Суждение

Значение слова Суждение по Ефремовой:
Суждение - 1. Мнение о чем-л. // Заключение, решение.
2. Форма мышления, представляющая собою сочетание понятий, одно из которых - субъект - определяется и раскрывается через другое - предикат (в логике).

Значение слова Суждение по Ожегову:
Суждение - Форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из которых о дно (субъект) определяется и раскрывается через другое (предикат)


Суждение Мнение, заключение Lib

Суждение в Энциклопедическом словаре:
Суждение - то же, что высказывание.2) Умственный акт, реализующийотношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный субеждением или сомнением в ее истинности или ложности.

Значение слова Суждение по Психологическому словарю:
Суждение - Суждение - выражение элементов чувственного опыта в общезначимой словесной форме.

Значение слова Суждение по Логическому словарю:
Суждение -  — мысль, выражаемая повествовательным предло­жением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психоло­гического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от конкретного языка; сообщение о том, что некоторое С. высказывалось в определенной ситуации, не нуждается в указа­нии, какой при этом использовался язык. Одно и то же С. может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков. Так, фраза «Плавт сказал, что человек челове­ку волк» сообщает, какое С. высказал Плавт, но ничего не гово­рит о том, каким он пользовался языком. Эта мысль может быть выражена как на русском, так и на других языках. Если же мы говорим о том, что какое-то С. высказывалось кем-то, мы не су­меем передать свою мысль, пока не укажем, какой при этом упот­реблялся язык. Верно, что Плавт высказал предложение «Homo homini lupus est», но неверно, что он произнес когда-то предложе­ние «Человек человеку волк». С. можно охарактеризовать как то общее, что имеют два предло­жения, являющиеся правильными переводами друг друга. Термин «С.» широко использовался логикой традиционной. В со­временной логике обычно пользуются термином «высказывание», обозначающим грамматически правильное предложение, взятое вме-   сте с выражаемым им смыслом (см.: Высказывание, Высказывание дескриптивное, Оценочное высказывание).

Значение слова Суждение по словарю синонимов:
Суждение - предложение

Значение слова Суждение по словарю Ушакова:
СУЖДЕНИЕ
суждения, ср. 1. только ед. Действие по глаг. судить в 1 знач., обсуждение (книжн. устар.). С общего сужденья приговорили. Крылов . Длительное суждение о деле. 2. Мнение. заключение. Не смею моего сужденья произнесть. Грибоедов . В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. Грибоедов . 3. В логике - форма мышления, представляющая собою сочетание понятий, из к-рых одно (предикат) определяет и раскрывает содержание другого (субъекта; филос.). Настало время, говорит Энгельс, когда человеческий мозг развился настолько, что мог высказать суждение: трение есть источник теплоты.

Значение слова Суждение по словарю Даля:
Суждение
суженый, см. судить

Значение слова Суждение по словарю Брокгауза и Ефрона:
Суждение (judicium) — так называется связь (синтез), в которую сознание ставит свои элементы (представления, понятия) с целью объективного познания. От самого акта С. следует различать его выражение (enunciatio); обыкновенно С. называют самый результат сознательного синтеза, т. е. словесное выражение его, но это неправильно, ибо представляет смешение акта с его обнаружением, причем самое обнаружение понято слишком узко; С. может быть выражено и не в словах, а, напр., в знаках, в музыкальных звуках, в математической формуле. Различные определения суждения могут быть сведены к двум: формальному и индуктивному. Формальное определение рассматривает С. как отношение между двумя понятиями (или представлениями), причем это отношение может быть различным, а именно одно понятие может включать в себя другое, или может выражать лишь сравнение, или, наконец, может утверждать уравнение двух понятий, заключенных в С. (ср. учение о квантификации суждения английских логиков). Индуктивная логика рассматривает С. как выражение действительного сосуществования, или преемственности идей. Формальное определение обращает большее внимание на субъективный процесс, выражающийся в С., индуктивноеисключительно на объективную цель, содержание С. В каждом С. мы различаем те два (или более) элемента сознания, которые ставятся в связь, и самый синтез их; в предложении эти элементы носят название подлежащего, сказуемого и связки. Безличных С. нет; бывают лишь безличные предложения. С., в сущности, есть единственный предмет логики, так как умозаключение есть не что иное как осложнение и распространение С., а понятие есть лишь результат деятельности С.; потому изложение логики следовало бы начинать с учения о С. Обычное деление С.: а) по их происхождению — на априорные и апостериорные (априорные — всеобщи и необходимы и не заимствованы из опыта; апостериорные — случайны и заимствованы из опыта); b) по характеру проявляемой в них деятельности сознания — на аналитические и синтетические (синтетическими С. называются такие, в которых в сказуемом прибавляется новый признак, не имеющийся в подлежащем; аналитическими же — такие, в которых сказуемое повторяет лишь признак, заключенный уже ранее в подлежащем); с) по обширности их содержания — на общие, частные, единичные; d) по степени уверенности, с которой известное С. выражается (или по модальности), — на действительные, возможные и необходимые; e) по составу — на простые и сложные (те и другие могут быть категоричными, условными и разделительными); f) по характеру — на утвердительные, отрицательные и бесконечные (в которых отрицание относится не к сказуемому, а к логическому подлежащему); g) по взаимоотношению — на С. подчиненные, противоречащие, противоположные (об этом ср. Силлогизм); h) наконец, по их содержанию, или смыслу. Это обычное деление С. принадлежит главным образом Канту. Деление С. на априорные и апостериорные, на аналитические и синтетические касается гносеологии, а не логики; это деление затрагивает самые важные вопросы теории познания, которые в данном случае решены в смысле критической философии; между тем, эмпирик не станет признавать априорных С., считая все суждения одинаково вытекающими из опыта; точно так же психолог признает все С. синтетическими и будет утверждать, что даже в тождественном С. (напр. человек есть человек) определяющее обозначает не то же, что обозначаемое, а старается обратить внимание на какую-либо сторону логического подлежащего. Исчерпать содержание, или смысл, С. можно только в том случае, если с определенной философской точки зрения будут установлены категории, или высшие сказуемые; таким образом, и это деление не относится непосредственно к логике, а принадлежит философии. Чисто логическим характером деления суждений отличаются те, которые обозначены выше под буквами с, d, e, f, g. Э. Р.

Определение слова «Суждение» по БСЭ:
Суждение - 1) то же, что Высказывание. 2) Умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальности сказанного и сопряжённый обычно с психологическим состоянием убеждённости или веры. Отражая глубинную семантику речи (и «языкового мышления» вообще),
С. в этом смысле, в отличие от высказывания, всегда модально и носит оценочный характер.
Если сказанное оценивается только по истинностному значению (модус утверждения: «A - истинно» или «A - ложно»), С. называется ассерторическим. Если утверждается возможность (истинности) сказанного (модус утверждения:
«A - возможно (истинно)» или «возможно, что A (истинно)»), С. называется проблематическим. Когда же утверждается необходимость (истинности) сказанного (модус утверждения: «A необходимо (истинно)» или «необходимо, что A (истинно)»), С. называется аподиктическим.
Допустимы, конечно, и иные оценки сказанного, например «A - прекрасно» или «A - неудачно», но такого рода С. пока не нашли формального выражения и изучения в какой-либо логической теории.
В классической логике единственный способ оценки сказанного сводится к первому рассмотренному выше случаю, несказанное и ассерторическое утверждение сказанного, как показывают табл. (1) и (2), с точки зрения этой логики - неразличимы:




АА - истинно  ¬АА - ложно
ИИ(1)ЛЛ(2)
ЛЛИИ

Поэтому в классической логике термины «С.» и «высказывание» синонимичны и как самостоятельные объекты исследования С. не выделяются. Предметом специального изучения С. фактически становятся только в модальной логике.
Лит.: Чёрч А., Введение в математическую логику, пер. с англ., т. 1, М., 1960, §04.
М. М. Новосёлов.

Суетный    Суждение    Суженая