Райт
Райт в Энциклопедическом словаре:
Райт - (Wright) - американские авиаконструкторы и летчики, пионеры авиации,братья: Уилбер (1867-1912) и Орвилл (1871-1948). Первыми в мире 17.12.1903совершили полет продолжительностью 59 с на построенном ими самолете сдвигателем внутреннего сгорания.
из
Дерби (Wright of Derby) Джозеф (1734-97) -
английский живописец.Романтические ночные пейзажи, жанровые сцены с искусственным освещением(''Кузница'', 1773).
Фрэнк
Ллойд (1869-1959) -
американский архитектор и теоретикархитектуры.
Основоположник органической архитектуры. Рассматривал зданиекак
организм с единым
свободно развивающимся пространством,
связанный сприродной средой. Постройкам Райта (''Дом над водопадом'' в Пенсильвании,1936;
Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1956-59) присущи
индивидуальность ипластичность облика.
(Wright)
Томас (1711-86) -
английский астроном. Первым предложил(1750)
модель Млечного
Пути как
кольца, состоящего из звезд. Считал, чтотуманности являются далекими звездными системами.
Сьюалл (1889-1988) -
американский генетик. Основные
работы поэволюции, генетике, биометрии.
Совместно с другими (С. С.
Четвериков, Р.Э.
Фишер, Дж. Б. С. Холдейн) заложил
основы современной популяционнойгенетики.
(Wright) Ричард (1908-60) -
американский писатель. Роман ''СынАмерики'' (1940) о судьбе негра, обреченного на
преступление и
вместе с темприходящего от духовного одичания к личностному самоопределению;экзистенциалистски окрашенные
повести (''Человек,
который жил под землей'',1943) и романы (''Посторонний'', 1953,
''Долгий сон'', 1958) о жестокихсоциальных нравах,
власти биологического
начала, духовном отчуждениилюдей, растлевающем влиянии расовых предрассудков как на
белых, так и начерных.
Определение слова «Райт» по БСЭ:
Райт (Wright)
братья: Уилбер (16.4.1867, Милвилл, Индиана, - 30.5.1912, Дейтон, Огайо) и Орвилл (19.8.1871, Дейтон, Огайо, - 30.1.1948, там же), американские изобретатели, авиаконструкторы и лётчики. С детства проявляли большой интерес к спорту и технике. Вначале содержали в Дейтоне небольшую типографию, потом организовали мастерскую по ремонту велосипедов. Интерес к авиации возник у Р. после известия о гибели О. Лилиенталя. Изучив ряд работ по авиации (С. Ленгли, О. Шанюта, О. Лилиенталя и др.), Р. занялись постройкой планёров различных конструкций, на которых выполнили до тысячи полётов. В 1903 установили на своём планёре двигатель внутреннего сгорания собственной постройки мощностью 8,85 квт (12 л. с.) и 17 декабря 1903 выполнили первый в мире успешный полёт продолжительностью 59 сек. В 1904-08 Р. усовершенствовали свой самолёт в двух модификациях и совершили первый полёт по кругу продолжительностью 38 мин, а затем первый полёт с пассажирами на борту. В 1908-1909 Уилбер демонстрировал свой самолёт в Европе с целью продажи его военным ведомствам разных стран. Самолёт Р. строился и совершенствовался в Германии и России до 1913, но не получил распространения. В 1909 Р. организовали в США компанию по производству самолётов.
Соч.: The Wright brothersaeroplane, «The Century Magazine», 1908, v. 76, № 5.
Лит.: Зенкевич М., Братья Райт, М., 1933; Знаменский Г. А., 70 лет со дня успешного полета самолёта братьев Райт, в книге: Из истории авиации и космонавтики, в. 19, М., 1973.
У. Райт.
О. Райт.
Райт - из
Дерби (Wright of Derby) Джозеф (3.9.1734, Дерби, - 29.8.1797, там же), английский
живописец, выразитель предромантических тенденций. Учился в Лондоне (1750-е гг.), работал
преимущественно в Дерби. В 1773-75 посетил Италию.
Одним из первых в изобразительном искусстве обратился к теме промышленного переворота:
часто изображал сцены труда, научных опытов,
прибегая (под влиянием голландского Караваджизма) к драматическим эффектам ночного освещения
(«Опыт с воздушным насосом», 1768,
Галерея Тейт, Лондон).
Лит.: Nicolson В., Joseph Wright of Derby: painter of light, v. 1-2, [N. Y.], 1968.
Дж. Райт из Дерби. «Кузница». 1773.
Эрмитаж. Ленинград.
Райт (Wright)
Ричард (4.9.1908, Натчез,
Миссисипи, - 29.11.1960,
Париж), американский
писатель. Родился в бедной негритянской семье. Начальное
образование получил в сиротских приютах. В 30-е гг. был членом
компартии США. С 1946 жил в Париже. Международную
известность ему принёс роман
«Сын Америки» (1940, рус. пер. 1941), в котором показана
судьба молодого негра, обречённого на
духовное одичание, преступление и гибель.
Творчество Р. обличает
расизм, пронизано ненавистью к буржуазному строю, уродующему человеческую
личность (повесть «Посторонний», 1953; романы «Долгая мечта», 1958, «Сегодня, господи», 1963, и др.).
Соч.: Black boy, N. Y., 1945; White man, listen!, Garden City (N. Y.), 1957; в рус. пер. - Дети дяди Тома, М., 1939; Рассказы, М., 1962.
Лит.:
Мендельсон М., Современный американский
роман, М., 1964; Webb С., R. Wright. A biography, N. Y., [1968].
Райт (Wright)
Томас (1711, Байерс-Грин, близ г.
Дарем, - 1786, там же), английский
астроном. Высказал
гипотезу о
строении Вселенной,
согласно которой
большинство наблюдаемых нами звёзд составляет обособленную систему
сильно сплюснутой формы.
Соч.: An original theory or new hypothesis of the Universe..., L., 1750.
Райт (Wright)
Франк
Ллойд (8.6.1869, Ричленд-Сентер, штат
Висконсин, - 9.4.1959, Тейлизин-Уэст, штат
Аризона), американский
архитектор, основатель и
ведущий мастер школы органической архитектуры. Законченного профессионального образования не получил. Работал в
Чикаго у архитектора Дж. Л. Силеби (с 1887) и Л. Салливена (с 1888),
влияние которого на Р. было решающим.
Однако уже в первых постройках Р.
симметричные схемы учителя получают напряженно-экспрессивную романтическую
трактовку (дом Чарнли в Чикаго, 1891).
Романтические тенденции усиливаются у Р. после 1893,
когда он начинает
работать самостоятельно, и
особенно с 1900 - в его серии «домов прерий».
Среди них выделяются дом Уиллитса в
Хайленд-Парке (штат
Иллинойс, 1902) и дом Роби в Чикаго (1909), в которых Р. под влиянием японской архитектуры
впервые осуществляет идею единой системы «перетекающих» внутренних пространств. Непрерывными горизонтальными
полосами окон,
террасами и лоджиями, свесами кровель интерьеры этих распластанных построек естественно связываются с
окружающей средой.
Органичное включение архитектурных форм в
ландшафт сочетается у Р. с раскрытием специфических свойств строительных материалов и конструкций. Эти идеи находят
отражение и в
более крупных сооружениях Р.
начала 20 в.
(здание фирмы «Ларкин» в
Буффало, 1905;
отель «Импириал» в
Токио, 1916-22, разобран в 1960-е гг.).
Выставка проектов Р. в Берлине (1910) оказала
значительное воздействие на
дальнейшее развитие европейской архитектуры;
вместе с тем в США
творчество Р. оставалось непризнанным
вплоть до конца 30-х гг. В начале 20-х гг. Р. строит дома из бетонных блоков, ритмически членя их фасады с помощью многократного повтора стандартных элементов (дом Милларда в
Пасадене, штат
Калифорния, 1923). В 30-е гг. Р. становится лидером течения, противопоставляющего конформистским и техницистским тенденциям Функционализма идею архитектуры - связующего звена
между человеком и
природой. Программное
произведение Р. этого периода - дом Кауфмана
(«Дом над водопадом») в Бер-Ране (штат
Пенсильвания, 1936)
смело вынесенные
консоли которого продолжают уступы скал над лесным ручьем. Опираясь на аналогии с природными формами, Р. создаёт «древоподобные» структуры высотных зданий с бетонными
«стволами», вмещающими вертикальные
коммуникации, и расходящимися от них «ветвями» - консольными перекрытиями
(лаборатория в Рейсине, штат Висконсин, 1949; «Башня Прайса» в Бартлсвилле, штат
Оклахома, 1956). В ряде
сооружений 30-50-х гг. Р. стремится уйти от принципа прямоугольности и организует пространство на основе
углов в 60° и 120°, круга и спирали
(«дом-соты» - дом
Ханна в
Пало-Альто, штат Калифорния, 1937).
Завершение этой серии экспериментов - здание Музея Гуггенхейма в
Нью-Йорке (проект 1943-1946,
строительство 1956-59), где
главный объём сформирован спиральным пандусом, охватывающим
перекрытый прозрачным
куполом световой дворик, и где
цельности внутреннего пространства отвечает непрерывность
«текучей»
формы ограждения. Воззрения Р. как теоретика Дезурбанизма получают
выражение в его проекте «Бродэйкр-сити» (1935), предлагающем полное
растворение городской
застройки в ландшафте.
Творчество Р. образует прямую
связь между поисками архитекторов конца 19 в. и достижениями
мировой архитектуры середины 20 в. Сохраняя
верность сентиментальной мечте о жизни
среди природы и
усматривая в принципах органической архитектуры
возможности гуманизации человеческого
существования, Р. был и
одним из основоположников Рационализма в
современной архитектуре. В социально-философском плане
гуманизм Р. сочетался с индивидуализмом (часто в духе Ф.
Ницше), устремленным
скорее к свободе
личности от общества, чем к её свободе,
обеспеченной обществом.
Соч.: An organic architecture, the architecture of democracy, L., 1939; On architecture. Selected writings, N. Y., [1941]; An autobiography, N. Y., 1943: The future of architecture, N. Y., 1953; An American architecture, N. Y., 1955; A testament, N. Y., 1957; The living city, N. Y., 1958; в рус. пер. -
Будущее архитектуры, М., 1960.
Лит.: Гольдштейн А. Ф.,
Франк Ллойд Райт, М., 1973; Hitchcock Н. R., In the nature of materials, N. Y., 1942; Zevi B., Frank Lloyd Wright, 2 ed., Mil., 1954: Scully V. J., Frank Lloyd Wright, N. Y., [1960].
Современная зарубежная
архитектура. Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1956-59, архитектор Ф. Л. Райт), разрез.
Ф. Л. Райт. Дом Кауфмана («Дом над водопадом») в Бер-Ране. США. 1936.
Манхаттан, Музей Соломона Р. Гуггенхейма (1956-59, архитектор Ф. Л. Райт).
Ф. Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс, США). 1902.
Органическая архитектура. Ф. Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс). 1902. План 1-го этажа (1 -
подъезд и вестибюль; 2 - гостиная; 3 - столовая; 4 - хозяйственные помещения).
Ф. Л. Райт.
Дом Роби в Чикаго. 1909.
Дом Дж. Старджеса в Брентвуд-Хайтсе (штат Калифорния). 1938.
Синагога в Филадельфии. 1959.
Дом Кауфмана («Дом над водопадом») в Бер-Ране (штат Пенсильвания). 1936. Интерьер.
Магазин Морриса в
Сан-Франциско. 1948. Интерьер.
Ресторан в Чикаго. 1913-14. Не сохранился.
«Башня Прайса» в Бартлсвилле (штат Оклахома). 1956.
Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке. 1956-59. Интерьер.
Башня-лаборатория компании «Джонсон» в Рейсине (штат Висконсин). 1950.
Райт (Wright)
Фрэнсис (Фанни) (6.9.1795,
Данди, Шотландия, - 13.12.1852,
Цинциннати, Огайо),
деятель рабочего
движения США. В США жила (с перерывами) с 1818. В 1825 основала близ Мемфиса (штат
Теннесси) колонию, состоявшую из выкупленных на собственные
средства негров-рабов (распалась в 1830). В
конце 20-х гг.
активно участвовала в деятельности основанной в Нью-Йорке Рабочей партии. Пропагандировала идеи утопического социализма Р.
Оуэна, требовала
демократизации политического строя США,
введения системы широкого народного образования. Играла видную роль в агитации
против рабства и была одной из первых поборниц женского
равноправия в США.
Лит.: Waterman W., Frances Wright, N. Y., 1924.
Райсовет
Райт
Райт-Ковалева