Бонно де (14
марта 1709 -
Гренобль - 23 апреля1785, Париж),
французский просветитель, автор трудов по международномуправу, социально-политическим вопросам и истории.БиографияРодился вбогатой семье, принадлежавшей к ''дворянству мантии'' и связаннойродственными узами с кардиналом де Тансеном и его сестрой
мадам де Тансен,хозяйкой известного парижского
салона. Брат философа Кондильяка идвоюродный
брат выдающегося
математика Д Аламбера. Решением семьи былпредназначен к духовному званию и отправлен в
иезуитский коллеж в Лионе.Закончив его, уезжает в
Париж и с помощью
своего дяди кардинала де Тансенапоступает в семинарию Сен-Сюльпис -
главный ''рассадник прелатов'' Франции.После рукоположения в суб-диаконы оставляет семинарию, удаляется вГренобль и делает наброски
работы о политических реформах. Возвратившись вПариж, посещает
салон мадам де Тансен, знакомится с Ш. Л.
Монтескье, К. А.Гельвецием и другими знаменитостями. В 1740 публикует
свой первый труд''Параллели
между римлянами и французами'', где рассуждает о преимуществахразличных форм правления, рассматривает
роскошь и
изобилие как движущуюсилу прогресса, призывает
крепить королевскую
власть как гарантблагосостояния и свободы граждан. ''Паралелли'' принесли
Мабли известность ипомогли
стать секретарем кардинала де Тансена, назначенного в 1742министром иностранных дел. Составляет министерские доклады, ведетдипломатическую переписку и
даже важные
переговоры, становится фактическимруководителем ведомства. Энергичная и умелая
деятельность Мабли былазамечена многими,
король все
чаще стал
прислушиваться к его мнению, однаков 1746 он уходит из министерства и с тех пор занимается исключительнолитературным трудом. Оберегая свою
независимость, Мабли уклоняется отчести
стать членом Французской Академии и воспитателем наследникапрестола.
Труды Европейскую
известность принес ему
труд ''Публичное правоЕвропы'' (1748) -
свод основных международных трактатов со времениВестфальского
мира. Труд этот неоднократно переиздавался, был переведен намногие языки,
став в 18 в. учебником в университетах Англии и настольнойкнигой политиков. Социологические представления Полнее
всего выражены втрудах ''О правах и обязанностях гражданина'' (1758, опубл. 1789), ''БеседыФокиона об отношении морали к политике'' (1763), ''Сомнения, предложенныефилософам-экономистам о естественном и необходимом порядке политическихобществ'' (1768), ''О законодательстве, или
принципы законов'' (1776). Цельсоциальной философии для
Мабли -
познание мотивов поведения человека;задача
политика -
использование этого
знания для утверждениянравственности.
Основное свойство человека -
себялюбие, но ему присущи исоциальные
чувства -
сострадание, благодарность, соревнование, любовь кславе; без них не
было бы общества,
цель которого -
благо людей. Но во имявсеобщего
блага индивид не
может быть лишен данного ему природой
права нанезависимое
суждение, свободу и
счастье. Природа предназначила людей бытьравными.
Первоначально их
жизнь основывалась на коллективном владенииземлей. Разделив ее,
люди пошли
против велений природы, наказаны за это.Частная
собственность, личный интерес порождают
богатство и бедность,жадность,
зависть, распад общественных связей, всеобщую
ненависть и войны.Люди
настолько погрязли в пороках, что
возврат к ''системе общности''невозможен,
хотя она отвечает их истинным нуждам и требованиям разума.Единственный
путь спасения -
уменьшение имущественного неравенства,пресечение роскоши,
ограничение потребностей.
Умеренность - высшая личнаяи общественная
добродетель. Сочинения:
Разговоры Фокиевы о сходностинравоучения с политикой. M., 1772.Размышления о Греческой истории. М.,1773.Начальное
основание нравоучения.. М., 1803. Ч. 1-3Избранныепроизведения. М.; Л., 1950.Об изучении истории. О том, как
писать историю.М., 1993.Collection complete des oeuvres. Paris, 1794-1795. V. 1-15.Литература:Волгин В. П.
Развитие общественной
мысли во Франции. М.,1977.Г. С. КучеренкоМАБУИ, род ящериц семейства сцинков.
Длина до 22 см.Ок. 90 видов, в Африке, на Мадагаскаре, в Юж. Азии, Юж. и
Центр. Америке,на Антильских о-вах; в Вост.
Закавказье и на юге Ср. Азии - золотистаямабуи.
Определение слова «Мабли» по БСЭ:
Мабли (Mably)
Габриель Бонно де (14.3.1709, Гренобль, - 23.4.1785, Париж), французский политический мыслитель, утопический коммунист, историк. Из дворянской семьи. Учился в иезуитском коллеже и в семинарии; затем отказался от духовной карьеры. С 1742 находился на дипломатической службе; в 1746 оставил её и посвятил дальнейшую жизнь научным занятиям. В основе взглядов М. на общество лежали теории общественного договора и естественного права. Первоначально, утверждал М., общественная жизнь была основана на коллективном владении землёй. Этот строй был разрушен в результате возникновения частной собственности. Полемизируя с физиократами, М. доказывал, что частная собственность не является элементом
«естественного порядка», а возникла «по воле людей», не сумевших предусмотреть последствий её установления; она - основной источник всех несчастий человечества (см. Избранные произведения, М. - Л., 1950, с. 125). Скромная жизнь при общности имуществ создаёт добродетельных и счастливых людей. Коммунизм М. - аскетический коммунизм. М. считал, что хотя
«система общности» имуществ отвечает принципам разума, восстановить её невозможно. Проповедь коммунистического строя не может иметь успеха. В обществе, разделённом на богатых и бедных, нет силы, способной его осуществить (богатые не хотят «строя общности», народ же забит, у него отсутствует «принцип равенства»).
Таким образом, М. отверг веру философов 18 века во всесилие разума и подошёл к мысли о зависимости взглядов и поведения людей от их имущественного положения. Единственно практически возможное, по мнению М., - это уменьшение имущественного неравенства. Для этого он предлагал уравнительные мероприятия: ограничение потребностей, пресечение роскоши. М. считал, что народ является носителем верховной власти, и признавал за ним право изменять существующее правление. М. оправдывал революции и гражданские войны, когда они направлены против насилия и деспотизма.
Произведения М., в которых пропагандировались идеи народного суверенитета, способствовали идеологической подготовке Великой французской революции. На коммунистические идеи М. ссылались Г. Бабёф и Ф. М. Буонарроти. М. был хорошо известен и в России. Одно из его произведений было переведено на русский язык А. Н. Радищевым
(«Размышления о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков», 1773).
Соч.: Collection complete des oeuvres, t. 1-15, P., 1794-95; в русском переводе - Избранные произведения, М. - Л., 1950; Начальные основания нравоучения, ч. 1-3, М., 1803; О изучении истории, ч. 1-3, [СПБ], 1812.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 4, с. 315; Сафронов С. С., Политические и социальные идеи Мабли, в сборнике: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; его же, Французский утопический коммунизм, М., 1960; Lecercle J. L., Utopie et r
йalisme politique chez Mably, в сборнике: Studies on Voltaire and the XVIII century, v. 26, Gen., 1963.
А. А. Макаровский.
Г. Мабли.
Мабиногион
Мабли
Мавераннахр