Нигилизм

Значение слова Нигилизм по Ефремовой:
Нигилизм - Полное отрицание всего; полный скептицизм.


Течение русской общественной мысли 60-х гг. X1X в., отрицающее устои и традиции дворянского общества, крепостничества.

Значение слова Нигилизм по Ожегову:
Нигилизм - Полное отрицание всего, полный скептицизм

Нигилизм в Энциклопедическом словаре:
Нигилизм - (от лат. nihil - ничто) - отрицание общепринятых ценностей:идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получаетособое распространение в кризисные эпохи общественно-историческогоразвития. В России термин получил распространение после появления романаИ. С. Тургенева ''Отцы и дети'' (1862). В русской публицистике 19 в.: у''охранителей'' - бранная кличка; у революционных демократов - названиеучастников демократического и революционного движения 60-х - нач. 70-хгг., отрицавших крепостнические традиции.

Значение слова Нигилизм по словарю Ушакова:
НИГИЛИЗМ, нигилизма, мн. нет, м. (книжн.). 1. Образ мыслей нигилиста (историч.). 2. Голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм.

Значение слова Нигилизм по словарю Даля:
Нигилизм
ж. лат. безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать.

Значение слова Нигилизм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Нигилизмполемический термин для обозначения крайностей движения 60-х гг. (от лат. nihil — ничего, т. е. ничего не признающие). Самое слово существует очень давно. В средние века было еретическое учение H., преданное анафеме папой Александром III в 1179 г. Учение Н., ложно приписанное схоластику Петру Ломбарду, отвергало человеческое естество Христа. В русской литературе слово Н. впервые употреблено Надеждиным (ст. "Сонмище нигилистов, в "Вестнике Европы") в значении отрицателей и скептиков. В 1858 г. вышла книжка казанского проф. В. Берви (см.) "Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни". В ней тоже употребляется слово Н., как синоним скептицизма. Добролюбов осмеял книжку Берви, подхватил это слово — но оно не стало популярным до тех пор, пока Тургенев в "Отцах и детях" не назвал нигилистом Базарова. Огромное впечатление, произведенное "Отцами и детьми", сделало крылатым и термин "нигилист". Никто, однако, из людей 60-х гг. официально его не принял. Писарев, который в ряде статей признал в Базарове воплощение идеалов и взглядов нового поколения, называл себя "мыслящим реалистом". Понятно, что тургеневской клички не усвоила себе и та многочисленная часть молодежи, которая в Базарове и вообще в "Отцах и детях "усмотрела карикатуру на новое движение. С тем большей цепкостью ухватились за него противники новых идей. В своих воспоминаниях Тургенев рассказывает, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 г., — то слово нигилист уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: "Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!" С тех пор этот термин является в статьях и романах, направленных против движения 60-х гг. Не было тех черных красок, которых Лесков-Стебницкий, Клюшников, Авенариус, позднее Всеволод Крестовский и др. жалели бы для изображения "нигилистов", соединяя воедино все оттенки отрицательного настроения, смешивая лучших его представителей с теми подонками, которые примешиваются ко всякому массовому движению. В лучшем случае новые люди, фигурировавшие в противонигилистической литературе, были лохматые, нечесаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность девицы; но сплошь да рядом к этим качествам ожесточенные изобразители Н. прибавляли шантаж, воровство и подчас даже убийство. К концу 60-х и началу 70-х гг. слово нигилист почти исчезает из русской полемической литературы, но воскресает в западно-европейской литературе, как обозначение русского революционного движения; его принимают и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении.

Определение слова «Нигилизм» по БСЭ:
Нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего)
в России общественное умонастроение и мироощущение передовой разночинной интеллигенции 60-х гг. 19 в., проявлявшееся в решительном отрицании господствующей идеологии, морали, норм жизненного поведения. Н. возник в годы революционной ситуации 1859-61, отражал кризис феодально-крепостнической системы, был важным моментом формировавшегося революционно-демократического мировоззрения и представлял собой прогрессивное явление. Н. отвергал религиозные предрассудки, идеалистическую философию, деспотизм в общественной и семейной жизни, либеральное обличительство,
«искусство для искусства» и «науку для науки», требовал свободы личности и равноправия женщины, пропагандировал «разумный эгоизм», утилитаризм и призывал к изучению естествознания. Расплывчатость положительной программы Н. приводила его представителей к схематизму, излишней прямолинейности, к издержкам в полемике. Н. не был цельным мировоззрением, а объединял своих сторонников лишь неприятием существующей действительности; вследствие этого из числа нигилистов к концу 60-х гг. наряду с активными деятелями революционно-демократического движения вышли и умеренные либеральные деятели. Литературным органом, выражавшим идеи Н., был журнал
«Русское слово», ведущую роль в котором играл Д. И. Писарев. К Н. в широком смысле относят также всех представителей революционно-демократического лагеря 1860-х гг. во главе с «Современником» Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.
Термин «Н.» получил распространение после опубликования романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862), в котором главный герой Базаров назван нигилистом. До этого времени идеи Н. в журнальной полемике назывались
«отрицательным направлением», а его представители - «свистунами» (см. «Свисток»). Подхваченный в условиях спада революционной ситуации реакционной публицистикой, термин «Н.» стал бранной кличкой и широко использовался в журнальной полемике, официальных правительственных документах и антинигилистических романах (А. Ф. Писемский «Взбаламученное море», Н. С. Лесков «Некуда», В. П. Клюшников «Марево» и др.)
для дискредитации революционной идеологии и демократического движения. Противники приписывали Н. стремление к разрушению основ цивилизации, отрицание духовных ценностей, аморализм.
Почти исчезнувший из полемической литературы к концу 60-х гг. термин «Н.» позднее использовался в реакционной публицистике в моменты обострения классовой борьбы в применении к революционерам. Некоторые современные буржуазные авторы за рубежом неправомерно распространяют термин
«Н.» на те формы русского освободительного движения, наследниками которых выступили большевики.
Лит.: Козьмин Б. П., Литература и история, М., 1969, с. 225-42; Новиков А. И., Нигилизм и нигилисты, Л., 1972, с. 34-117.

Нигеро-Кордофанские Языки    Нигилизм    Нигилист