Токио
Токио в Энциклопедическом словаре:
Токио - столица Японии, на юго-востоке о. Хонсю, на равнине Канто, уТокийского зал. 8,1 млн. жителей. Население т. н. столичного района(Сютокен) в состав которого входят города и населенные пункты четырехпрефектур, св. 28 млн. человек (1992). Один из крупнейших городов мира,главный финансово-промышленный центр страны (дает ок. 1/5 ее национальногодохода). Машиностроение, легкая, текстильная, полиграфическая, химическая,пищевая и др. промышленность. Международные аэропорты Ханеда и Нарита.Морской порт (грузооборот ок. 70 млн. т в год). Метрополитен. Токио -важнейший культурный центр. Университеты. Японская АН, Японская академияискусств. Театры. Св. 30 музеев (в т. ч. Галерея Тенри, Музей искусстваБриджстон, Национальный музей современного искусства, Токийскийнациональный музей, Токийский метрополитен-музей искусств). Основан Токио(первоначальное название Эдо) относится к сер. 15 в. При сегунах Токугава(1603-1867) Эдо был их резиденцией. В 1869 в Эдо была перенесена из Киоторезиденция императора, город был переименован в Токио (''восточнаястолица'') и стал столицей Японии. Многочисленные памятники: императорскийдворец (до 1869 замок Эдо, 15, 17 вв.; дворцовый комплекс, ок. 1600,перестроен в кон. 19 - нач. 20 вв.; новый императорский дворец - 1960),пейзажный парк Рикушен (кон. 17 - нач. 18 вв.), парк Уэно с деревяннойколокольней 17 в., синтоистские храмы Тосегу (в современном виде восходитк 17 в.) и Мэйдзи (кон. 19 в.), святилище Ясукуни (1919), буддистский храмбашни Каннон (основан в 17 в., восстановлен в сер. 20 в.). Игры XVIIIОлимпиады (1964). Олимпийский спортивный комплекс Йойош (1960-е гг., арх.Тангэ).
Определение слова «Токио» по БСЭ:
Токио - столица Японии, главный экономический и культурный центр страны. Один из крупнейших по численности населения и быстро растущих городов мира. Расположен в юго-восточной части острова Хонсю, на равнине Канто, в месте впадения рр. Эдогава, Аракава, Сумида, Тама в Токийский залив Тихого океана. Климат субтропический, муссонный; самый холодный месяц - январь (средняя температура 3,1°C), самый жаркий - август (средняя температура 25,6°C); осадков в среднем 1343 мм в год; 2 дождевых сезона (июнь-июль и сентябрь-октябрь), во время которых часты тайфуны. Город подвержен землетрясениям.
Столичная префектура Т. (Токио-то), или Большой Т., представляет собой в высокой степени урбанизированную территорию, более плотно заселённую в центральной части и неравномерно - по окраинам; площадь 2,141 тыс.км2, население 11,7 млн. чел. (1975) (примерно всего населения Японии), плотность свыше 5 тыс. чел. на 1 км2.
В состав столичной префектуры входят собственно Т. [23 административных района («ку»), площадь 577 км2, население около 9 млн. чел. (1970)], а также 26 городов («си»), 24 поселения сельского и городского типа, острова Идзу и Огасавара. Столичная префектура и прилегающие к ней префектуры - Канагава, Тиба, Сайтама и др. образуют так называемую Токийскую агломерацию, или Столичный район (Сютокэн). Численность населения собственно Т. быстро росла сразу после 2-й мировой войны 1939-45 и к 1970 почти утроилась против 1945 (в 1955-60 прирост был равен 6%, в 1960-1970 он упал до 0,7%), ныне она фактически стабилизировалась (см. табл. 1).
Табл. 1. - Динамика населения столичной префектуры Токио, тыс. чел.
1889 | Префектура | Собственно Токио |
1903 |
1920 | 1370 | 577 |
1940 |
1945 | ... | 1819 |
1960 |
1970 | 3699 | 2173 |
| 7355 | 6779 |
| ... | 3488 |
| 9684 | 8310 |
| 11408 | 8841 |
Из общего
числа экономически активного населения столичной префектуры (5,8 млн. чел. в 1969) 41,5% занято в
промышленности, строительстве и ремесле, 57,0% - в торговле, на
транспорте и в др. сферах услуг, 1,5% - в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве.
М. И. Крупянко.
Городское
управление осуществляет префектуральное
собрание, избираемое населением на 4 года; оно возглавляется губернатором (мэром),
который также избирается населением, практически представляет центральную
власть. Полномочия выборных органов формально достаточно широки,
однако фактически их
деятельность в
значительной мере контролируется центральной властью, находится
«под руководством и надзором» правительства. В районах Т. имеются выборные
районные собрания.
Историческая
справка. Основание Т. относится к
середине 15 в. В 1457 был построен
замок Эдо
(дословно - «вход в залив»),
вокруг которого росли поселения ремесленников и торговцев. В 1590 Эдо завладел Иэясу
Токугава. На
протяжении всего периода
правления сёгунов Токугава (1603-1867) Эдо являлся их резиденцией
(официальной столицей Японии до 1868 считался г.
Киото -
резиденция императоров). В 18 в. Эдо стал
одним из крупнейших городов мира (1368 тыс. жителей в 1787). В 1869, с уничтожением сёгуната в
результате революции 1867-68 (см.
Мэйдзи исин), сюда была перенесена резиденция императора, и
город, переименованный в Т.
(«восточная столица»), стал столицей. Во 2-й
половине 19 в. развивалась шёлковая, лаковая, фаянсовая и эмалевая
промышленность, с конца 19 в. -
машиностроение и судостроение.
В 1897-98 в Т. появились
первые профсоюзы. В 1918 происходили «Рисовые бунты», вспыхнувшие под влиянием
Октябрьской революции 1917 в России. В начале 20-х гг. в Т. и др. городах Японии возникли
коммунистические кружки и группы, на базе которых в 1922 основана Коммунистическая
партия Японии (КПЯ).
1 сентября 1923 почти
половина города была уничтожена землетрясением и вызванным им пожаром, повлекшими
много человеческих жертв.
Во время 2-й мировой войны, в 1944-45, Т. подвергался многократным бомбардировкам американской авиацией, значительная
часть жилых кварталов была уничтожена. В послевоенное время Т. -
важнейший центр рабочего и демократического
движения. В 1964 в Т. состоялись 18-е
Олимпийские игры.
Ю. В. Георгиев.
Экономика. Определяющая тенденция экономического
развития столицы -
снижение удельного веса производственных функций в хозяйстве Т. и
повышение роли управленческих, торгово-распределительных, научно-информационных. В Т. концентрируется деятельность крупнейших финансово-промышленных монополистических групп
(Мицубиси, Сумитомо, Мицуи и др.) и отдельных частных монополий, государственных и полугосударственных монополистических организаций, главных банков страны (Японский банк, Банк развития, Экспортно-импортный банк,
Центр, банк Японии и др.), представительств иностранных монополий.
Большая часть управленческих
учреждений размещается в районах Маруноути, Отемати, Нихонбаси.
Вместе с тем Т. (столичная префектура) остаётся одним из крупнейших в Японии индустриальных районов, на который приходится (1973) свыше 14% всего числа промышленных
предприятий, 12% всех занятых. О
структуре промышленности Большого Т. см. табл. 2. В столичной
префектуре сосредоточена значительная часть машиностроения Японии.
Машиностроение и
металлообработка специализируются в основном на
изготовлении сложных и точных машин, приборов, электротехнического и электронного
оборудования и аппаратуры, оптико-механических изделий,
авто- и
авиастроении, судостроении, производстве железнодорожного оборудования и подвижного состава,
станкостроении, дорожном машиностроении и др.
видах машиностроения. Развита металлургия. В химической промышленности преобладают отрасли
тонкой химической технологии: производство медикаментов, косметических изделий, фотохимикалиев, лаков и красок, в
частности типографских; нефтепереработка и нефтехимия
(химия волокна,
пластмассы и др.).
Табл. 2. - Структура промышленности столичной префектуры *
Отрасли | Число занятых | Стоимость продукции | Доля в общеяпонском |
промышленности | (1962) | (1970) | промышленном |
| | | производстве, % |
| тыс. | % | млрд. | % | В числе | В стоимости |
| чел. | | иен | | занятых | продукции |
| | | | | (1962) | (1970) |
Все отрасли | 1285 | 100 | 6268 | 100 | 15,5 | 10,6 |
в том числе: |
электротехническая | 202 | 15,4 | 1217 | 20,0 | 25,0 | 170 |
общее машиностроение | 151 | 11,5 | 692 | 11,0 | 17,5 | 11,0 |
производство металлоизделий | 133 | 10,0 | 314 | 5,0 | 25,4 | 12,5 |
производство транспортного | 77 | 6,1 | 491 | 7,7 | 17,7 | 6,0 |
оборудования |
точная механика | 75 | 6,0 | 288 | 4,5 | 45,0 | 37,0 |
химическая | 65 | 5,0 | 451 | 7,0 | 14,0 | 8,0 |
полиграфическая | 121 | 9,2 | 884 | 14,0 | 40,0 | 58,0 |
пищевкусовая | 75 | 6,0 | 509 | 8,0 | 9,0 | 9,0 |
*
Учитывая предприятия более чем с 30 занятыми.
В Т. самая крупная в стране полиграфическая промышленность. Значительна промышленность стройматериалов. Разнообразная пищевая промышленность
(пивоварение, мукомольная, рыбоконсервная и
многие др. отрасли), перерабатывающая
главным образом
привозное сырьё. Многочисленные отрасли лёгкой промышленности, снабжающей
преимущественно население Т. (текстильная,
швейная, кожная, керамическая, мебельная, производство ювелирных изделий, сувениров и др.).
Большинство промышленных предприятий-мелкие и
средние с числом занятых до 300 чел. (на них приходится свыше стоимости промышленной
продукции). Промышленные предприятия размещаются большей
частью по берегам р. Аракава - в районах Кото, Дзехоку, Дзенан, Кита и др. На территории собственно Т.
новое промышленное строительство почти не ведётся, главным образом
ввиду высоких цен на землю,
необходимости комплекса
мероприятий по борьбе с загрязнением
окружающей среды и др.;
ежегодно закрывается или переводится в др. районы столичной префектуры или в
соседние префектуры в среднем до 3% от общего числа промышленных предприятий.
Промышленность Т. опирается на мощную энергетическую базу (ежегодно
здесь потребляется около 25 млрд.квт·ч, 1970).
Т. -
крупный торгово-распределительный центр. По размерам внешнеторгового оборота он уступает
Йокохаме, Кобе, Нагое.
Здесь находятся товарная и фондовая биржи, представительства более 3 тыс. различных торговых фирм;
общее число национальных торговых компаний, магазинов оптовой и розничной торговли превышает 250 тыс. В них занято 1,6 млн. чел.
Велик удельный вес предприятий оптовой торговли (34,8% оптовых продаж Японии в 1972). Растет число крупных универмагов и магазинов
самообслуживания. Коммерческие районы - Тиёда, Тюо, Минато. Развита сеть др. учреждений
обслуживания (около 75 тыс. ресторанов и столовых, около 10 тыс. баров и
кабаре, 3 тыс. бань, около 3,8 тыс. гостиниц, в том числе
несколько десятков европейского типа, в 1970). Т. - главный центр туризма в Японии (ежегодно около 800 тыс. иностранных туристов).
Т. - крупнейший транспортный узел страны. Узел морских и воздушных
сообщений международного
значения. Морской порт оборудован 10 причалами (общая
длина 13 км);
грузооборот Токийского
порта 55,6 млн.т в 1974 (на 7-м месте в Японии). Т. связан скоростными авто- и железнодорожными магистралями со многими городами Японии; в 1975 вступила в
строй скоростная железнодорожная
магистраль Токио -
Фукуока. Аэропорт Ханеда связан с центром города монорельсовой
железной дорогой (обслуживает более 2,5 млн. пассажиров в год);
новый аэропорт построен в Нарите. Имеется окружная наземная
городская железная
дорога, по которой перевозится основной
поток пассажиров из пригородов,
метрополитен, обслуживающий преимущественно центральные кварталы, автобусное сообщение:
через город проходят автострады.
Ежедневно всеми видами городского транспорта перевозится 20 млн. чел., из них около 75% - по городской железной дороге, 20% - метрополитеном. В
автопарке около 800 тыс. грузовых автомобилей, 40 тыс.
такси. Т. переживает
острый транспортный кризис; в собственно Т.
пользование наземными видами транспорта осложняется не
только из-за увеличения количества машин, но и из-за тесноты городской
застройки (Т. выделяется
среди крупнейших городов мира наименьшей долей площади улиц в общей площади города).
Автостоянки, пешеходные пути, складские
помещения, магазины переносятся под землю.
Воздух насыщен газами и гарью, вода в реках загрязнена. Ежедневно собирается 18 тыс.т бытовых отходов, из них около сжигается,
остальное засыпают в мелководную часть Токийского залива с целью
осушения его (за 1960-70 освоено свыше 1.55 тыс.га).
М. И. Крупянко.
Архитектура. Для облика Т. характерны не
многочисленность озеленённых территорий, крупные каменные,
кирпичные, железобетонные
здания (в том числе небоскрёбы) в центре и
лёгкие деревянные (преимущественно жилые
одноэтажные) постройки, занимающие большую часть площади города; жилые районы
дважды возводились
заново (после
землетрясения 1923 и 2-й мировой войны 1939-45).
Исторический центр города - район Нихонбаси, где находится окруженный парком
комплекс императорского дворца, бывшей резиденции сёгунов рода Токугава (начат около 1600,
перестройки 19 и 20 вв.). В стиле большинства обществ,
сооружений Т. конца 19 -
начала 20 вв. преобладает
эклектизм (дворец Акасака, 1909,
архитектор О. Ката-яма;
парламент, 1915-36, архитектор Т. Охама и др.); однако с 1910-х гг. появились и ранние
образцы творческой
переработки местных архитектурных традиций в духе современного зодчества
(отель «Импириал», 1916-22, архитектор Ф. Л. Райт, разобран в 1960-е гг.; центр,
почтамт, 1934, архитекторы Т.
Иосида, М. Ямада).
В 1964, в
связи с Олимпиадой, предпринят 1-й этап
реконструкции Т. (в жилых массивах проложены 22 автострады, построены
многочисленные скоростные
дороги на эстакадах). В 1960-70-е гг. быстрыми темпами развиваются новые городские центры (Сибуя, Синдзюку, Икебукуро, Тама), где ведётся
интенсивное высотное и
подземное строительство. Для
обеспечения свободного развития функциональных зон города предложены проекты осушения и дальнейшего
освоения акватории Токийского залива (архитекторы К.
Тангэ, К. Кукутакэ).
Однако широкие градостроительные мероприятия не привели к коренному
видоизменению общей
планировки города, в
целом отличающейся крайней
хаотичностью. Среди примечательных построек середины 20 в. -
Метрополитен фестиваль холл в парке Уэно (1960-61, архитектор К. Маекава); Олимпийский спортивный комплекс (1963-64), включающий Гимназиум (см. илл.);
собор святой Марии (1964), оба - архитектор К. Тангэ: Токийская телебашня и др.
Г. Б. Навлицкая.
Учебные
заведения, научные и культурные учреждения. В Т. находится свыше 80 государственных, муниципальных и частных высших учебных заведений, в том числе Токийский
университет, Токийский
муниципальный университет,
университеты с.-х.,
педагогики, изящных искусств и музыки,
технологический институт, крупнейшие частные университеты Васэда, Кэйо, Хосэй, Нихон, Мэйдзи и др. Научные учреждения: Японская
академия наук, Японская академия искусств, свыше 100 научно-исследовательских институтов,
лабораторий и центров при университетах, около 40 - при министерствах и ведомствах, в том числе Национальная аэрокосмическая лаборатория, Национальный
онкологический центр, Национальный
исследовательский центр защиты от стихийных
бедствий, научно-исследовательские
институты здравоохранения, гигиены, природных ресурсов, проблем
народонаселения и др. Крупнейшие библиотеки: Национальная парламентская
библиотека, библиотеки университетов. Крупнейшие музеи: Токийский национальный
музей, музей Окура Сюкокан,
Музей Нэдзу, Национальный
научный музей, Национальный музей западного искусства, Национальный музей современного искусства, Музей народных ремёсел, Музей каллиграфии.
В Т. имеются:
театр, здания, где выступают ведущие труппы Японии - «Кокурицу гэкидзё», «Кабукидза», «Тэйкоку гэкидзё», «Хайюдза», «Мэйдзидза»;
концертные залы - «Уэно бунка кайкан»,
«Нитигакидзё» (для эстрадных
выступлений), «Кокусай гэкидзё», «Косэйненкин кайкан», «Тоёко хору»; зал Всеяпонской радиовещательной корпорации; театр, музей при университете Васэда «Васэда энгэки хакубуцукан».
Лит.: Nouet N., Histoire de Tokyo, P., [1961]; The city of Tokyo; municipal administration and government, Tokyo, 1931; Tokyo for the people. Tokyo, 1972; Судзи-дэ миру когай, Токио, 1970; Сютокэн, сева 60 нэн, Токио, 1970.
К. Тангэ. «Гимназиум» в Токио.
Япония. 1963-64.
Императорский дворец. Начат около 1600.
Токио.
Парламент. 1915-36. Архитекторы Т. Охама и др.
Токио. Сад Рикугиен. Существует с 1695.
Токио.
Концертный зал Согэцу. 1960.
Архитектор К. Тангэ.
Токио.
Панорама приморской части города.
Токио. Один из районов города.
«Морской парк» с Музеем Океана на осушенной территории Токийского залива.
Токио.
Святилище Нэдзу Инья. Начато в 15 в.
Токио. Рыболовецкая гавань.
Токио.
Здание фирмы «Мицубиси». 1965. Архитектор К. Тангэ.
Токио.
Ворота храма Дзодзодзи.
Конец 16 в.
В центральной части Токио. Вид со
стороны Императорского дворца.
Токио.
Пелена смога над городом.
Токио в
ясный день
(вдали видна гора Фудзияма).
Токио.
Площадь и подземная
стоянка транспорта
перед западным вокзалом Синдзюку. 1966. Архитектор Дж. Сакакура.
Столичная префектура Токио.
Токио. План города.
Токийский Университет
Токио
Токката