Насилие

Значение слова Насилие по Ефремовой:
Насилие - 1. Применение физической силы к кому-л.
2. Применение силы для достижения чего-л., принудительное воздействие на кого-л., что-л. // Притеснение; беззаконие, злоупотребление властью.
3. То же, что: изнасилование.

Значение слова Насилие по Ожегову:
Насилие - Применение физической силы к кому-нибудь


Насилие Применение физической силы к кому-нибудь
Насилие Принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности
Насилие Принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности
Насилие Притеснение, беззаконие Lib
Насилие Притеснение, беззаконие Lib

Насилие в Энциклопедическом словаре:
Насилие - применение определенной социальной группой различных формпринуждения в отношении других групп с целью приобретения или сохраненияэкономического и политического господства, завоевания тех или иныхпривилегий. Господствующие классы и другие социальные группы длясохранения своих привилегий применяют все средства насилия, вплоть домассового террора; они прибегают к насилию и в межгосударственныхотношениях. Применение насилия, террора по отношению к народу -характерная черта тоталитарных режимов. 2) В праве - физическое (телесныеповреждения, побои) или психическое (угроза) воздействие одного человекана другого. В российском праве преступления, связанные с применениемнасилия, влекут повышенную уголовную ответственность.

Значение слова Насилие по Финансовому словарю:
Насилие - физическое или психическое воздействие одного человека надругого, нарушающее право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле). Физическое НАСИЛИЕ выражается в непосредственном воздействии на организм человека: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний различными способами (в том числе с применением ка ких-либо предметов и веществ) и т.д. В результате физического НАСИЛИЯпотерпевшему могут быть применены мучения, нанесен вред здоровью. Психическое НАСИЛИЕ заключается в воздействии на психику человека путем запу гивания, угроз физической расправой, чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов. Психическое НАСИЛИЕ может привести к нервному или даже душевному заболеванию. НАСИЛИЕ можетбыть отягчающем ответственность обстоятельством (при совершении преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим), способом совершения преступления, либо конститутивным признаком состава прес тупления. Преступления, связанные с применением НАСИЛИЯ, представляютповышенную общественную опасность и влекут строгую уголовную ответствен ность.

Значение слова Насилие по словарю синонимов:
Насилие - сила

Значение слова Насилие по словарю Ушакова:
НАСИЛИЕ
насилия, ср. 1. применение физической силы к кому-н. Следы насилия на теле. 2. применение силы, принудительное воздействие на кого-что-н. Диктатура пролетариата есть власть революционная, опирающаяся на насилие над буржуазией. Сталин. 3. Притеснение, злоупотребление властью, беззаконное применение силы. В фашистских странах царят насилие и разбой. 4. над кем-чем. То же, что изнасилование.

Значение слова Насилие по словарю Брокгауза и Ефрона:
Насилиенезаконное употребление силы против личности потерпевшего, принуждение его что-либо сделать или не делать, что-либо испытать или перенести. Н. может быть физическое или психическое; последнее всего чаще выражается в форме угроз (см.). Н. может быть средством для учинения другого преступления (разбоя, грабежа, изнасилования, посягательства на личную свободу); тогда оно входит в состав последнего и им поглощается. Как самостоятельное преступление, Н. состоит в противозаконном употреблении силы против личности, не переходящему в иное преступление. По 142 ст. Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, оно наказуемо так же, как и самоуправство (см.). По объективной тяжести Н. отличается от телесных повреждений, каковы тяжкие побои, раны или увечья, по направлению намерения — от оскорблений. Вообще Н. есть понятие дополнительное, созданное на случай неприменимости иных уголовно-юридических понятий. Ст. 142 Устава о наказаниях заменила собой целый ряд статей Уложения о наказаниях 1857 г., в том числе и статью, предусматривавшую вторжение в чужое жилище, которое может и не сопровождаться ни физическим Н. по отношению к хозяину жилища, ни угрозами по адресу его, представляя собой форму нравственного Н. Судебная практика весьма широко конструирует понятие нравственного Н., подводя под него всякое распоряжение в чужой правовой сфере вопреки ясно выраженной воле лица, по отношению к которому совершается насилие (см. Самоуправство). Квалифицированным видом Н. является Н. над родителями (ст. 1591 Уложения о наказаниях), наказуемое, как оскорбление действием. О Н. над должностным лицом, при исполнении им обязанностей службы — см. Сопротивление власти. Проект нового уголовного Уложения главной формой Н., как самостоятельного преступления, считает "умышленное нанесение удара", рассматривая его в одной главе с телесными повреждениями.

Определение слова «Насилие» по БСЭ:
Насилие - применение тем или иным классом (социальной группой) различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении др. классов (социальных групп) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав или привилегий.
Марксизм показал, что систематическое применение Н. в истории связано, прежде всего, с существованием антагонистических классов, т. е. объективными факторами, определяемыми в конечном счёте уровнем развития производительных сил. Н. в руках эксплуататорских классов является одним из главных средств сохранения или укрепления данной системы антагонистических общественных отношений, одним из условий её
«нормального» функционирования. Различную роль Н. в историческом процессе К. Маркс связывал со сменой конкретно-исторических форм отчуждения труда и способов принуждения к труду. В рамках рабовладельческого способа производства господин-рабовладелец выступает в роли организатора деятельности подвластных ему рабов; функцию поставщика рабочей силы и удержания её в подчинении выполняет государство. При феодализме иерархически организованный господствующий класс опирается на присвоение земли вместе с работающими на ней производителями. В буржуазном обществе, основу которого составляет частная собственность, отчуждение труда принимает видимость свободного товарообмена между собственниками овеществленного труда (капитал) и живого труда, рабочей силы (пролетариат). При этом при капитализме сохранение отношений эксплуатации маскируется формальной
«свободой», работника, здесь, естественно, возрастает роль извращённых идеологических форм общественного сознания. Однако в решающие моменты классовой борьбы буржуазия, не колеблясь, прибегает к Н., обнажая эксплуататорскую сущность антагонистической системы отношений. В эпоху империализма в политике господствующих классов проявляется тенденция к отказу от формально-демократических методов, к установлению откровенно насильственных, военно-фашистских диктатур. В области идеологии наряду с социальной демагогией получает распространение откровенная апология Н. (культ силы, теории элиты, расистские теории и т.п.), получившая концентрированное выражение в фашизме. Господствующие эксплуататорские классы широко применяли и применяют Н. и в межгосударственных отношениях, развязывая войны, направленные на ограбление и закабаление народов, стремясь удержать своё господство над порабощёнными нациями (см. Война, Колонии и колониальная политика).
Восходящие, прогрессивные классы (например, буржуазия в период борьбы с феодализмом, рабочий класс), в свою очередь, применяют Н. для ломки системы отживших общественных отношений и ниспровержения, связанных с этой системой классов, не желающих поступиться своими интересами и привилегиями.
Марксизм-ленинизм отвергает теории, приписывающие Н. решающую роль в истории (Е. Дюринг). Вместе с тем он вовсе не отрицает роли Н. в том или ином механизме осуществления исторической необходимости, особо выделяя эпохи социальных революций. Прослеживая генезис капиталистической формации, Маркс показывает, как Н. помогло разрушить прежние общественные отношения и создать условия для существования капитала - заставило паупера с помощью т. н.
«кровавого законодательства» стать рабочим. Методы первоначального накопления, писал Маркс, «... отчасти покоятся на грубейшем насилии...», причём «... все они пользуются государственной властью, т. е. концентрированным и организованным общественным насилием, чтобы ускорить процесс превращения феодального способа производства в капиталистический и сократить его переходные стадии. Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 761). Марксизм, выяснив объективную роль Н. в истории, впервые решил вопрос о сознательном применении Н. пролетариатом в его революционной борьбе за коммунизм. Марксистская постановка проблемы Н. исходит из объективных закономерностей и условий классовой борьбы, требует сводить Н. до необходимого минимума на каждом из этапов борьбы там, где имеется выбор. Исторический опыт показал, что господствующие классы не отказываются добровольно от своих привилегий и применяют в борьбе с угнетёнными классами все доступные им средства борьбы, вплоть до массового террора. Сопротивление отживающих классов заставляет и революционные классы прибегать к ответным насильственным мерам, вплоть до вооруженной борьбы.
«... Когда нет реакционного насилия, против которого надо бороться, - писал Ф. Энгельс, - то не может быть и речи о каком-либо революционном насилии» (там же, т. 38, с. 419). Масштабы и формы революционного Н. зависят, прежде всего, от степени и форм сопротивления свергаемых классов. Вместе с тем в выборе более жестоких или более гуманных форм переворота существенную роль играет также степень морального и интеллектуального развития самого рабочего класса, его партий и вождей, а также др. обстоятельства, как, например, наследие войны (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 9; В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 199-200).
Марксизм с самого своего зарождения выдвигал путь мирной революции как возможную в определенных условиях альтернативу немирному революционному пути. Но никакая глубинная социальная революция немыслима без массового политического действия, без применения принудительных мер к эксплуататорам, без установления диктатуры революционных классов, т. е. определенных форм социального Н. (см. Социалистическая революция).
Задача построения социализма требует применения принудительных мер по отношению к сопротивляющимся элементам эксплуататорских классов (буржуазии, кулачества). Однако неизбежная в социалистическом обществе социальная смерть эксплуататорских классов не означает применения ко всем их представителям репрессий, а тем более их физического уничтожения; решительно пресекая сопротивление враждебных социализму сил, пролетарское государство предоставляет лояльным элементам полную возможность применить свои знания и способности в строительстве нового общества, стать его полноправными членами.
В период строительства социализма главными становятся методы не принуждения, а убеждения, воспитания, организации масс, причём конкретно-исторические условия и уровень развития той или иной страны определяют соотношение этих методов. Вместе с тем и в условиях социализма сохраняются меры принуждения к антиобщественным элементам - ворам, тунеядцам, преступникам, хулиганам.
Новые международные условия, связанные с ростом социализма и международного антиимпериалистического движения, позволили коммунистическим партиям поставить вопрос об изгнании Н. из сферы межгосударственных отношений ещё в период сосуществования капиталистических и социалистических государств, о возможности предотвращения новой мировой войны ещё до полной победы социализма на земле (см. Мир международный, Мирное сосуществование).
В современных условиях, когда существует мировая социалистическая система, революционные процессы в ряде стран могут развиваться в более безболезненных формах. Если раньше буржуазия, будучи сильнее пролетариата, навязывала ему самые кровавые формы борьбы, то в современную эпоху перед пролетариатом открывается возможность навязывать буржуазии более гуманные формы борьбы. Вместе с тем мировое коммунистическое движение, опираясь на опыт истории, подчёркивает в своих программных документах необходимость иметь в виду и перспективу
«немирного перехода к социализму», быть всегда готовыми к смене форм борьбы, к применению вооруженных форм принуждения там, где к этому вынуждает пролетариат сопротивление реакции.
Правильный подход к проблеме Н. вырабатывался в коммунистическом движении и в систематической борьбе против оппортунистических представлений. Ревизионистские концепции возникают на почве преувеличения легальных возможностей буржуазной демократии, якобы позволяющей рабочим партиям без установления диктатуры пролетариата ввести социализм. Марксистско-ленинские партии ведут непримиримую борьбу с ревизионизмом, правым оппортунизмом, который парализует революционную волю рабочего класса. Ничего общего не имеют с революционным марксизмом и разного рода левацкие представления, носители которых абсолютизируют значение вооруженных насильственных действий в ходе революционной борьбы угнетённых классов или пытаются внедрить методы
«казарменного коммунизма» в практику социалистического строительства (см. Маоизм).
Марксистское понимание Н. является объектом систематических нападок и фальсификации в современной антикоммунистической литературе. Буржуазные пропагандисты замалчивают то, что само буржуазное общество есть строй, систематически практикующий Н. по отношению к трудящимся массам, угнетённым нациям, ведущим справедливую национально-освободительную борьбу. Изображая коммунистов почитателями террора, Н., они умалчивают о том, что применение пролетариатом Н. является вынужденным и носит временный, ограниченный характер. Последовательное развитие социалистической демократии в социалистических странах, борьба коммунистических партий капиталистических стран за обновление и расширение демократии, против реакционной диктатуры буржуазии, активная политика социалистических государств, направленная на утверждение принципов мирного сосуществования государств, всё больше разоблачают и опровергают измышления идеологов антикоммунизма.
Коммунисты в своей политике следуют ясным заветам классиков марксизма-ленинизма. «... В нашем идеале нет места насилию над людьми», - подчёркивал В. И. Ленин, - и этот идеал коммунизма соответствует объективной тенденции исторического процесса, где
«... все развитие идет к уничтожению насильственного господства одной части общества над другой» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 30, с. 122).
Лит.: Маркс К., Капитал, гл. 24, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. 2, главы 2, 3, 4, там же, т. 20, с. 162-70; его же, Роль насилия в истории, там же, т. 21; Ленин В. И., О государстве, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39; его же, Как буржуазия использует ренегатов, т. 30; его же, Замечания на книгу Н. И. Бухарина:
«Экономика переходного периода», в кн.: Ленинский сборник, XI, М. - Л., 1929; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1972; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Док-ты и мат-лы. Москва. 1969, М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Кар Г., О мирном и немирном путях развития социалистической революции,
«Проблемы мира и социализма», 1962, № 5; Ковалев С., Коммунистический гуманизм и революционное принуждение, там же, 1964, № 5; Федосеев П., Материалистическое понимание истории и «теория насилия», «Коммунист», 1964, № 7.
Е. Г. Плимак.

Насик    Насилие    Насилование